Тематические подборки
Картинка коллекции
Эпическим произведениям коренных малочисленных народов Севера наряду с самобытностью присущи общие черты. Так, к ним относятся, например, соучастие сказителя и слушателей в процессе повествования, почитание сказителя как обладателя божественного дара. Эпосы различных этносов обладают схожей структурой: зачин-вступление; завязка; кульминация; развитие действия. Помимо сюжетной структуры эпосам свойственны и общие мотивы.
Эпос представляется как некоторая энциклопедия аутентичного быта и духовной культуры народа, так, например, во многих эпосах рассказывается о структуре мира (как правило, трехчастной), об особенностях жилища, традиций того или иного народа.

Героический эпос долган
Самым архаичным в фольклоре долган является эпический жанр – олонхо, впитавший в себя многовековую историю и традиции целого народа. Олонхо – героический эпос долган, который включает в себя мифологию, религию и психологию этноса. В переводе с долганского слово «олоҥхо» означает «повествование, рассказ, вымысел». Исторические легенды и предания рассказывали о переломных моментах в жизни народа. Олонхо является вершиной духовного творчества долган, сплавом его мудрости, сокровищницей языкового богатства. Среди других жанров олонхо выделяется монументальностью и уникальными особенностями.

Эвенский нимкан
В культурной традиции эвенов исполнение эпоса (нимкана) было коллективным действом, важным для всей социальной жизни общества, а эпический исполнитель был лицом значимым для всего сообщества в целом. Эпос эвенов, доживший до наших дней преимущественно в прозаической и отчасти песенно-прозаической формах, существовал некогда и в песенной форме. Песенно-прозаический эпос исполнялся преимущественно мужчинами и был представлен во взрослой смешанной аудитории, куда допускались и дети. Эпос звучал в кругу семьи или исполнялся для более обширной группы, для всего стойбища.

Эвенкийский нимнгакан
Материалы по эвенкийскому эпосу свидетельствуют о том, что в нем имеются такие древние элементы, как героическое сватовство, борьба с чудовищами и др., присущие догосударственному эпосу. Эвенкийский эпос воспевает слияние человека с природой, их единство, напоминая о первоначальном месте человека в мире, о самых «корнях» человеческого бытия. Сюжеты эвенкийских нимнгаканов разнообразны. Есть сказания об одиноких героях - пеших охотниках, становящихся родоначальниками эвенков; о женщинах-богатырках; о братьях-богатырях, спасающих друг друга; о брате и сестре и др.

Юкагирские сказания
Исторические предания занимают в фольклоре лесных юкагиров одно из видных мест. Предания о межплеменной борьбе являются своеобразной народной летописью, отображающей историю далекого прошлого. Многие из преданий, рассказывающих о военных подвигах юкагирских мужчин, содержательно уже ориентированы на героизацию соплеменников и стоят по своему развитию как бы на пути к архаическому героическому эпосу. Исторические предания лесных юкагиров значительно отличаются от цикла сказаний тундровых юкагиров о богатыре Эдилвее, характеризующихся большим объемом, присутствием типических персонажей, сюжетов и мотивов, переплетением признаков военно-героических преданий, мифологических представлений и волшебных элементов, яркостью и образностью языка и т.д.

Данная подборка включает эпическое наследие долган, эвенков, эвенов и юкагиров: как сами фольклорные тексты, так и научную и научно-популярную литературу по этой теме.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
При оформлении использована картина Ю. Спиридонова "Хозяин Момских гор".
Издания подборки 1 - 10 из 12
1.
Обложка

Издательство: Электронное издательство НБ РС(Я)

Год выпуска: 2020

Количество страниц: 176 с.

В сборнике опубликованы тезисы докладов, представленные на Всероссийской научно-практической конференции "Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич", посвященной 125-летию Глафиры Макарьевны Василевич (15(29).03.1895 — 22.04.1971), выдающегося советского ученого, чьи фундаментальные труды по этнографии, языкознанию, педагогике и фольклористике являются основой тунгусоведения и остаются актуальными и востребованными на протяжении длительного времени. Для языковедов, этнографов, историков и всех, кто интересуется вопросами состояния и развития Северной Азии РФ. Тексты тезисов приводятся в авторской редакции
2.

Количество страниц: 4 с.

Яковлева, М. П. Структура и форма исполнения эвенкийского эпоса / Яковлева Маргарита Прокопьевна, кандидат филологических наук // Эпическое наследие народов Якутии: традиции и современность. — Якутск, 2018. — С. 113-116.

3.

Количество страниц: 5 с.

Петрова, В. А. Эпическая традиция эвенов / Петрова Валентина Алексеевна, кандидат филологических наук // Эпическое наследие народов Якутии: традиции и современность. — Якутск, 2018. — С. 109-113.

4.

Количество страниц: 7 с.

Варламова, Г. И. О героических сказаниях эвенков бассейна р. Алдан / Варламова Галина Ивановна, доктор филологических наук // Эпическое наследие народов Якутии: традиции и современность. — Якутск, 2018. — С. 12-18.

5.

Количество страниц: 4 с.

В публикации рассматриваются географические представления эвенков, отраженные в эпическом жанре. Автор предполагает взаимосвязь мировоззренческих представлений эвенков с их этнической историей.
In this article the geographical representations of Evenks refl ected in an epic genre are considered. The author suggests relationship of philosophical ideas with their Evenk ethnic history.

Варламов, А. Н. Географические представления эвенков в эпосе / А. Н. Варламов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 104-107.

6.

Ответственность: Покатилова Надежда Володаровна (Прочие), Жукова Людмила Николаевна (Прочие), Илларионова Туяра Васильевна (Прочие)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 316 с.

Прокопьева, П. Е. Устная несказочная традиция юкагиров : [монография] / П. Е. Прокопьева ; ответственный редактор Г. И. Варламова ; [рецензенты: Н. В. Покатилова, Л. Н. Жукова, Т. В. Илларионова] ; Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. – Новосибирск : Наука, 2018. – 307, [1] с.
DOI: 10.15372/YUKAGHIR2018PPE

7.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2009

Серия, номер выпуска: Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Количество страниц: 152 с.

На основе анализа фольклорных текстов юкагиров в контексте мифологии и фольклора народов циркумполярной культуры автор показывает своеобразие мифотворческой мысли юкагирского народа, результатом которой явились те или иные фольклорные факты. В работе предпринята попытка объяснить происхождение таких самобытных образов юкагирского фольклора, как хитроумный Заяц, Мифический Старик - людоед, шестиногий лось, имеющий своего хозяина; анализируется песенный фольклор юкагиров, поэтическая образность которого также проистекает из мифа. Книга содержит приложение, где помещены фольклорные тексты верхнеколымских юкагиров на русском и юкагирском языках, собранные автором в 1989-2006 гг. Данные полевые материалы публикуются впервые. Книга предназначена для фольклористов, этнографов, культурологов и всех, кто интересуется устным народным творчеством коренных малочисленных народов Севера
8.
Обложка

Издательство: Национальная библиотека РС(Я)

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 436 с.

В сборник вошли доклады и сообщения участников Международной научно-практической конференции, посвященной году языков коренных народов. В материалах сборника обсуждаются вопросы взаимодействия, типологии и функционирования языков коренных народов, состояния и развития фольклорного и литературного наследия народов Арктики. Рассматриваются также проблемы сохранения и возрождения музыкальных и танцевальных традиций, отмечается значимость инновационных технологий в возрождении языков коренных народов, предлагаются современные эффективные методы обучения языкам коренных народов, особо подчеркивается роль библиотек в сохранении языкового многообразия на территории Арктики.
10.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 384 с.

В монографии исследуется мифологическая модель мира юкагиров как символическая система, которая имеет логически выверенную структуру, базисное, концептуальное и вариативное, подверженное эволюции и трансформации, содержание. Впервые предпринимается попытка реконструирования мифологического времени как последовательно меняющихся картин мира со своими доминирующими идеями и героями