Тематические подборки
Тотемизм, анимизм, культ предков, промысловые культы, фетишизм, монотеизм, шаманизм – все эти виды языческих культов можно встретить в якутских религиозных верованиях. Якутскую веру характеризуют два термина: танаралар и айыылар. Термин «танаралар» обозначает совокупность божеств, покровителей сил природы и видов хозяйственных занятий.
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.
В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.
В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издания подборки 1 - 5 из 5
Автор:
Издательство: Издательство ЦКиИ им. А. Е. Кулаковского
Год выпуска: 1994
Количество страниц: 56 с.
В брошюре излагаются основные мифологические представления якутов о структуре мира, Вселенной, о человеке. Особое внимание уделено описанию пантеона якутской мифологии и приравненных к нему могущественных духов-покровителей
Автор:
Ильяхов Петр Николаевич
Год выпуска: 1996
Количество страниц: 20 с.
Подборки
- Авторефераты диссертаций > Исторические науки,
- Традиционные верования саха > Шаманизм,
- Винокурова Ульяна Алексеевна > Редакторская и составительская деятельность, авторство предисловий, послесловий и рецензий,
- Религия. Теология,
- Общественные науки. Образование,
- iYakutia > Традиционные верования > Шаманские обряды. Шаманы,
- КНИГАКАН > Общественные науки > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы. Фольклор.
Автор:
Васильева Нина Дмитриевна
Заглавие:
Шаманство в Якутии. 1920-1930 гг.
Год выпуска: 1998
Количество страниц: 18 с.
Автор:
Издательство: [б. и.]
Год выпуска: 1973
Количество страниц: 22 с.
Подборки
- Авторефераты диссертаций > Исторические науки,
- Гоголев Анатолий Игнатьевич,
- Традиционные верования саха > Шаманизм,
- Религия. Теология,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История > Историческая наука. Историография > История Якутии > Якутия в XVI-XVIII вв.,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История > Историческая наука. Историография > История Якутии > Якутия в XIX в.,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История > Историческая наука. Историография > История Якутии > Якутия до 1917 г.,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История > Историческая наука. Историография > История Якутии > Якутия с 1917 по 1940 гг.,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История > Историческая наука. Историография > История Якутии > Якутия в послевоенные годы до 1979 г.,
- НАУКА ЯКУТИИ > КРАЕВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ. БИОГРАФИИ. ИСТОРИЯ > Историческая наука. Историография > Всеобщая история > История Якутии,
- НАУКА ЯКУТИИ > РЕЛИГИЯ. ТЕОЛОГИЯ.
Гоголев, Анатолий Игнатьевич.
Историография верований и шаманства у якутов : (вторая половина XVII - 50-е годы XX в.) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / А. И. Гоголев ; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР, Якут. гос. ун-т. - Якутск : [б. и.], 1973. - 29 с.