Тематические подборки
Картинка коллекции
Аляска – Сибирь (Алсиб) — воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, по которой с 1942 года по договору ленд-лиза осуществлялась перегонка американских самолётов, через Аляску, Чукотку и Сибирь в районы боевых действий с нацистской Германией. которые США поставляли в СССР.
Административным центром перегоночной трассы Аляска – Сибирь был выбран Якутск, расположенный примерно посередине трассы. Учитывалось и то, что Якутск — самый крупный город на пространстве между Уэлькалем и Красноярском, в Якутске имелась возможность организовать ремонт самолётов, здесь же находился мощнейший на северо-востоке страны радиоцентр. В Якутске базировались 4-й перегоночный полк, а также 8-й транспортный полк, сформированный в июне 1943 г.
В небывало короткие сроки — менее чем за год — была построена авиалиния протяжённостью около пяти тысяч километров. 11 августа 1942 года Дальстрой приступил к строительству аэродрома в Оймяконе, а уже в конце сентября здесь приземлился тяжёлый транспортный самолёт Г-2. В том же году 29 октября комиссия Аэрофлота приняла в эксплуатацию аэродром в Олёкминске.
Всего за время войны наша страна получила от союзников 18 295 самолётов (20% от выпуска отечественной фронтовых бомбардировщиков и истребителей), из них по трассе Аляска – Сибирь доставлено в Советский Союз около восьми тысяч крылатых машин.
По воздушному международному мосту перевезли более 18 тысяч тонн различных грузов: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, медикаменты.
В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность. Многим из тех, кто ее обслуживал, полюбился северный край: после демобилизации они остались в Якутии и составили костяк личного состава Якутского управления гражданской авиации.

В коллекцию вошли издания, рассказывающие об истории легендарной воздушной трассы, о людях, которые внесли вклад в её строительство, обслуживание, о лётчиках, выполнявших перегон самолётов в сложных условиях: над малонаселенной местностью, при низких температурах.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 23
1.

Издательство: ФГБУН Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН

Год выпуска: 2023

Серия, номер выпуска: Ч. 3

Количество страниц: 340 с.

Впервые в этой книге в систематизированном виде излагается продолжение истории деятельности Якутского управления гидрометеорологической службы после окончания Великой Отечественной войны за период с 1946 по 1970 годы. Большое внимание уделено людям, справившимся с новыми задачами, и событиям, позволившим внести достойный вклад в экономическое развитие Якутской АССР.
2.

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 2010

Количество страниц: 328 с.

Книга автора Васильева М. Е. "Воздушные гавани Якутии. События и люди" содержит серию очерков по истории аэропортов Якутии, очерк о создании и развитии аэропортовых комплексов РС (Я), начиная с гидропортов 30-х - 40-х годов XX века, сухопутных аэродромов, аэропортов и руководителях аэропортового комплекса, построивших и руководивших их деятельностью в нелегких условиях Крайнего Севера. Это очередная книга Васильева М. Е. по истории авиации Якутии, посвященная героическому, но не всегда по достоинству оцениваемому, труду работников наземных служб, и сохранению имен передовых представителей аэропортового комплекса в истории авиации Якутии
3.

Издательство: Медиа-холдинг "Якутия"

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 392 с.

Книга посвящена 90-летию авиации России и высокопрофессиональному труду диспетчеров службы организации воздушного движения и инженерно-технического состава служб радиотехнического обеспечения полетов, биография которых началась в далеких 20-х - 30-х годов ХХ столетия
4.

Издательство: Медиа-Холдинг "Якутия"

Год выпуска: 2007

Количество страниц: 310 с.

Книга автора Васильева М. Е. "Отцы-командиры. События и люди" состоит из серии очерков об известных летчиках-командирах, организаторах летной работы, о их роли в становлении и развитии авиации Якутии, подготовке, воспитании летных кадров и из воспоминаний ветеранов авиации
5.

Издательство: Медиахолдинг "Якутия"

Год выпуска: 2020

Количество страниц: 216 с.

Книга освещает роль семейных династий в послевоенной становлении и развитии авиации Якутии, в социально-экономическое развитие нашей северной республики. Основателями семейных авиационных династий стали участники Великой Отечественной войны и перегонки американских боевых самолетов на фронт. До 70-х годов они составляли кадровый костяк авиации Якутии. Они руководили управлением гражданской авиации, предприятиями, аэропортами, службами. Все что мы сегодня имеем - это наследство, оставшееся нам от первых и последующих поколений семейных авиационных династий
6.

Издательство: ФГБУН Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН

Год выпуска: 2020

Серия, номер выпуска: Ч. 2

Количество страниц: 310 с.

Впервые в систематизированном виде излагается история деятельности Якутского управления гидрометеорологической службы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Большое внимание в книге уделено людям, героически осваивавшим малозаселенные места Якутии, Колымы и Чукотки
8.

Издательство: Сахаполиграфиздат

Год выпуска: 2016

Серия, номер выпуска: Кн. 4

Количество страниц: 224 с.

Четвертая книга из серии "Рисуют дети Хангаласа" представляет творчество учащихся Покровской детской художественной школы Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)
9.

Издательство: РИО медиа-холдинга

Год выпуска: 2016

Количество страниц: 192 с.

В книге представлены краткие биографии и фотоснимки, освещающие жизнь и трудовую деятельность 29 заслуженных пилотов и штурманов СССР и Российской Федерации, работавших или работающих в авиапредприятиях и авиакомпаниях Якутии
10.

Издательство: РИО медиа-холдинга

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 376 с.

Первая наиболее полная в России книга о воздушной трассе Фэрбенкс - Якутск - Красноярск (Аляска-Сибирь), по которой в годы Великой Отечественной американские и советские авиаторы доставили из США в СССР около 8 тыс. боевых и транспортных самолетов. В книге на конкретных малоизвестных примерах освещается участие якутян и жителей других регионов Восточной Сибири в строительстве и эксплуатации трассы в годы войны, а также показана роль инфраструктуры трассы и ее работников в послевоенном развитии воздушного транспорта Якутии