Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 308
1.

Количество страниц: 3 с.

В статье рассматривается специфика подготовки специалистов для работы в арктических территориях. Показан опыт подготовки местных кадров из отдаленных арктических районов и необходимость открытия новых специализаций для нужд Севера.
The article discusses the specifics of training specialists to work in the Arctic territories. The experience of training local personnel from remote Arctic regions and the need to open new specializations for the needs of the North is shown.
2.

Количество страниц: 8 с.

Инженерное мышление успешно развивается при использовании компьютерного моделирования, формируя графодинамический функционально-структурный образ объекта проектирования, что дает устойчивый стимул для реализации задуманного.

Иванов, М. С. Опыт развития инженерного мышления у студентов посредством компьютерного моделирования / Иванов М. С., Парникова Т. А. ; ФГБОУ ВО Якутская государственная сельскохозяйственная академия //Региональные вопросы развития сельского хозяйства Якутии : сборник статей научно-практической конференции, 18-19 октября 2018 г. / [под общ. ред. д.с.-х.н., проф. В. В. Панкратова ; рец.: д.биол.н., проф. Н. Н. Сазонов, к.с.-х.н., доц. Н. А. Слепцова]. - Якутск : Алаас, 2018. - С. 9-16.

3.

Количество страниц: 7 с.

В исследовании обращается внимание на актуальность проблемы языковой преемственности в системе непрерывного аграрного образования. Цель работы заключается в определении педагогических условий, способствующих сохранению связи между агрошколой и агровузом при обучении иностранному языку. Авторы представляют модель педагогических условий, направленную на обеспечение преемственности в обучении иностранному языку "агрошкола — агровуз" с целью формирования конкурентоспособных выпускников. Основой этой модели является высокий уровень языковой компетенции будущих студентов агровузов, особенно в контексте аграрного образования. В работе представлены четыре ключевых педагогических условия для успешной реализации модели: установление партнерства между агрошколами и аграрными вузами, разработка специальной программы курса для учителей иностранного языка в агрошколе, создание методических рекомендаций для учителей и интеграция агрокомпонента в учебный план агрошкол. Автор отмечает важность законодательных основ преемственности образовательных программ и выделяют проблему недостаточной формальной реализации этого принципа, особенно в сфере аграрного образования. Основываясь на предшествующих исследованиях и концепциях, статья рассматривает необходимость разработки педагогических условий для обеспечения преемственности в изучении иностранного языка от агрошколы до агровуза. Такие условия должны способствовать сохранению целостности образовательного процесса и обеспечивать непрерывность обучения языку. Автор подчеркивает значимость создания специализированной образовательной среды, которая бы поддерживала всестороннее развитие личности студентов и способствовала формированию их языковой компетенции в аграрной сфере. Эксперимент проводился среди учащихся10—11 классов трех агрошкол Республики Саха (Якутия).Из результатов анкетирования следует, что использование практических занятий, аграрных сценариев и форм обучения, характерных для вузов, существенно улучшило языковые навыки и уверенность школьников в переходе к высшему образованию. Внедрение агрокомпонента также способствовало более глубокому освоению материала и практическому применению иностранного языка в аграрной сфере. Такие результаты подтверждают положительный эффект внедрения модели, поддерживающей преемственность образования в аграрной сфере.
Study draws attention to the relevance of the issue of linguistic continuity in the system of continuous agrarian education. The aim of the work is to identify pedagogical conditions that contribute to maintaining the connection between agricultural schools and agrarian universities in teaching foreign languages. The author presents a model of pedagogical conditions aimed at ensuring continuity in teaching a foreign language from “agro school” to “agro university” with the goal of forming competitive graduates. The basis of this model is a high level of language competence among future agrarian university students, especially in the context of agricultural education. The paper presents four key pedagogical conditions for the successful implementation of the model: establishing partnerships between agricultural schools and agrarian universities, developing a special course program for foreign language teachers in agricultural schools, creating methodological recommendations for teachers, and integrating an agricultural component into the agricultural school curriculum. The author emphasizes the importance of legislative foundations for educational program continuity and highlights the problem of insufficient formal implementation of this principle, particularly in the field of agricultural education. Building on previous research and concepts, the article discusses the need to develop pedagogical conditions to ensure continuity in foreign language learning from an agricultural school to an agrarian university. Such conditions should contribute to maintaining the integrity of the educational process and ensuring continuity in language learning. The author emphasizes the importance of creating a specialized educational environment that supports the comprehensive development of students’ personalities and fosters the development of their language competence in the agricultural sphere. An experiment was conducted among students in grades10-11 from three agricultural schools in the Sakha Republic(Yakutia). The results of the survey indicate that the use of practical exercises, agricultural scenarios, and teaching methodstypical of universities significantly improved students’ language skills and confidence in transitioning to higher education. The integration of the agricultural component also contributed to a deeper understanding of the material and the practical application of the foreign language in the agricultural field. These results confirm the positive effect of implementing a model that supports educational continuity in the agricultural sphere.

Матаннанова, М. В. Педагогические условия, обеспечивающие преемственность в обучении иностранному языку / М. В. Матаннанова ; Арктический государственный агротехнологический университет // Бизнес. Образование. Право. - 2024. - N 2 (67). - С. 508-514. - DOI: 10.25683/VOLBI.2024.67.1004
DOI: 10.25683/VOLBI.2024.67.1004

4.

Количество страниц: 5 с.

Сегодня наиболее актуальным в сфере образования является применение нетрадиционных форм обучения, а именно дистанционного (удаленного) обучения. Дистанционное обучение — это тот же образовательный процесс, в котором применяется информационно-коммуникационные технологии. Современность, своевременность, доступность обучения, не выходя из дома, находясь в другом городе, — все это дистанционное обучение. Получение знания, используя удобную образовательную платформу вуза. Все материалы лекций, заданий хранятся в одном месте и доступны в любое время. Кроме того, можно обратиться к видео лекциям в любое время и освежить знания, проверить свои знания на онлайн-тестах и получить сразу итог или тренажерах, добиться желаемого результата. Дистанционное обучение — это альтернативное обучение во время пандемии. В данной статье рассматривается организация дистанционного обучения и раскрываются задачи применения информационного обеспечения учебного процесса вуза. Выбранный метод исследования — теоретический анализ и синтез материала. На основе анализа научных работ исследователей по организации дистанционного обучения раскрыты задачи информационного обеспечения учебного процесса вуза. В данной статье авторы обращают внимание на проведениеонлайн-лекций и занятий, чтобы доходчиво и увлекательно транслировать, дают характеристику наиболее часто применяемых образовательными платформами сервисов для проведения видеоконференций. В процессе исследования авторы приходят к мнению, что следует более тщательно совершенствовать компетентность преподавателей в работе с информационно-коммуникационными технологиями. Дистанционное обучение и особенности его организации требуют внимательного отношения изучения в связи с недостаточной разработанностью данной темы. Основные положения и выводы статьи могут быть полезны преподавателям, методистам в научной и педагогической деятельности. Кроме того, разработанные рекомендации позволяют совершенствовать образовательный процесс вуза.
Today, the most relevant in the field of education is the use of non-traditional forms of education, namely distance(remote) learning. Distance learning is the same educational process that uses information and communication technologies. Modernity, timeliness, accessibility of learning without leaving home, being in another city, gaining knowledge using a convenient educational platform of the university — all this is distance learning. All materials of lectures, assignments are stored in one place and are available at any time. In addition, you can turn to video lectures at any time and refresh your knowledge, test your knowledge via online tests and get an immediate result or simulators to achieve the desired result. Distance learning is an alternative learning during the pandemic. This article discusses the organization of distance learning and reveals the tasks of using information support for the educational process at the university. The chosen research method is theoretical analysis and synthesis of the material. Based on the analysis of scientific works of researchers on the organization of distance learning, the tasks of information support of the educational process at the university are revealed. In this article, the authors focus on delivering online lectures and classes in a clear and engaging way and describe the most common video conferencing services used by educational platforms. In the course of the study, the authors come to the conclusion that it is necessary to improve the competence of teachers in working with information and communication technologies. Distance learning and the peculiarities of its organization require careful attention and study due to their insufficient development. The main provisions and conclusions of the article can be useful for teachers, methodologists in scientific and pedagogical activities. In addition, the developed recommendation sallow improving the educational process at the university.

Олесова, М. М. Организация дистанционного обучения и задачи информационного обеспечения учебного процесса вуза / М. М. Олесова, С. Р. Афанасьева ; Октемский филиал Арктического государственного агротехнологического университета // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - N 2 (59). - С. 179-183. - DOI: 10.25683/VOLBI.2022.59.202
DOI: 10.25683/VOLBI.2022.59.202

5.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматриваются вопросы формирования этнокультурных качеств личности будущих педагогов в контексте профессионально значимого качества. Обоснованы целесообразность и значимость темы исследования на государственном уровне и на уровне высшего образования. Определено, что этнокультурные качества личности характеризуются наличием представлений о сущности этнокулътуры, этнических общностей; способностью к самоопределению и идентификации на основе знаний этнокулътуры; готовностью к освоению этнокультурных ценностей, к диалогу культур; способностью к самоактуализации и самореализации в практической деятельности в сфере этнокультурного образования. Проведен психолого-педагогический анализ научной литературы по вопросу исследования, в ходе которого выявлены структурные компоненты этнокультурных качеств личности будущих педагогов, включающие эмоциональный, когнитивный, ценностно-мотивационный и рефлексивный компоненты. Выделенные структурные компоненты этнокультурных качеств личности - взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодополняющие элементы единой системы, системы, предполагающей этнокультурные качества личности как "набор характеристик", определяющий некую модель поведения. Определены показатели понятия Һэтнокультурные качестваһ и его диагностический инструментарий. На констатирующем этапе исследования были определены исходные уровни этнокультурных качеств личности студентов. По итогам анализа результатов констатирующего этапа исследования автор приходит к выводу, что необходимы выявление педагогических условий и разработка модели формирования этнокультурных качеств личности студентов. Специфика и ценность темы исследования заключается в раскрытии проблемы содержания этнокультурного образования в высшей школе. Проблема малоизучена и требует дальнейших исследований: определения и внедрения педагогических условий формирования этнокультурных качеств будущих педагогов.
The article discusses the formation of ethnocultural qualities of the personality offiiturv teachers in the context of professionally significant quality. It is determined that the ethnocultural qualities of a person are characterized by the presence of ideas about the essence of ethnoculture, ethnic communities; the ability to self-determination and identification based on the ktrowledge of ethnic culture; readiness for the development of ethnocultural values, for the dialogue of cultures of other ethnic groups; ability to self-actualization and self-realization in practical activities in the field of ethnocultural education. A psychological and pedagogical analysis of the scientific literature on the research was carried out, during which the structural components of the ethnocultural qualities of the personality of future teachers were identified, including the emotional, cogrritive, value-motivational, and reflective component. Indicators of the concept of ethnocultural qualities and its diagrrostic tools are defined. At a ascertaining stage of the study, the initial levels of ethnocultural qualities of the students 'personality were determined. Based on the analysis of the results of the ascertaining stage of the study, tire aathor cornes to the conclusion that it is necessary to identify pedagogical conditions and develop a model for the formation of ethnocultural qualities of stridents 'personalities. The novelty of this problem lies in its little knowledge and lequhes fiirther leseaich: the définition and implémentation ofpedagogical conditions for the formation of ethnocidtnral qualities offatwv teachers.

Сакердонова, А. С. Содержание компонентов этнокультурных качеств личности будущих учителей / А. С. Сакердонова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - N 4 (49). - С. 445-449. - DOI: 10.25683/VOLBI.2019.49.468
DOI: 10.25683/VOLBI.2019.49.468

6.

Количество страниц: 7 с.

Финансовое образование населения в настоящее время во многом определяет экономическое развитие государства, и одной из государственных задач является обеспечение необходимыми знаниями и навыками молодых людей, в особенности студенчества как наиболее мотивированной части молодежи. В статье рассмотрены итоги исследования базовых понятий финансовой грамотности учащихся вузов и ссузов Республики Саха (Якутия) в 2018 г. Полученные результаты свидетельствуют, что почти половина обучающихся уверены в собственных компетенциях в вопросах финансовой грамотности, и эмпирика исследования демонстрирует соответствие уровня финансовой грамотности студенчества Республики Саха (Якутия) общероссийским показателям. Тем не менее авторы считают, что уровень финансовой грамотности современной учащейся молодежи недостаточен в условиях общенациональных и общемировых вызовов современности. Поэтому в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. ө 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг." необходим ряд мероприятий, а именно разработка и введение в учебные планы профессиональных образовательных организаций Российской Федерации курсов лекций, предусматривающих приобретение как теоретических познаний элементов финансовой грамотности, так и практических навыков использования различных финансовых инструментов. Кроме того, аналитика ответов студентов показывает необходимость широкой просветительской работы с привлечением финансовых организаций и структур бизнеса. Существующих мероприятий, таких как ежегодные дни открытых дверей Федеральной налоговой службы, банковских структур и других финансовых организаций, недостаточно, необходимы совместные усилия финансовых организаций с образовательными организациями, так как широкое просвещение именно молодежной аудитории позволит сформировать грамотного и ответственного гражданина Российской Федерации.
Financial education and financial literacy programs for the population being of state importance aims to provide young people with the necessary knowledge and skills, particularly, students as the most active part of the youth. This article discusses the results of the undergraduate students 'financial literacy levels study in the Republic of Sakha (Yakutia) in 2018. The obtained results show that nearly half of the undergraduate students demonstrate the high level of financial literacy that corresponds to all-Russian indicators. Nevertheless, the researchers consider the level of modern students 'financial literacy insufficient in the face of current national and global challenges. The results suggest that it is necessary to develop and introduce financial literacy courses in curriculum for vocational educational institutions to enhance financial knowledge and practical skills in students based on the Decree of the Russian Federation Government No. 2039-R “Financial Literacy Improvement Program in the Russian Federation 2017-2023 ”. The analysis of students' swvey implies the need for extensive training with the aid of financial organizations and business structures. The article states that current practice in financial education such as the annual “Open Days ” of the Russian Federal Tax Service, banking institutions and other financial organizations is unsatisfactory. In sum, it concludes that joint efforts offinancial and educational organizations are vital as the broad financial education of the youth enables to foster a competent and responsible citizen of the Russian Federation.

Юрганова, И. И. Исследование современных тенденций финансовой грамотности студенчества Республики Саха (Якутия) / И. И. Юрганова, И. В. Николаева, Н. Ю. Иванов ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Московский институт государственного управления и права (Якутский филиал) // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - N 4 (49). - С. 87-93. - DOI: 10.25683/VOLBI.2019.48.350
DOI: 10.25683/VOLBI.2019.48.350

7.

Количество страниц: 5 с.

В статье раскрывается проблема целесообразности использования трансдисциплинарного подхода в подготовке педагогов как одного из новых и перспективных подходов к развитию педагогического образования. Данный подход ориентирует на то, что уровень современного образования должен стать фундаментальным и качественным, направленным на разносторонность, универсальность знаний конкретного человека, педагога, деятельность которого ориентирована на решение комплексных проблем в системе "природа - человек - общество". В статье определены основные теоретические подходы, представлено видение цели и механизмов реализации данного подхода в развитии педагогического образования, что в педагогике довольно редкое явление, особенно в отношении этнокультурного образования.
Article reveals the problem of transdisciplinary approach expediency in teacher training as one of the new and perspective approaches in pedagogical education development. This approach orients on the modern education to be fundamental, higher, qualified and aimed to develop versatile and universal knowledge of every particular person, teacher, whose activity oriented to the solution of complex problems in Һnature - human - societyһ system. The author suggests to use transdisciplinary approach in teacher training from this particular position, especially for the northern schools as ethno-cultural education is natural and cross-curriculum in origin. Article defines general theoretical approaches, represents the vision of the aim and mechanisms of this approach implementation in pedagogical education development, that is rare phenomenon in pedagogy itself, particularly in the ethno-cultural education context.

Николаева, А. Д. Трансдисциплинарный подход в педагогическом образовании в подготовке педагогов для школ Крайнего Севера / А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Бизнес.Образование. Право. - 2018. - N 2 (43). - С.350-354. - DOI: 10.25683/VOLBI.2018.43.219
DOI: 10.25683/VOLBI.2018.43.219

8.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена памяти Владимира Поликарповича Барахсанова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры физвоспитания, кандидата в мастера спорта по русским и международным шашкам. Благодаря В. П. Барахсанову, в Республике Саха(Якутия) интеллектуальные игры (го (бадук) и шашечные игры) впервые были представлены в качестве вида спорта, получив со временем совершенно новый уровень развития. Сегодня результатом его многолетней, кропотливой работы стало то, что команда детей Якутии принимает участие в Международных спортивных играх "Дети Азии" по го (бадук).
The article is dedicated to the memory of Vladimir Polikarpovich Barakhsanov, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of Physical Education, Candidate master of sports in Russian and international checkers. Thanks to V. P. Barakhsanov, in the Republic of Sakha (Yakutia), intellectual games (go (baduk) and checkers games) were first introduced as a sport, gaining over time a completely new level of development. Today, the result of his many years of painstaking work is that a team of children from Yakutia takes part in the International Sports Games “Children of Asia” in go (baduk).

Олесов, Н. П. Интеллектуальная игра го (бадук) в Якутии / Н. П. Олесов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт физической культуры и спорта // Народное образование Якутии. - 2024. - N 2 (131). - С. 31-32.

9.

Количество страниц: 3 с.

Автор статьи уделяет внимание на непрерывное физкультурное образование, а также педагогическим наблюдениям и контрольным испытаниям.
The author of the article pays attention to the directions of development of the sports system, as well as pedagogical observations and control tests.

Иванов, А. О. Спортивная подготовка олимпийского резерва в условиях развития непрерывного физкультурного образования / А. О. Иванов ; ГБОУ РС(Я) "Чурапчинская РССШИОР им. Д. П. Коркина" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 2 (131). - С. 26-28.

10.

Количество страниц: 10 с.

Актуальность темы определена слабой изученностью литературы эвенков России и Китая. Причем это характерно для литературоведческой науки и критики обеих стран. Между тем, в рамках обучения РКИ студенты-иностранцы изучают литературу народов России с целью формирования социокультурной компетенции. В СВФУ есть опыт ознакомления студентов из Китая с литературами малочисленных народов Севера и эвенкийской литературой, в частности. Цель работы - представить авторский опыт учебного ознакомления студентов из Китая с эвенкийским фольклором и эвенкийской литературой России в контексте культурных связей приграничных территорий и литературных традиций становления прозы народов Арктики. Задачи нашего исследования: 1. Описать авторский опыт обучения китайских студентов в рамках преподавания эвенкийского фольклора и литературоведческих дисциплин; 2. Представить методические приемы при работе с национальным художественным текстом с целью формирования социокультурных и коммуникативных компетенций у студентов- иностранцев. Результат исследования - описание практики "включенного чтения" русскоязычного романа "Ганя Хмуров" эвенка китайского происхождения Гамаллила Гантимурова. Впервые предлагаются способы адаптации текстов эвенкийского фольклора Китая и художественного романа для чтения иностранными студентами, а также метод "включенного чтения". Опыт преподавания национальных литератур студентам-иностранцам показывает, что адаптированные варианты русскоязычных произведений национальных писателей для этой категории обучающихся должны сохранять насыщенность этнореалиями, национальными характерами, ядро национальной картины мира. При адаптации текстов чрезвычайно важно сохранить аутентичную стилистику эвенкийского фольклора и авторского языка и этнореалий в русскоязычном романе эвенка. Дальнейшая перспектива разработки темы видится в необходимости изучения специфики восприятия литератур народов Севера студентами-иностранцами с учетом их национального "Психо-Логоса" (Г. Гачев) с целью коррекции содержательного наполнения курса "Литература народов России" и его методического сопровождения.
The relevance of the topic is determined by insufficient study of Evenk literature in Russia and China. This is typical of literary studies and criticism of both countries. Meanwhile, within the framework of Russian language teaching, foreign students study the literature of the peoples of Russia in order to form sociocultural competence. The NEFU has an experience of familiarising students from China with the literatures of small-numbered peoples of the North and Evenki literature in particular. The aim of the paper is to present the author’s experience of educational familiarisation of students from China with Evenki folklore and Evenki literature of Russia in the context of cultural ties of the border territories and literary traditions of prose formation of the Arctic peoples. Objectives of our research: 1. To describe the author’s experience of teaching Chinese students in the framework of teaching Evenki folklore and literary disciplines; 2. To present methodological techniques in working with the national artistic text in order to form sociocultural and communicative competences of foreign students. The result of the study is a description of the practice of “included reading” of the Russian-language novel “Ganya Khmurov” by an Evenki man of Chinese origin Gamallil Gantimurov. The ways of adapting the texts of Chinese Evenki folklore and fiction novel for reading by foreign students, as well as the method of “included reading” are proposed for the first time.

Хазанкович, Ю. Г. Российско-китайские литературные связи: фольклор и проза эвенков для студентов-иностранцев / Ю. Г. Хазанкович, М. П. Дьяконова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт гуманитарных исследованийи проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федеральногоуниверситета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - 2 (34). - C. 52-61. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-52-61
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-52-61