Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 10
1.
Автор:
Людвиг ван Бетховен

Год: 1975

Концерт N 4 соль мажор, соч. 58 создан Бетховеном 1805 году и впервые исполнен в Вене 22 декабря 1808 года на большой "Академии". Ослепительная виртуозность, исключительные технические трудности этого произведения оказались не под силу многим пианистам, и Бетховен вынужден был сам исполнить свой концерт. Как свидетельствует известный в то время композитор и музыковед И. Рейхард, Бетховен "сыграл свой новый фортепианный концерт необычной трудности с удивительным совершенством и в предельно скором темпе. Красивую выдержанную мелодию (вторая часть) он буквально спел на своем инструменте с чувством глубокой меланхолии". Первая часть концерта начинается фортепианным соло, затем эту тему развивает оркестр. Нельзя не заметить характерного ритмического родства темы главной партии Четвертого концерта и "темы судьбы" из Пятой симфонии. И хотя главная тема концерта звучит вначале умиротворенно и светло, в дальнейшем она становится динамичной, напряженной. В Четвертом концерте. как и в Пятой симфонии, противопоставлены сила судьбы и внутренний мир человека. В теме связующей партии много экспрессии и взволнованности. Следующая за ней тема побочной партии, пасторальная по характеру, вызывает в памяти вдохновенные лирические страницы Шестой симфонии Во второй части противопоставление борющихся сил получает яркое выражение в своеобразном "диалоге". Чайковский писал: "Andante" этого концерта — перл бетховенского творчества, заключающий в себе одну из самых сильных по патетичности идей, когда-либо выраженных в музыке. Бессильные и тщетные порывы человеческой души, сраженной в борьбе с неотразимыми ударами фатума, — вот мысль, к которой возвращается Бетховен и которая выражена в этом сжатом по форме, простом по изложению, но по изумительной силе вложенного в него вдохновения представляющим одно из капитальнейших созданий музыкального творчестваһ.Третья часть — выражение ликующей радости. Основная тема — быстрый, легкий, полный огня танец — чередуется с эпизодами пасторального характера
2.
Автор:
Людвиг ван Бетховен

Год: 1975

Серия, номер выпуска: Концерт N 3

Концерт N 3 до минор, соч. 37 создавался Бетховеном в течении нескольких лет. Написан он в 1800 году, окончательно завершен в 1802 году, опубликован завершен в 1802 году, опубликован - в 1804. Первое исполнение состоялось в "Академии" - авторском концерте 5 апреля 1803 года в Венском театре (солировал сам Бетховен). Первая часть открывается традиционной оркестровой экспозицией. Суровая простота, мужественный пафос характеризуют основной образ. Побочная тема, как обычно. переводит развитие в лирическую сферу. В разработке и в репризе преобладает драматический колорит. В концерте первой части звучит традиционная каденция. Необычное колористическое соотношение тональностей -- до минор и ми мажор - подчеркивает контраст светлых, умиротворенных музыкальных образов и действенной энергичной музыки. Вторая часть воспринимается как одухотворенное лирическое интермеццо. Финал - виртуозное рондо - отличается необычным по тому времени и объемом: основная тема проходит в полном виде 12 раз, и каждый раз в новом освещении. Можно только удивляться изобретательности композитора, который так остроумно комбинирует и разрабатывает различные элементы темы в едином стремительном движении
3.
Автор:
Людвиг ван Бетховен

Год: 1975

Концерт N 2 си бемоль мажор, соч. 19 создан Бетховеном в 1795 году. Впервые он был исполнен автором 29 марта 1795 года в Вене, а и окончательной редакции прозвучал вместе с Первым концертом в Праге в 1798 году.Первая часть основана на типичном противопоставлении энергии, действительности и мягкости, плавности. Этот контраст обнаруживается уже внутри главной темы: ее суровому маршеобразному началу, исполняемому оркестром, противостоит тихая певучая фраза скрипок. По традиции существующей в инструментальном концерте почти до середины прошлого века, основные темы первой части излагаются дважды: сначала в оркестре (оркестровая экспозиция), а затем солистом в сопровождении оркестра. Однако, подобно тому, как это часто делал Моцарт. Бетховен открывает партию солиста новой лирически-импровизационной темой, которая сразу же выделяет солирующее фортепиано из всей массы инструментов. Вторая часть - неторопливое спокойное раздумье, поэтическое общение с природой, погружение в глубины внутреннего мира человека. В оркестровой партии преобладают сдержанность, строгая сосредоточенность. Фортепианные темы наоборот, написаны в духе грациозной лирики Моцарта. Третья часть насыщена стремительным движением, игрой острых танцевальных ритмов, неожиданных акцентов. Здесь ярко сказалась неистощимая изобретательность Бетховена
4.
Автор:
Людвиг ван Бетховен

Год: 1975

Серия, номер выпуска: Концерт N 1

Концерт N 1 до мажор, соч. 15 написан в 1796 году. позже второго, но издан раньше, почему и получила более ранний порядковый номер. Создание концерта относится к тому периоду творчества Бетховена, когда складывались основные особенности и характерные черты его стиля. Концерт состоит из трех частей. В музыке его господствует настроение светлой жизнерадостности, здесь нет еще острых драматических коллизий, столкновений, борьбы. Главная и заключительная партии первой части носит активный волевой характер. Им контрастирует лирическая побочная тема. Вторая часть - проникновенное лирическое повествование. Мелодическая на ценность сочетается здесь с декламационными оборотами, что придает музыке (особенно а разработке) черты импровизационности. В финале особенно ощутима народно-национальная основа бетховенского стиля. Основная тема - задорная, энергичная - чередуется с эпизодами юмористически-танцевального или песенного склада
5.

Издательство: ММФНЯ

Год выпуска: 2014

Фильм о советской театральной актрисе, балерине, заслуженной артистке Якутской АССР, солистке Якутского театра Ирине Михайловне Максимовой (1919 — 1991)
6.

Издательство: ММФНЯ

Год выпуска: 2020

Серия, номер выпуска: Ч. 2 Интервью с Аизой Решетниковой

Аиза Петровна Решетникова – народная артистка РС (Я), заслуженный работник культуры РФ, кандидат исторических наук, член Союза композиторов СССР, лауреат премии (Золотая медаль) Фонда Ирины Архиповой), лауреат Государственной премии им. А.Е. Кулаковского — Өксөкүлээх Өлөксөй и основатель Музея музыки и фольклора народов Якутии расскажет о значимости сохранения и восстановления 147-летнего здания Якутской мужской прогимназии, поведает о том, как музей стал обладателем этого исторического объекта, его нелегком прошлом, забытом настоящем и светлом будущем.
7.

Издательство: Президентская библиотека, Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Год выпуска: 2020

Фильм является научно-популярным рассказом о шедеврах русского древнего искусства. Сессия ЮНЕСКО в 2000 году внесла монастырь в список Всемирного наследия. В фильме принимают участие главный хранитель фресок музея Дионисия Елена Шелкова и директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. Они рассказывают историю реставрации памятника и об открытиях, которые были сделаны в ходе этих работ
8.

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 2021

Фильм режиссера Ивана Кривогорницына разворачивает перед зрителем ретроспективу становления и развития кинематографии в Якутии. Рассказывает интересные факты из истории, обращаясь к разным источникам, начиная с первого кинопоказа и до наших дней. В ходе съемок собрана уникальная кинохроника, сняты десятки интервью с лицами, оказавшими влияние на развитие киноиндустрии республики, вписавших свои имена в историю становления кино Якутии. Документальный фильм "Век якутского кино", посвященный 110-летию первого кинопоказа в Якутии и 100-летию ЯАССР снят по заказу Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), при участии Национальной библиотеки РС(Я) и Национального центра аудиовизуального наследия народов Якутии
9.
Авторы:
Кыталык-Уолан А., Суорун Омоллон, Сергеев М., Мишин В.

Издательство: ВССК

Год выпуска: 1967

Динамичный сюжет фильма вовлекает зрителя в мир искусства Якутии. Органичное сочетание традиционного и нового, самобытность культуры показана в работах якутских художников и народных мастеров, моментах праздника Ысыах.
Сильное впечатление производит фрагмент камлания противоборствующих шаманов из спектакля «Красный шаман» в исполнении народного артиста СССР Д. Ходулова, заслуженного артиста РСФСР В. Саввина, заслуженного артиста ЯАССР Л. Сергучева.
Хореографическое искусство представлено фрагментами из балета «Чурумчуку» в исполнении солистов балета Н. Христофоровой, А. Попова и якутского танца в исполнении народной артистки ЯАССР Е. Степановой.