Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 281
1.

Ответственность: Кулаковская Людмила Реасовна (Автор предисловия и т.п.), Сивцева-Максимова Прасковья Васильевна (Автор предисловия и т.п.), Покатилова Надежда Володаровна (Комментатор печатного текста), Романова Лидия Николаевна (Комментатор печатного текста), Бурцев Данил Тарасович (Комментатор печатного текста), Архипова Елена Афанасьевна (Комментатор печатного текста), Ноговицын Александр Павлович (Комментатор печатного текста), Ильина Ньургуйаана Ивановна (Комментатор печатного текста), Бурцев Анатолий Алексеевич (Прочие), Васильева Дора Егоровна (Прочие)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2018

Серия, номер выпуска: Т. 2

Количество страниц: 770 с.

Впервые издается многотомное собрание произведений и научных трудов А. Е. Кулаковского, являющегося основоположником якуткой литературы и многих направлений якутской науки. Материалы второго тома составляют первые публикации, рукописные варианты основных текстов, неопубликованные произведения и тексты, приписываемые А. Е. Кулаковскому. В издании включены статьи обобщающего характера, научные комментарии и справочные материалы, сопровождающие впервые обобщенные и систематизированные рукописные списки произведений поэта, в том числе его автографы. Ценность данного научного издания заключается в том, числе его автографы. Ценность данного научного издания заключается в том, что в нем представлена история и всех, кто интересуется якутской словесностью

Айымньыларын уонна чинчийиилэрин = Полное собрание сочинений : 9 томнаах толору таһаарыы / Өксөкүлээх Өлөксөй. – Новосибирск : Наука, 2009- . – Т. 2 : Сүрүн тиэкистэр варианнара, списоктара, бэчээттэммэтэх айымньылар уонна dubia = Рукописные варианты основных текстов, списки, неопубликованные произведения и dubia / [киирии ыстатыйаны суруйдулар: филол.н.к., доц. Л. Р. Кулаковская, филол.н.д. П. В. Максимова]. – 2018. – 758, [1] с. : портр. – 978-5-02-038677-8.

2.

Количество страниц: 8 с.

В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к изучению литературного и научного творчества П.А. Ойунского как определенной творческой целостности. Отношение к устной традиции, по-разному и в различных контекстах акцентируемое в творчестве П.А. Ойунского, между тем как нельзя лучше выявляет его цельность как личности в этом вопросе. По текстам II.A. Ойунского. как литературным, так и научным, предпринята попытка последовательной реконструкции того, как формировалось творческое преломление им устной культуры народа. Скрытая логика повествовательных возможностей в его текстах позволяет сделать предположение о том. что в этом вопросе П.А. Ойунский пошел дальше своего предшественника - поэта А.Е. Кулаковского. Новизна творческого переосмысления П.А. Ойунским устной традиции народа нашла выражение в прецеденте создания инвариантного текста олонхо о Нюргун Боотуре, в воссоздании в стихотворной (ҺКрасный Шаманһ) и прозаической (ҺВеликий Кудангсаһ) формах мифологической основы этой традиции. Общая тенденция освоения фольклорного материала обусловлена включенностью этого процесса в творческую биографию П.А. Ойунского на всех этапах ее формирования, эволюцией автора в последовательном движении от стилистической организации поэтического языка фольклора к мифу, к воссозданию в литературном тексте его нарративной структуры и мифологической семантики.
The article substantiates the need for an integrated approach to the study of the literary and scientific creativity of P. Oyunsky as a certain creative integrity. The attitude of the oral traditions, in different ways and in different contexts focused in the work of P.A. Oyunsky, meanwhile, could not be better reveals his integrity as individuals in this matter. According to the texts of Oyunsky, both literary and scientific, an attempt was made to consistently reconstruct how the creative refraction of the oral culture of the people was formed. Hidden logic of narrative possibilities in texts Oyunsky allows us to make an assumption that in this matter he went further than his predecessor, the poet A.E. Kulakovsky. Novelty creative interpretation of P.A. Oyunsky oral traditions of the people found expression in the precedent of creating invariato text Olonkho about Nurgun Bootur. recreating in verse (“Red Shaman") and prose (“the Great Kudangsa”) forms the mythological basis of this tradition. The General trend of development of folklore material is due to the inclusion of this process in the creative biography of P. Oyunsky at all stages of its formation, the evolution of the author in a consistent movement from the stylistic organization of the poetic language of folklore to the myth, to the reconstruction in the literary text of its narrative structure and mythological semantics.

Покатилова, Н. В. Возвращение к истокам: фольклорно-мифологическая парадигма в литературном и научном творчестве П. А. Ойунского / Н. В. Покатилова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 127-134.
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.04.012

3.

Количество страниц: 7 с.

Определено значение творчества А. И. Софронова-Алампа в становлении литературного языка. Творчество одного из основоположников якутской литературы представлено как образец литературно-художественной обработанности и высокой нормативности. В центре внимания исследования – речевая характеристика персонажей в драме и прозе, фольклорная основа поэтической лексики и ее грамматические формы, речевые формулы.
The value of creativity of A. I. Sofronov–Alampa in the formation of the literary language is defi ned. The work of one of the founders of the Yakut literature is presented as a model of literary and art the pretreatment and high normativity. In the center of attention of research the speech characteristic of characters in the drama and prose, a folklore basis of poetic lexicon and its grammatical forms, speech formulas.

Слепцов, П. А. Взгляды А. И. Софронова на сущность литературного языка и их воплощение в творчестве писателя / П. А. Слепцов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 60-66.

4.

Ответственность: Попова Матрена Петровна (Автор обозрения, рецензии), Ноева Саргылана Еремеевна (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: ХИФУ издательскай дьиэтэ

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 172 с.

Данный сборник представляет собой системный анализ лирики стихотворений одного из основоположников якутской литературы, поэта, прозаика и драматурга А. И. Софронова-Алампа. В книге рассматривается своеобразие поэтики, стиля, языка произведений писателя. Материалы предсавлены для исследователей якутской литературы, будут полезны в вузовском и школьном преподавании литературы

Алампа - саха лиирикэтин төрүттээччи : монография / ааптардар: филол.н.д. В. Б. Окорокова, п.н.к. Г. С. Попова-Санаайа, филол.н.к. В. Г. Семенова, филол.н.д. Н. Н. Тобуроков, филол.н.к. Г. Г. Торотоев. — Дьокуускай : ХИФУ издательскай дьиэтэ, 2015. — 166 c. — ISBN: 978-5-7513-2112-3.

5.

Количество страниц: 5 с.

В статье речь идет о проявлении в современных текстах художественной культуры Бурятии автобиографизма как своеобразной самоидентификации "я" художника в образе автобиографического героя. Анализируются не только литературные тексты, но и произведения живописи: повести "Маленькая война" (2001) и "Записки пожилого мальчика" (2007) Г. Башкуева, работы художника З. Доржиева 2000-х гг. и его необычный "проект" "Zorik book. Книга художника Зорикто Доржиева" (2011), в которых наиболее интересно проявилось расширение саморефлексивного потенциала текста.
The article is about the manifestation in modern texts of the artistic culture of Buryatiya as a kind of autobiographical self-identifi cation "I" of the artist in the form of an autobiographical character. Analyzed not only literary texts, but also works of art: the novel “Little War” (2001) and “Notes older boy” (2007) by G. Bashkueva, the artist Z. Dorzhieva 2000th and his unusual “project” “Zorik book. Artist's Book Zorikto Dorzhieva” (2011), in which the most interesting was showed expansion of the capacity of self-refl exive text.

Бороноева, Т. А. Особенности автобиографизма в современной бурятской художественной культуре / Т. А. Бороноева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 96-100.

6.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассмотрены отдельные фрагменты цикла очерков И. А. Гончарова "Фрегат, "Паллада", "Записок из мертвого дома" Ф. М. Достоевского, книги А. П. Чехова "Остров Сахалин". Русская литературная классика XIX в. создала обобщенный художественный образ Сибири и Якутии, формируя концепцию особенностей отражения новой действительности. Ставятся проблемы творческой индивидуальности классиков: своеобразия эволюции эстетических взглядов Гончарова, мирообъемлющего характера гуманизма Достоевского, особенностей идейной позиции А. П. Чехова.
The article examines some fragments of the cycle of sketches by I. A. Goncharov "the Frigate Pallada, "Notes from the dead house" F. M. Dostoevsky, A. P. Chekhov's book "Sakhalin Island". The Russian literary classic of the XIX century created a generalized artistic image of Siberia and Yakutia, forming the concept features refl ect the new reality. The problems of the creative individuality of the classics are discussed: identity the evolution of the aesthetic views Goncharova, the world-extended character of the humanism of Dostoevsky, the peculiarities of the ideological position of A. P. Chekhov.

Андреева, Г. Т. Поэтический образ Сибири как проявление творческой индивидуальности русских писателей XIX века / Г. Т. Андреева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 88-93.

7.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматривается использование в исторических романах Далана так называемого "местного колорита". В результате анализа функционирования этого художественного принципа в романах "Глухой Вилюй" и "Тыгын Дархан" установлено, что обращение писателя к местному колориту связано с повышенным интересом к национальному своеобразию, самобытности жизненного уклада народов Якутии.
The article studies the use of so-called local colour in Dalan’s historical novels. The functional analysis of this artistic principle in the novels The Desolate Vilyui and Tygyn Darkhan showed that the author's use of the local colour stems from his increased interest to the ethnic originality, originality of the life style of the peoples in Yakutia.

Бурцев, А. А. Поэтика "местного колорита" в романах В. Далана / А. А. Бурцев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 3 (12). — С. 95-102.

8.

Количество страниц: 5 с.

Нестерова, Е. В. Волшебные предметы и помощники героя в структуре эвенской волшебной сказки : [о фольклоре эвенов] / Нестерова Елена Васильевна, кандидат филологических наук // Эпическое наследие народов Якутии: традиции и современность. — Якутск, 2018. — С. 101-105.

9.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматривается воплощение циклического инварианта сюжетной схемы в рассказе Н. Лугинова "Тойбол", входящего в состав повести "Таас Тумус". Развитие сюжетной линии произведения соответствует ключевым элементам циклической модели: перед нами последовательно разворачиваются фазы отправки в "чужой мир" (воспоминания старика Тойбола), столкновения со смертью (череда смертей близких и эпизод, редуцированный до смертельной схватки с огромной рыбой), а также возвращение героя к прежнему состоянию (новая надежда на встречу с дочерью). Исследование произведений якутской литературы на основании классических сюжетных схем подтверждает тезис о развитии национальных литератур в русле мировой литературной традиции и позволяет, с одной стороны, полнее раскрыть их общечеловеческий пафос, с другой - подчеркнуть их идейно-художественное своеобразие.
The article discusses the embodiment of the cyclical plot invariant in N. Luginov’s story "Toybol" - a chapter of the novella “Taas Tumus” (“The Stone Cape”). The storyline demonstrates the key elements of the cyclical plot: there are the subsequent phases of sending the reader to “the alien world” (old Tobol’s memories), collision with death (a series of deaths of beloved people, the episode reduced to mortal combat with the giant fish), as well as return of the main character to the previous state (new hope for the meeting with his daughter). The study of classical Yakut literature works from the perspective of classical story line proves the statement that ethnical literature develops within the world literature tradition. On the one hand, it allows revealing the universal humanistic message of national literature, and on the other hand, to emphasize its conceptual and artistic peculiarity.

Бурцева, М. А. Циклическая фабульная модель в рассказе Н. Лугинова "Тойбол" / Бурцева Марина Анатольевна, Бурцев Анатолий Алексеевич // Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. – Вып. 5. – С. 191-198. – DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-191-198.
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-191-198

10.

Количество страниц: 12 с.

Бурцев, А. А. Диалогизм как основа нового мышления / Бурцев А. А., Судзуки Д. // Culture and Language. – 2012. – N 76. – С. 187-197.