Тематические подборки
Картинка коллекции
Коренные малочисленные народы Севера занимаются оленеводством, охотой и рыболовством, поэтому их устное народное творчество неразрывно связано с явлениями природы. Ветер, Мороз, Луна, Солнце, Северное Сияние становятся главными героями сказок. Собираясь вечером у костра, старшее поколение рассказывало младшим поучительные истории. Восприимчивая ко всему новому, молодёжь охотно запоминала и старалась подражать героям этих сказок. Без грубого назидания, ненавязчиво, старики учили детей добру, мужеству и противостоянию злым силам. От поведения юного поколения во многом зависела не только жизнь отдельного человека, но и выживание целого народа. Так, в сказке «Мальчик Идэ» бабушка, решив, что её внук недостаточно самостоятельный, оставила его одного в лесу, ответив на его справедливое возмущение: «Разве ты не хочешь храбрым быть?». В этом и есть вся суть народной правды и мудрости. Уроки, которые несут в себе сказки народов Севера, ценны и в современном мире: будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое; чти заветы предков, не отступай перед трудностями; не совершай дурных поступков.
В данную подборку вошли сказки народов Севера и аудио/видео фрагменты, созданные студентами Арктического государственного института культуры и искусств.
Характер северных героев и поэтика северного фольклора, талантливо переданные чтецами, а также видеоряды к сказкам, пронизанные национальным колоритом, помогут окунуться в необыкновенный и захватывающий мир культуры коренных малочисленных народов Севера.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я). Вы можете воспользоваться сервисом «Временный доступ».
При оформлении использована иллюстрация к эвенкийской сказке "Про девочку и Луну", художники Ю. и Е. Поротовы
Издания подборки 1 - 10 из 10
1.

Год: 2012

Сказку про золотой мяч рассказала Татьяна Протопопова, уроженка с. Уянди Усть-Янского района. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН
2.

Год: 1987

Эвенскую сказку рассказал известный сказитель, профессиональный исполнитель эвенского фольклора Егор Данилов из рода Годникан. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН
3.

Год: 2007

Сказку о душе шамана рассказывает Евдокия Бокова, отличник культуры РС (Я), народная мастерица и член союза писателей РФ. Евдокия Николаевна родилась в Эселяхском наслеге Момского района. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН
4.

Год: 2007

Сказку о Чөргэлу рассказывает охотник Христофор Дьячков (1923 – 2011) гг., эвен (отец и мать – эвены со Средней Колымы). Христофор Николаевич родился в местности Уродан, Среднеколымского района в семье охотника, оленевода, владеет эвенским, якутским языками. Запись велась в мастерской исполнителя п. Сасыр 9 июля 2007г. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН
5.
Автор:
Никулина Мария Дмитриевна

Год: 1963

Записано 21 февраля 1963 г. П. А. Ламутским в Абыйском районе в наслеге Майор от Никулиной Марии Дмитриевны, 42 лет. Читает Дудаева М. Т. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН
7.
Авторы:
Орлова Дарья Афанасьевна, Петрова Валентина Алексеевна

Год: 1994

Аудиозапись сказки "Кукушка". Рассказывает Дарья Орлова Дарья из рода Мямя, записано В. А. Петровой в сентябре 1994 с. Тополиное Томпонского района. Взято из раздела "Аудиовизуальный фонд исчезающих языков" портала ИГИиПМНС СО РАН
8.

Год: 2016

У аллаиховских эвенов функционирует сюжет о деве-лебеди – мифологическая сказка о добыче брачного партнера в лице волшебной девы-лебедя – отмечен практически у всех локальных групп эвенов, в том числе и у аллаиховских эвенов. Запись сюжета была сделана Х. И. Дуткиным от Е. В. Едукина (Дуткин 1996, 21-28). Особое место занимают сюжеты кумулятивного характера, в частности, сюжет о птичке характеризующийся специфическим композиционным и стилевым построением. Сохраняет живое бытование. Данный нимкан записан у аллаиховских эвенов в нескольких вариантах. Данный вариант нимкана записан от Максима Ильича Дуткина в 2016 году
9.

Год: 2008

Аудиозапись эвенского нимкана "Хэвйэ". Рассказывает Акулина Трайзе, записано 2008 году В. А. Петровой п. Оленегорск Аллаиховского района. Взято из раздела "Аудиовизуальный фонд исчезающих языков" портала ИГИиПМНС СО РАН
10.

Год: 2007

Аудиозапись сказки "Ворон и ворона". Рассказывает Христина Захарова, записано июле 2007 года Кузьминой Р.П. в с. Тополиное Томпонского района. Взято из раздела "Аудиовизуальный фонд исчезающих языков" портала ИГИиПМНС СО РАН