Тематические подборки
Картинка коллекции
Северные зоны занимают 62% территории Российской Федерации. Оленеводство для живущего в этом регионе коренного населения не только экономическая категория, но, прежде всего, является единственным источником жизнеобеспечения, а также основой для сохранения духовности и культуры коренных народов.
Республика Саха (Якутия) - крупнейший в территориальном и экономическом отношении регион России, занимающийся оленеводством. В настоящее время в республике работают 106 оленеводческих хозяйств, за которыми закреплено 37 млн гектаров земли. В оленеводческих бригадах работают 1 295 человек, в том числе оленеводов – 1 050 и чум работников - 244.
В 2020 году в Якутии учрежден День оленевода в целях придания престижа профессии оленевода и сохранения традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов оленеводов. Отмечается он в первую субботу марта.
В тематической подборке, посвященной Дню оленевода в Республике Саха (Якутия), представлены научные, научно-популярные, учебные издания, архивные документы об оленеводстве в различных аспектах и в разные исторические периоды.
Особое внимание уделено трудам участника Второй Камчатской экспедиции (1733–1743) Г.Ф. Миллера. Основным занятием большинства народов Севера Миллер признавал оленеводство, возникшее в глубокой древности. Ученый утверждал, что: «все народы в самых северных областях Сибири живут, кроме рыбы, почти единственно и исключительно оленями». Также ученый полагал, что крупностадное оленеводство существовало до прихода русских у большинства народов Севера.
В тематической подборке также представлены работы этнографов В. Г. Богораза, В. И. Иохельсона. Будучи сосланными в Якутскую область, они в 1894-1897 гг. приняли участие в работах Сибиряковской экспедиции, организованной Восточно-Сибирским отделением Русского Географического общества, для изучения истории, этнографии, языков народов Севера.
Для подготовки тематической подборки были использованы научные работы современных исследователей о состоянии, проблемах и перспективе развития оленеводства в республике.
Повышение экономической эффективности оленеводства как отрасли во многом зависит от хранения, переработки и реализации продукции. В подборку включены издания об эффективных безотходных технологиях переработки продукции оленеводства. создания вторичной продукции: заготовки пантов, эндокринно-ферментного и других видов сырья.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

При оформлении использована картина А.Н. Осипова "Добытчик"
Издания подборки 1 - 2 из 2
1.
Автор:
Alekseeva Sardaana A.

Год выпуска: 2016

This article is devoted to regards the actual problems of cultural livelihoods of Indigenous Peoples of the North-East of Russia, in particular, the traditional practice of reindeer herding of the Tongues, contemporary consideration of adaptive coping strategies and new opportunities in the context of globalization. The work on the basis of the method of expeditionary field work subjected to scientific analysis of the specifics of nomadic reindeer culture of the peoples of the North (for example, the Evens and Evenki), which marked the structural uniformity of phenomena such as the trajectory of continuous movement “feeding the landscape” (pet or wild animal), the cycle paths of movement of human groups within the range of nomadic and economic structure-phenological calendar. Space-time representation, captured in the traditional calendar, and structural uniformity of the economic cycle, the structure of livelihoods and culture are reflected in the picture of the world of the studied ethnic groups. Reindeer hunters, that move during the hunting year, within a closed circle route, developed a “circular” model of life in contrast to the “linear” type of culture of life support (semi-settled fishermen, whose route ran along the main feeding substance - river). Today we can talk about more or less sustainable model of cultural livelihoods of Indigenous Peoples, which is characterized by a combination and synthesis of modern (urban) elements and archaic (northern) cultures. Installing problem identified the following three main lines of research: traditional and modern practices in the conduct of reindeer hunting and fishing in life-support system of the peoples of the Tungus; the main options for the economic models of life of the peoples of the North; reconstruction of ethnolocal options for livelihoods of the Tungus. Currently, different ethnolocal groups of indigenous peoples has developed a range of livelihood strategies, which are important not only historical and cultural meanings, but also social and economic factors
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы