Тематические подборки
Николай Алексеевич Лугинов (1948) — писатель, драматург и сценарист, член Союза писателей СССР с 1979 года. Народный писатель Якутии, заслуженный деятель искусств Якутии.
БИОГРАФИЯ
Родился 14 августа 1948 года в селе Тыайа Кобяйского улуса. Окончил физико-математический факультет Якутского государственного университета, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. Ряд лет преподавал математику в средних школах, работал инструктором Якутского ОК ВЛКСМ, директором Намской районной типографии, затем литературным консультантом Союза писателей Якутии, ответственным секретарем республиканского фонда «Барҕарыы» («Возрождение»).
Является директором Литературного музея им. П. А. Ойунского, сопредседателем правления Союза писателей России, вице-президентом Академии духовности Республики Саха.
ТВОРЧЕСТВО
В 1974 году на страницах журнала «Хотугу сулус» Н.А. Лугинов дебютировал своими небольшими новеллами, которые привлекли большое внимание читателей. Уже через два года вышла первая книга рассказов.
Героями его ранних произведений выступали студенты - в повести «На Сергеляхе» (1978), строители северных городов - в повести «Этажи» (1979), спортсмены - в повести «Арена» (1981), сельские труженики - в повестях «Роса с листьев» (1986), «Высокие острова» (1988). Программным произведением писателя явилась повесть «Роща Нуоралджима» (в русском переводе - «Песня белых журавлей», 1979), построенная как лирическая исповедь маленького Нюргуна.
Н.А. Лугинов - писатель-философ. Эта черта его творческого почерка наблюдалась с первых небольших зарисовок писателя, как «Дорога», «Линии» и т.д. Философское видение мира Н.А. Лугинова наиболее ярко отразилось в рассказе «Баллада о черном вороне» («Суор») и в романе «По велению Чингисхана».
В своих анималистических произведениях «Баллада о Черном вороне» и «Кустук» Н.А. Лугинов весьма умело находит точку соприкосновения и родства между природой и человеком, человеком и Вселенной. Он придает лесам, рекам, горам, животным и всей Вселенной такие человеческие качества, как способность мыслить, чувствовать и бороться. В них он умело высвечивает внутреннюю суть природы и человека, их национальный колорит.
В 1998 году за выдающиеся творческие успехи писателю Н.А. Лугинову было присвоено высокое звание народного писателя Якутии.
Н.А. Лугинов успешно пробует свои силы в жанре драмы. Его драмы «Алампа, Алампа...» и «Прощай», поставленные на сцене Якутского драмтеатра, были посвящены светлой памяти славных сыновей, духовных лидеров якутского народа - А.И. Софронова и М.К. Аммосова.
Над романом-эпопеей «По велению Чингисхана» Н.А. Лугинов работал 14 лет. Писатель создал трилогию в которой эпически широко и масштабно осмыслил выдающуюся роль Чингисхана в исторической судьбе многих народов и стран, в процессе пробуждения их национального самосознания, национального менталитета, формирования их культурно-нравственных ориентиров.
Творчество народного писателя Республики Саха (Якутия] Н. Лугинова отличает тесная связь с национальными корнями и в то же время ощущение причастности к общечеловеческой культуре, открытость для «великой идеи единения и братства». В его произведениях на конкретном национально-временном материале исследуются коренные начала мира, вечные экзистенциальные проблемы жизни и смерти, любви и долга, дружбы и совести, верности и чести.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• При поддержке народного писателя Софрона Петровича Данилова была издана первая книга рассказов молодого Николая Лугинова под названием «Рассказы»
• В 1984 году Н.А. Лугинов стал лауреатом международной литературной премии и получил медаль Алжирской республики за повесть «Каменный мыс»
• В 2009 году по книге Николая Лугинова «По велению Чингисхана» был снят фильм «Тайна Чингис Хаана»
• В 2019 году по мотивам повести Н. Лугинова «Таас тумус» («Каменный мыс») был снят фильм «Надо мною солнце не садится»
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
БИОГРАФИЯ
Родился 14 августа 1948 года в селе Тыайа Кобяйского улуса. Окончил физико-математический факультет Якутского государственного университета, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. Ряд лет преподавал математику в средних школах, работал инструктором Якутского ОК ВЛКСМ, директором Намской районной типографии, затем литературным консультантом Союза писателей Якутии, ответственным секретарем республиканского фонда «Барҕарыы» («Возрождение»).
Является директором Литературного музея им. П. А. Ойунского, сопредседателем правления Союза писателей России, вице-президентом Академии духовности Республики Саха.
ТВОРЧЕСТВО
В 1974 году на страницах журнала «Хотугу сулус» Н.А. Лугинов дебютировал своими небольшими новеллами, которые привлекли большое внимание читателей. Уже через два года вышла первая книга рассказов.
Героями его ранних произведений выступали студенты - в повести «На Сергеляхе» (1978), строители северных городов - в повести «Этажи» (1979), спортсмены - в повести «Арена» (1981), сельские труженики - в повестях «Роса с листьев» (1986), «Высокие острова» (1988). Программным произведением писателя явилась повесть «Роща Нуоралджима» (в русском переводе - «Песня белых журавлей», 1979), построенная как лирическая исповедь маленького Нюргуна.
Н.А. Лугинов - писатель-философ. Эта черта его творческого почерка наблюдалась с первых небольших зарисовок писателя, как «Дорога», «Линии» и т.д. Философское видение мира Н.А. Лугинова наиболее ярко отразилось в рассказе «Баллада о черном вороне» («Суор») и в романе «По велению Чингисхана».
В своих анималистических произведениях «Баллада о Черном вороне» и «Кустук» Н.А. Лугинов весьма умело находит точку соприкосновения и родства между природой и человеком, человеком и Вселенной. Он придает лесам, рекам, горам, животным и всей Вселенной такие человеческие качества, как способность мыслить, чувствовать и бороться. В них он умело высвечивает внутреннюю суть природы и человека, их национальный колорит.
В 1998 году за выдающиеся творческие успехи писателю Н.А. Лугинову было присвоено высокое звание народного писателя Якутии.
Н.А. Лугинов успешно пробует свои силы в жанре драмы. Его драмы «Алампа, Алампа...» и «Прощай», поставленные на сцене Якутского драмтеатра, были посвящены светлой памяти славных сыновей, духовных лидеров якутского народа - А.И. Софронова и М.К. Аммосова.
Над романом-эпопеей «По велению Чингисхана» Н.А. Лугинов работал 14 лет. Писатель создал трилогию в которой эпически широко и масштабно осмыслил выдающуюся роль Чингисхана в исторической судьбе многих народов и стран, в процессе пробуждения их национального самосознания, национального менталитета, формирования их культурно-нравственных ориентиров.
Творчество народного писателя Республики Саха (Якутия] Н. Лугинова отличает тесная связь с национальными корнями и в то же время ощущение причастности к общечеловеческой культуре, открытость для «великой идеи единения и братства». В его произведениях на конкретном национально-временном материале исследуются коренные начала мира, вечные экзистенциальные проблемы жизни и смерти, любви и долга, дружбы и совести, верности и чести.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• При поддержке народного писателя Софрона Петровича Данилова была издана первая книга рассказов молодого Николая Лугинова под названием «Рассказы»
• В 1984 году Н.А. Лугинов стал лауреатом международной литературной премии и получил медаль Алжирской республики за повесть «Каменный мыс»
• В 2009 году по книге Николая Лугинова «По велению Чингисхана» был снят фильм «Тайна Чингис Хаана»
• В 2019 году по мотивам повести Н. Лугинова «Таас тумус» («Каменный мыс») был снят фильм «Надо мною солнце не садится»
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 1 из 1
Количество страниц: 8 с.
В статье рассматривается воплощение циклического инварианта сюжетной схемы в рассказе Н. Лугинова "Тойбол", входящего в состав повести "Таас Тумус". Развитие сюжетной линии произведения соответствует ключевым элементам циклической модели: перед нами последовательно разворачиваются фазы отправки в "чужой мир" (воспоминания старика Тойбола), столкновения со смертью (череда смертей близких и эпизод, редуцированный до смертельной схватки с огромной рыбой), а также возвращение героя к прежнему состоянию (новая надежда на встречу с дочерью). Исследование произведений якутской литературы на основании классических сюжетных схем подтверждает тезис о развитии национальных литератур в русле мировой литературной традиции и позволяет, с одной стороны, полнее раскрыть их общечеловеческий пафос, с другой - подчеркнуть их идейно-художественное своеобразие.
The article discusses the embodiment of the cyclical plot invariant in N. Luginov’s story "Toybol" - a chapter of the novella “Taas Tumus” (“The Stone Cape”). The storyline demonstrates the key elements of the cyclical plot: there are the subsequent phases of sending the reader to “the alien world” (old Tobol’s memories), collision with death (a series of deaths of beloved people, the episode reduced to mortal combat with the giant fish), as well as return of the main character to the previous state (new hope for the meeting with his daughter). The study of classical Yakut literature works from the perspective of classical story line proves the statement that ethnical literature develops within the world literature tradition. On the one hand, it allows revealing the universal humanistic message of national literature, and on the other hand, to emphasize its conceptual and artistic peculiarity.
The article discusses the embodiment of the cyclical plot invariant in N. Luginov’s story "Toybol" - a chapter of the novella “Taas Tumus” (“The Stone Cape”). The storyline demonstrates the key elements of the cyclical plot: there are the subsequent phases of sending the reader to “the alien world” (old Tobol’s memories), collision with death (a series of deaths of beloved people, the episode reduced to mortal combat with the giant fish), as well as return of the main character to the previous state (new hope for the meeting with his daughter). The study of classical Yakut literature works from the perspective of classical story line proves the statement that ethnical literature develops within the world literature tradition. On the one hand, it allows revealing the universal humanistic message of national literature, and on the other hand, to emphasize its conceptual and artistic peculiarity.
Бурцева, М. А. Циклическая фабульная модель в рассказе Н. Лугинова "Тойбол" / Бурцева Марина Анатольевна, Бурцев Анатолий Алексеевич // Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. – Вып. 5. – С. 191-198. – DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-191-198.
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-191-198