Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 27
Автор:
Alekseeva Sardaana A.
Год выпуска: 2016
Подборки
- Оленевод - хранитель тундры > Современное состояние оленеводства,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Домашнее оленеводство в семейных традициях,
- Общественные науки. Образование,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
This article is devoted to regards the actual problems of cultural livelihoods of Indigenous Peoples of the North-East of Russia, in particular, the traditional practice of reindeer herding of the Tongues, contemporary consideration of adaptive coping strategies and new opportunities in the context of globalization. The work on the basis of the method of expeditionary field work subjected to scientific analysis of the specifics of nomadic reindeer culture of the peoples of the North (for example, the Evens and Evenki), which marked the structural uniformity of phenomena such as the trajectory of continuous movement “feeding the landscape” (pet or wild animal), the cycle paths of movement of human groups within the range of nomadic and economic structure-phenological calendar. Space-time representation, captured in the traditional calendar, and structural uniformity of the economic cycle, the structure of livelihoods and culture are reflected in the picture of the world of the studied ethnic groups. Reindeer hunters, that move during the hunting year, within a closed circle route, developed a “circular” model of life in contrast to the “linear” type of culture of life support (semi-settled fishermen, whose route ran along the main feeding substance - river). Today we can talk about more or less sustainable model of cultural livelihoods of Indigenous Peoples, which is characterized by a combination and synthesis of modern (urban) elements and archaic (northern) cultures. Installing problem identified the following three main lines of research: traditional and modern practices in the conduct of reindeer hunting and fishing in life-support system of the peoples of the Tungus; the main options for the economic models of life of the peoples of the North; reconstruction of ethnolocal options for livelihoods of the Tungus. Currently, different ethnolocal groups of indigenous peoples has developed a range of livelihood strategies, which are important not only historical and cultural meanings, but also social and economic factors
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы
Год выпуска: 2024
Джош Комангапик является первым канадским молодежным стипендиатом CAFF из числа коренных народов Арктики. За последние месяцы он внес свой вклад в программу мониторинга биоразнообразия приполярья, работая вместе с учеными и носителями знаний коренных народов над реализацией Плана мониторинга биоразнообразия прибрежных районов Арктики в Канаде
Автор:
Иохельсон Владимир Ильич
Заглавие:
Peoples of Asiaтic Russia
Количество страниц: 302 с.
Автор:
Rankin Jennifer
Год выпуска: 2022
Несмотря на жестокую войну на Украине , которая остановила торговлю на миллиарды долларов, Бельгия продолжает импортировать алмазы из России, хотя и в гораздо меньших количествах. Обмены продолжаются, хотя российская алмазная компания "АЛРОСА" контролируется российским государством. России и республике Якутия, обширному северо-сибирскому региону, где расположено большинство рудников компании, вместе принадлежит 66% акций АЛРОСА. Генеральный директор АЛРОСА Сергей Сергеевич Иванов был одним из первых олигархов, попавших под санкции США в первый день российского вторжения на Украину
Автор:
Ushnitskiy Vasiliy V.
Год выпуска: 2016
The subject of the research is the problem of ethnogenesis and early ethnic history of the Sakha people. The issue of the research is interaction of the Sakha people’s ancestors with Turko-Mongol ethnic groups of the Baikal region, the comparative method being the methodology applied. The Sakha people’s tribal composition and ethnonyms are subject to the comparison with the names of the medieval Turko-Mongol tribes of the Baikal region and modern Turko-Mongol peoples. The main result of the research is the conclusion about an organic connection between the Sakha people’s origin with the ethnic history of the medieval tribes of Central Asia. The results of the research can be used in writing a new conception of Yakutia’s history. The conclusions obtained are the following ones. Firstly, the analysis of the Yakut ethnonyms helped to trace ethnocultural parallels with the neighboring nations: the Buryats, the Evenks and the Evens, and the Yukagirs. Secondly, the main role in the ethnogenesis of the Sakha people was played by the Usutu-Mangun tribe, the carriers of Ust’-Tal’kinsk culture of the Southern Angara Region of the XII-XIV centuries. Thirdly, the Usutu-Manguns descended from the Buir-Nur Tatars, defeated by the Mongols’ and Jurchens’ united army. Therefore, the article presents numerous parallels between the Central Asian Tatars and the Sakha people. Fourthly, along with the Angara River Tatars the Barga, the Khori-Tumats, the Batulin people, and, probably, the Merkits, etc. played a vital role in the Sakha people’s ethnogenesis
Предметом исследования является проблема этногенеза и ранней этнической истории народа саха. Предметом исследования является взаимодействие предков народа саха с тюрко-монгольскими этническими группами Байкальского региона, в качестве методологии использован сравнительный метод. Родоплеменной состав и этнонимы народа саха подвергаются сравнению с названиями средневековых тюрко-монгольских племен Байкальского региона и современных тюрко-монгольских народов. Основным результатом исследования является вывод об органической связи происхождения народа саха с этнической историей средневековых племен Центральной Азии. Результаты исследования могут быть использованы при написании новой концепции истории Якутии. Полученные выводы сводятся к следующему. Во-первых, анализ якутских этнонимов позволил проследить этнокультурные параллели с соседними народами: бурятами, эвенками и эвенами, юкагирами. Во-вторых, основную роль в этногенезе народа саха сыграло племя усуту-мангун, носители усть-талъкинской культуры Южного Приангарья XII-XIV вв. В-третьих, усуту-мангуны произошли от татар Буир-Нура, разгромленных объединенным войском монголов и чжурчжэней. Таким образом, в статье приведены многочисленные параллели между татарами Центральной Азии и народом саха. В-четвертых, наряду с татарами Приангарья важную роль в этногенезе народа саха сыграли барга, хори-туматы, батулинцы, возможно, меркиты и др.
Предметом исследования является проблема этногенеза и ранней этнической истории народа саха. Предметом исследования является взаимодействие предков народа саха с тюрко-монгольскими этническими группами Байкальского региона, в качестве методологии использован сравнительный метод. Родоплеменной состав и этнонимы народа саха подвергаются сравнению с названиями средневековых тюрко-монгольских племен Байкальского региона и современных тюрко-монгольских народов. Основным результатом исследования является вывод об органической связи происхождения народа саха с этнической историей средневековых племен Центральной Азии. Результаты исследования могут быть использованы при написании новой концепции истории Якутии. Полученные выводы сводятся к следующему. Во-первых, анализ якутских этнонимов позволил проследить этнокультурные параллели с соседними народами: бурятами, эвенками и эвенами, юкагирами. Во-вторых, основную роль в этногенезе народа саха сыграло племя усуту-мангун, носители усть-талъкинской культуры Южного Приангарья XII-XIV вв. В-третьих, усуту-мангуны произошли от татар Буир-Нура, разгромленных объединенным войском монголов и чжурчжэней. Таким образом, в статье приведены многочисленные параллели между татарами Центральной Азии и народом саха. В-четвертых, наряду с татарами Приангарья важную роль в этногенезе народа саха сыграли барга, хори-туматы, батулинцы, возможно, меркиты и др.
Автор:
Bereznitsky Sergey V.
Год выпуска: 2019
The article is devoted to the possibility of application of the well-known ethnographers, historians, cultural scientists, sociologists of the concept of binary oppositions of the French scientist Claude levy-Strauss (1908–2009) for cross-cultural research of ethnic features of the use of energy by “hot” industrial and “cold” traditional societies in the Russian North in the 18th‑21th centuries. “Hot” societies seek to control energy, constantly increasing its production, consumption, and the amount of information and knowledge associated with these processes. “Cold” societies try to limit themselves to the reproduction of already long-discovered ancestors, established technologies of life support system, preservation of traditional conditions of their original existence. The proximity of the resettlement and indigenous peoples in the Northern regions for several centuries inevitably leads to contacts and mutual exchange of cultural values, including in the field of energy consumption. However, the problem of choosing the optimal way of energy use in severe climatic conditions remains unresolved
Статья посвящена рассмотрению возможности применения хорошо известной этнографам, историкам, культурологам, социологам концепции бинарных оппозиций французского ученого Клода Леви-Стросса (1908–2009) для кросс-культурного исследования этнических особенностей использования энергии "горячими" индустриальными и "холодными" традиционными обществами на российском Севере в XVIII–XXI веках. "Горячие" общества стремятся контролировать энергию, постоянно увеличивая ее производство, потребление, а также связанные с этими процессами объемы информации и знаний. "Холодные" общества стараются ограничиться воспроизводством уже давно открытых предками, устоявшихся технологий системы жизнеобеспечения, сохранения традиционных условий своего самобытного существования. Соседство переселенческих и коренных народов в северных регионах на протяжении нескольких веков неизбежно приводит к контактам и взаимообмену культурными ценностями, в том числе и в сфере потребления энергии. Однако до сих пор остается окончательно нерешенной проблема выбора оптимального пути использования энергии в суровых климатических условиях
Статья посвящена рассмотрению возможности применения хорошо известной этнографам, историкам, культурологам, социологам концепции бинарных оппозиций французского ученого Клода Леви-Стросса (1908–2009) для кросс-культурного исследования этнических особенностей использования энергии "горячими" индустриальными и "холодными" традиционными обществами на российском Севере в XVIII–XXI веках. "Горячие" общества стремятся контролировать энергию, постоянно увеличивая ее производство, потребление, а также связанные с этими процессами объемы информации и знаний. "Холодные" общества стараются ограничиться воспроизводством уже давно открытых предками, устоявшихся технологий системы жизнеобеспечения, сохранения традиционных условий своего самобытного существования. Соседство переселенческих и коренных народов в северных регионах на протяжении нескольких веков неизбежно приводит к контактам и взаимообмену культурными ценностями, в том числе и в сфере потребления энергии. Однако до сих пор остается окончательно нерешенной проблема выбора оптимального пути использования энергии в суровых климатических условиях
Авторы:
Frolovskiy Dmitriy ,
Фроловский Дмитрий
Год выпуска: 2019
О Якутии
Заглавие:
John A Dr. Krynitsky: [tribute book]
Год выпуска: 2006
Книга воспоминаний о докторе Джоне А. Криницком
Авторы:
Stewart Will,
Стюарт Уилл
Год выпуска: 2019
О политической ссылке отца Карла Лагерфельда в Якутию