Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 198
3.

Количество страниц: 3 с.

Петров, П. П. М. С. Иванов-Багдарыын Сюлбэ : 08.11.1928-25.03.2017 : [ветеран педагогического труда, фольклорист, публицист] / П. П. Петров ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 136-138.

4.

Количество страниц: 3 с.

Мыреева, А. Н. Вклад в якутское литературоведение / А. Н. Мыреева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 132-134.

5.

Количество страниц: 2 с.

Слепцов, П. А. Рецензия на второе издание "Сурук-бичик. Оҕо ааҕар кинигэтиниин" С. А. Новгородова / П. А. Слепцов, Н. М. Васильева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 131-132.

7.

Источник: Ленинскэй знамя. - 1968. - Бэс ыйын 22 күнэ. - С. 4

Количество страниц: 1 с.

8.

Количество страниц: 5 с.

Цель исследования - выявить особенности художественного воплощения национального менталитета в произведениях А. Сыромятниковой. В статье на материале творчества якутской писательницы Анастасии Сыромятниковой рассматривается отражение национального образа мира в сюжетах произведений, их поэтике. Научная новизна заключается в том, что автором впервые предпринята попытка рассмотреть литературное наследие писательницы с точки зрения отражения в нём национального мировидения, в том числе с привлечением книги для детей. Полученные результаты показали, что национальный менталитет передан А. Сыромятниковой во многих ракурсах. Это изображение природы северного края, обычаев и традиций народа саха, его верований и этнопсихологии.
The paper aims to identify specificity of artistic representation of national mentality in the Yakut writer Anastasiya Syromyatnikova’s works. The researcher shows how national worldview is represented at the level of poetics and at the level of the plot. Scientific originality of the study lies in the fact that the writer’s literary heritage is for the first time considered from the viewpoint of national worldview representation. The research material includes, among other works, a children’s book. The findings indicate that A. Syromyatnikova reveals different aspects of national mentality: beauty of northern nature, customs and traditions of the Sakha people, native beliefs and ethnic psychology.

Пашкевич, О. И. Национальный образ мира в творчестве Анастасии Сыромятниковой / О. И. Пашкевич ; Якутский институт водного транспорта // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - T. 13, N 11. - С. 63-67. - DOI: 10.30853/filnauki.2020.11.14
DOI: 10.30853/filnauki.2020.11.14

9.

Количество страниц: 7 с.

Исследование языковых и стилистических особенностей произведений как в научном, так и в практическом плане является актуальным для стимулирования дальнейшего развития и совершенствования стилистических возможностей языка писателя. Изучение языкового богатства поэтических произведений одного из основоположников якутской советской литературы, поэта, прозаика, драматурга и филолога Платона Алексеевича Слепцова-Ойунского (1893-1939), его стилистических и художественно-изобразительных средств дает возможность не только оценить произведения поэта, но и помогает изучению якутского литературного языка, также состояния искусства слова первой половины ХХ столетия. В поэзии П. А. Ойунского раскрываются богатые изобразительные возможности, художественные формы лексики якутского языка. Материалом для изучения языка его поэзии послужили тексты произведений из книги ҺИзбранные произведенияһ (том 1, 1992). Нами рассмотрено около 80 поэтических произведений П. Ойунского, примерно 5636 стихотворных строк. В исследовании использованы метод сплошной выборки, описательный метод. В поэзии П. А. Ойунского широко использованы семантические, лексические и стилистические инновации общехудожественных средств выразительности. Чуткость к языку, свойственная поэту, наглядно проявляется в разнообразной реализации языковых средств. На основе анализа сделан вывод о том, что особенный, героический стиль поэта создан посредством использования им неологизмов, парных, удвоенных слов, синонимов, антонимов.
The study of the linguistic and stylistic features of works, both in scholarly and practical terms, is relevant for stimulating the further development and improvement of the stylistic capabilities of the writer's language. The study of the linguistic richness of the poetic works by Platon Alekseevich Sleptsov-Oyunsky (1893-1939), one of the founders of Yakut Soviet literature, poet, prose writer, playwright and philologist, and his stylistic and artistic-visual means makes it possible not only to deeply and comprehensively evaluate the poet's works, but also helps to study the Yakut literary language, as well as the state of the art of the word of the rst half of the twentieth century. In the Oyunsky’s poetry, the rich pictorial possibilities and artistic forms of the Yakut vocabulary are revealed. The language of Oyunsky's poetic works forms a peculiar style of the writer, which determines the ideas, thoughts of the poet, his mood. The material for studying the language of Oyunsky's poetry was the texts of the poet's poetic works from the book "Selected Works" (volume 1, 1992). The study used the method of continuous sampling and the descriptive method. Based on the analysis, it is concluded that the special, heroic, revolutionary style of the poet was created through his use of neologisms, paired, doubled words, synonyms, antonyms. Sensitivity to language, characteristic of the poet, is clearly manifested in the diverse implementation of linguistic means. In the Oyunsky’s poetry, semantic, lexical and stylistic innovations of general artistic means of expression are widely used.

Охлопкова, Н. В. Особенности языка поэтических произведений П. А. Ойунского / Н. В. Охлопкова, С. В. Иванова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024, N 3 (15). - С. 46-52. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-46-52
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-46-52

10.

Количество страниц: 11 с.

В статье рассматривается поэтика пейзажа поздней прозы К. Паустовского. Новизна и актуальность исследования обусловлены тем, что в статье уточняются и детализируются особенности прозы писателя 1940-1960-х гг. в контексте пейзажной поэтики. При анализе использования пейзажа в структуре произведений К. Г. Паустовского выявлено, что в поздней прозе пейзажные описания не являются просто вставками или декорациями, а тесно взаимосвязаны с общей композицией произведений, влияя на их художественную целостность. Паустовский мастерски вписывает пейзажные описания в структуру своих произведений, используя их как важный элемент сюжета и атмосферы. Пейзажи часто служат не только красочным фоном для действия, но и выполняют функцию исторического контекста, философической глубинной наполненности содержания произведений, символического отображения внутреннего состояния персонажей и ключевых тем произведения. Кроме того, природные описания могут выполнять функцию структурных элементов, связывая отдельные части произведения и создавая гармоничный ритм повествования. Таким образом, пейзажи в поздних рассказах Паустовского становятся неотъемлемой частью общей композиции текста, способствуя углублению смысла и эмоциональной напряженности произведения.
The article examines the poetics of the landscape of Konstantin Paustovsky's late prose. The novelty and relevance of the research is due to the fact that the article claries and details the features of the writer's prose of the 1940s and 1960s in the context of landscape poetics. When analyzing the use of landscape in the structure of Paustovsky's works, it was revealed that in late prose landscape descriptions are not just inserts or decorations, but are closely interrelated with the overall composition of the works, affecting their artistic integrity. Paustovsky masterfully ts landscape descriptions into the structure of his works, using them as an important element of the plot and atmosphere. Landscapes often serve not only as a colorful background for action, but also perform the function of historical context, philosophical depth of the content of the works, symbolic representation of the inner state of the characters and the key themes of the work. In addition, natural descriptions can serve as structural elements, linking individual parts of the work and creating a harmonious rhythm of the narrative. Thus, the landscapes in Paustovsky's later stories become an integral part of the overall composition of the text, contributing to the deepening of the meaning and emotional tension of the work.

Ощепкова, А. И. Поэтика пейзажа поздней прозы К. Паустовского / А. И. Ощепкова, Д. Д. Кривобок ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им.М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024, N 3 (15). - С. 35-45. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-35-45
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-35-45