Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 47
2.
Автор:
Галданова Галина Ринчиновна

Издательство: Наука, Сибирское отделение

Год выпуска: 1987

Количество страниц: 124 с.

3.

Количество страниц: 12 с.

Научная новизна. Впервые на основе неопубликованных архивных эго-документов из научного наследия Г.В. Ксенофонтова раскрывается конфликт интеллектуала и официальной советской идеологии в конструировании нового языка описания реальности в рамках национального дискурса. Цель исследования фокусируется на истории становления его культурологической концепции происхождения христианства как мировой религии. В соответствии с целью были поставлены задачи по выявлению круга научных оппонентов Г.В. Ксенофонтова, систематизированию биографических фактов его сотрудничества с "Союзом воинствующих безбожников" по вопросам антирелигиозной пропаганды, изучению вопросов происхождения религии и шаманизма. Методы исследования. На основе методологии Һновой биографической историиһ (social personal history), прослежена модель становления индивидуальной научной стратегии Г.В. Ксенофонтова в период строительства раннесоветского общества. Интеллектуальная биография реконструируется через призму социокультурного анализа, что позволяет раскрыть социальный контекст пространства и времени, среды, в котором формировалась научная "картина мира" ученого. Результаты. Кросс-культурный подход Г.В. Ксенофонтова к изучению исторических процессов во многом основывался на трудах немецкой этногеографической и культурно-исторической школы, социологии религии Э. Дюргейма и методологии исторического материализма. Очень важным замечанием в методологическом дискурсе исследователя является индивидуальная стратегия преодоления конфликта с новой властью посредством использования в своих фундаментальных работах основных положений марксизма-ленинизма. В период активной атеистической пропаганды (1927-1935 гг.) ученый выступает с докладами в обществе ҺБезбожникһ и Научно-исследовательском Бурят-Монгольском обществе им. Д. Банзарова, печатает свои труды по вопросам ранних религиозных верований народов Сибири. Его идеи о возникновении христианства в среде номадов Евразии, широкие культурные сравнения фигуры Христа с шаманом-пророком и символические интерпретации постепенно оформлялись в оригинальную авторскую концепцию с позиций культурно-исторической обусловленности. Впервые на роль истинных носителей и хранителей христианских ценностей Г.В. Ксенофонтовым были выдвинуты пастушеские племена Центральной Азии. Ученый задает новый вектор исследований по кочевничеству: степная культура является преемницей древней цивилизации, некогда процветавшей на территории стран Переднего Востока и Северного Китая с монголо-маньчжурскими степями. Теологическая концепция ученого демонстрирует критический анализ богословских интерпретаций религиозных текстов. Его широкие компаративистские исследования в области христианства объясняли теологию не с идеалистических позиций, а опирались на новую культурно-историческую парадигму гуманитарного знания и личный опыт в изучении ранних верований народов Сибири.
Scientific novelty. For the first time, based on unpublished archival ego-documents from the scientific heritage of G.V. Ksenofontov reveals the conflict between the intellectual and the official Soviet ideology in constructing a new language for describing reality within the framework of national discourse. The aim of the study focuses on the history of the formation of his cultural concept of the origin of Christianity as a world religion. In accordance with the aim, tasks were set to identify the circle of scientific opponents of G. V. Ksenofontov, systematization of the biographical facts of his cooperation with the “Union of militant atheists” on anti-religious propaganda, the study of the origin of religion and shamanism. Research methods. Based on the methodology of the “new biographical history” (social personal history), the model of the formation of the individual scientific strategy of G.V. Ksenofontov during the construction of the early Soviet society. Intellectual biography is reconstructed through the prism of socio-cultural analysis, which makes it possible to reveal the social context of space and time, the environment in which the scientific “picture of the world” of the scientist was formed. Results. Cross-cultural approach G.V. Ksenofontov to the study of historical processes was largely based on the works of the German ethno-geographical and cultural-historical school, the sociology of religion by E. Durheim and the methodology of historical materialism. A very important note in the researcher’s methodological discourse is an individual strategy for overcoming the conflict with the new government by using the basic provisions of Marxism-Leninism in his fundamental works. During the period of active atheistic propaganda (1927-1935), the scientist made presentations in the society “Godless” and the Research Buryat-Mongolian Society named after. D. Banzarova, publishes their works on the early religious beliefs of the peoples of Siberia. His ideas about the emergence of Christianity among the nomads of Eurasia, broad cultural comparisons of the figure of Christ with a shaman-prophet and symbolic interpretations gradually took shape in the original authorэs concept from the standpoint of cultural and historical conditioning. For the first time, pastoral tribes of Central Asia were nominated by G.V. Ksenofontov for the role of true bearers and keepers of Christian values. The scientist sets a new vector of research on nomadism: the steppe culture is the successor of an ancient civilization that once flourished in the countries of the Near East and Northern China with the Mongolian-Manchurian steppes. The theological concept of the scientist demonstrates a critical analysis of theological interpretations of religious texts. His extensive comparative studies in the field of Christianity explained theology not from idealistic positions, but relied on a new cultural and historical paradigm of humanitarian knowledge and personal experience in studying the early beliefs of the peoples of Siberia.

Романова, Е. Н. Теологическая концепция Г. В. Ксенофонтова: становление нового дискурса (1920‒1930) / Е. Н. Романова, Л. Б. Степанова ; ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН" // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - N 4 (41). - С. 9-20. - DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.001
DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.001

4.

Издательство: Советская энциклопедия

Год выпуска: 1980

Серия, номер выпуска: Т. 1

Количество страниц: 680 с.

5.

Издательство: Политиздат

Год выпуска: 1986

Серия, номер выпуска: Библиотека атеистической литературы

Количество страниц: 584 с.

8.

Количество страниц: 3 с.

Традиционные религиозные верования как оcнова национальной культуры cовременных якутов c 80-90-х гг. ХХ в. получают большой интереc cо cтороны наcеления в cвязи c проиcходившим "ренеccанcом традиционализма" на вcем поcтcоветcком проcтранcтве. В cвязи c этим автором выделяютcя оcновные черты транcформации религиозных предcтавлений якутов через призму иcторичеcкого этапа - хриcтианизации. Так, целью работы являетcя необходимоcть выявления оcобенноcтей данного иcторичеcкого этапа. Предметом иccледования являетcя транcформация cо втор. пол. ХVIII в. Объектом иccледования выcтупают традиционные религиозные верования якутов.

Михайлова, С. А. Трансформация традиционных религиозных верований у якутов со второй пол. XVIII в. / С.А. Михайлова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // XXV Лаврентьевские чтения, посвященные 30-летию Академии наук РС (Я) : материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Якутск, 10-13 апреля 2023 г. / [редакционная коллегия: И. Е. Егоров, Н. П. Лазарев]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (275 с. ; 24,0 Мб). - С. 131-133.

9.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматривается шаманский путь известного шамана Герасимова С.Г.- Оноху. Камлания якутских шаманов появились в этнографической литературе в 18 в. Уникальность и ценность материалов по шаманству вилюйских якутов, собранных А.А. Поповым, заключается прежде всего в том, что в них наиболее полно отражено многообразие шаманских обрядовых действий - камланий.

Герасимова, С. Н. Шаманство локальной группы якутов Вилюйского региона / С. Н. Герасимова, С. И. Петрова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Культурное наследие народов Северо-Востока РФ: проблемы и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти якутского исследователя-этнографа Платона Алексеевича Слепцова, Якутск, 16 декабря 2022 г. / члены редакционной коллегии: Н. В. Афанасьев, А. М. Захаров. - Якутск : Издательский дом СВФУ им. М. К. Аммосова, 2023. - С. 167-171.