Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 97
- Книга (5505)
- Газета (31)
- Журнал (281)
- Автореферат диссертации (575)
- Изоиздание (5)
- Аудиоиздание (35)
- Видеоиздание (256)
- Картографическое издание (5)
- Неопубликованный документ (610)
- Нотное издание (16)
- Фотография (19)
- Статья (3442)
- Библиографический указатель (87)
- Словарь (11)
- Календарь (8)
- Брошюра (127)
- Буклет (35)
- Электронное издание (2)
- 3D-модель (17)
- Грампластинка (13)
- Веб-архив (1753)
- Бурятский (2)
- Чукотский (8)
- Долганский (2)
- Английский (161)
- Эскимоский (3)
- Эвенкийский (11)
- Эвенский (85)
- Французский (17)
- Немецкий (6)
- Хантыйский (1)
- Киргизский (1)
- Корейский (1)
- Мансийский (1)
- Нанайский (1)
- Ненецкий (4)
- Нганасанский (2)
- Нивхский (1)
- Старорусский (11)
- Польский (6)
- Русский (10931)
- Латинская графика (105)
- Испанский (1)
- Таджикский (1)
- Тунгусский (2)
- Турецкий (5)
- Ульчский (1)
- Узбекский (1)
- Якутский (1449)
- Юкагирский (15)
- Не указан (6)
- Литературно-художественные издания (615)
- Официальные издания (1200)
- Научные издания (4714)
- Научно-популярные издания (2155)
- Информационные издания (2465)
- Справочные издания (61)
- Учебные издания (994)
- Производственно-практические издания (32)
- Массово-политические издания (559)
- Изобразительное издание (32)
Год выпуска: 2015
The paper presents a review of the results of ethnosociological research performed within “Sakha (Yakutia) Republic Foresight – 2050”. The trends in the Sakha people identity, language and culture transmission in the generational change and urbanization context are shown on the survey data basis. Also the changes in the efficiency of social institutions that provide cultural transmission are shown. Identified trends extrapolation allows us to formulate an evaluative forecast for these changes up to 2050. On the expert survey basis probable critical situations in the field of identity, language and culture transmission of Sakha people are identified. Besides the bases for the possible strategies in the field of education and culture aimed at preserving Sakha people as ethno-cultural community are discussed
Представлен обзор результатов этносоциологического исследования народа саха (якутов), проведенного в рамках проекта "Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050". На основе данных социологического опроса показаны тенденции изменений воспроизводства идентичности, языка и культуры саха в контексте смены поколений и продолжающейся урбанизации, а также изменений действенности социальных институтов, обеспечивающих культурную трансмиссию. Экстраполяция выявленных трендов позволяет сформулировать оценочный прогноз данных изменений на период до 2050 г. На основе данных экспертного опроса определены вероятные критические ситуации в сфере воспроизводства идентичности, языка, культуры саха в Республике Саха (Якутия). Также обсуждаются основания для возможных стратегий в области образования и культуры, направленных на сохранение якутского народа как этнокультурной общности
Представлен обзор результатов этносоциологического исследования народа саха (якутов), проведенного в рамках проекта "Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050". На основе данных социологического опроса показаны тенденции изменений воспроизводства идентичности, языка и культуры саха в контексте смены поколений и продолжающейся урбанизации, а также изменений действенности социальных институтов, обеспечивающих культурную трансмиссию. Экстраполяция выявленных трендов позволяет сформулировать оценочный прогноз данных изменений на период до 2050 г. На основе данных экспертного опроса определены вероятные критические ситуации в сфере воспроизводства идентичности, языка, культуры саха в Республике Саха (Якутия). Также обсуждаются основания для возможных стратегий в области образования и культуры, направленных на сохранение якутского народа как этнокультурной общности
Год выпуска: 2019
The article discusses three significant innovations that have occurred in the culture of the nomad Evens of the Magadan region over the past 80 years: sledge (1930s), reindeer dogs (1940–50s) and tractors (1960s — 1970s). The causes and sources of these borrowings are traced, as well as the resulting systemic cumulative effect. Active innovations were associated with the adaptation of Even reindeer herders to the natural and ethnic environment, which began with their entry into the territory of the Northeast. The forced innovations were caused by the influence of the state, which set a goal to transfer part of the nomads to sedentary life, and invested significant resources and energy in the modification of reindeer husbandry as an agricultural sector. As a result of adaptation to the realities of the post-Soviet economy, a wide variety of local cultural options appeared again, complicated by borrowings and tied to the matrix of the state, but with retention of backup options in case of technical breakdowns. Innovations are regarded in the article, on the one hand, as a consequence of changing social conditions, and on the other, as a mechanism of cultural shift
В статье рассматриваются три знаковых инновации, которые появились в культуре неоседлых эвенов Магаданской области за последние 80 лет: нарты (1930-е годы), оленегонные собаки (1940–50-е годы) и трактора (1960‑1970-е годы). Прослеживаются причины и истоки этих заимствований, а также вызванный ими системный кумулятивный эффект. Активные инновации были связаны с адаптацией эвенов-оленеводов к природной и этнической среде, начавшиеся с их выхода на территорию Северо-Востока. Форсированные инновации были вызваны влиянием государства, поставившего целью перевести часть кочевников на оседлость, а также вкладывавшего значительные ресурсы и энергию в модификацию оленеводства как отрасли сельского хозяйства. В результате адаптации к реалиям постсоветской экономики вновь появилось большое разнообразие локальных вариантов культуры, усложненной заимствованиями и привязанной к матрице государства, однако сохраняющей запасные варианты на случай отказа технологических устройств. Инновации рассматриваются в статье, с одной стороны, как следствие процессов пересечения разных темпоральных режимов в результате этносоциальных контактов и влияния государства, а с другой, как механизм культурного сдвига
В статье рассматриваются три знаковых инновации, которые появились в культуре неоседлых эвенов Магаданской области за последние 80 лет: нарты (1930-е годы), оленегонные собаки (1940–50-е годы) и трактора (1960‑1970-е годы). Прослеживаются причины и истоки этих заимствований, а также вызванный ими системный кумулятивный эффект. Активные инновации были связаны с адаптацией эвенов-оленеводов к природной и этнической среде, начавшиеся с их выхода на территорию Северо-Востока. Форсированные инновации были вызваны влиянием государства, поставившего целью перевести часть кочевников на оседлость, а также вкладывавшего значительные ресурсы и энергию в модификацию оленеводства как отрасли сельского хозяйства. В результате адаптации к реалиям постсоветской экономики вновь появилось большое разнообразие локальных вариантов культуры, усложненной заимствованиями и привязанной к матрице государства, однако сохраняющей запасные варианты на случай отказа технологических устройств. Инновации рассматриваются в статье, с одной стороны, как следствие процессов пересечения разных темпоральных режимов в результате этносоциальных контактов и влияния государства, а с другой, как механизм культурного сдвига
Год выпуска: 2019
The article discusses the parameters of the exchange of resources in a settlement on the Lena river in the Northern part of Yakutia. The main purpose of the work is to clarify the phenomenon of exchange through the study of peculiarities of building up the socio-cultural space through exchange practices. The subject of research is the phenomenon of exchange localized in a specific context of its functioning. The work is based on materials collected by the author during the fieldwork carried out in 2018. The first part of the article identifies the research problem, briefly describes the main theoretical developments that were used in the article or influenced the character of the author’s reflection on this material. Further there is a description of the socio-cultural components that form the exchange practices; “dispersion” of the general context of the settlement into separate groups of elements combined (only potentially) by a functional connection with the phenomenon of exchange. Examples of “contexts” made up of these elements and various ligaments reflecting them are also considered in the article: in the sphere of harvesting, trade, feeding of spirits, national holidays, etc. In the final part, the author formulates main views and conclusions about the problem under study: the socio-cultural field of exchanges is a continuum of relations, material (living and non-living) objects, their behaviour, properties, etc., which requires a special “tool” to work with it. According to the author, such “tools” are the concepts of “thickening”, “compaction”, “unleashing”, etc., because in the continuous field of exchange relations they allow fixing the centres of “thickening” of certain parameters indicating the specificity of the exchange procedures. The author makes a conclusion about the “out-of-culture”, actual property of the act of communication in the form of exchange, and indicates its binding potential. Through a structural analysis of the exchange in general, it was concluded that the resource asymmetry provokes the exchange; the definition of exchange was given. The findings can be applied to the analysis of energy flows in a socio-cultural environment
В статье рассмотрены параметры обмена ресурсами в поселке на р. Лена в Северной части Якутии. Основная цель работы — это прояснение феномена обмена через исследование особенностей выстраивания социально-культурного пространства посредством обменных практик. В качестве предмета исследования выступает феномен обмена, локализованный в конкретном контексте его функционирования. Работа основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиции 2018 г. В первой части статьи определяется проблема исследования, кратко описываются основные теоретические разработки, применяемые в статье либо оказавшие влияние на характер рефлексии автора по поводу данного материала. Далее следует описание социально-культурных компонентов, оформляющих обменные практики; произведено "рассеивание" общего контекста поселка на отдельные группы элементов, объединенные (лишь потенциально) функциональной связью с феноменом обмена. Также рассмотрены примеры "контекстов", складываемые из этих элементов и отражающие их различные связки: в сфере промыслов, торговли, кормления духов, народных праздников и др. В заключительной части формулируются основные взгляды и выводы автора по поводу исследуемой проблемы: социально-культурное поле обменов представляется континуумом отношений, материальных (живых и неживых) объектов, их поведением, свойствами и пр., что требует особого "инструмента" для работы с ним. Такими Һинструментамиһ, по мнению автора, выступают концепты "сгущения", "уплотнения", "развязывания" и т. п., поскольку в непрерывном поле отношений обмена они позволяют производить фиксации центров "сгущений" определенных параметров, указывающих на специфику обменных процедур. Сделан вывод о "внекультурном" актуальном свойстве акта коммуникации в форме обмена, обозначен его связывающий потенциал. Через структурный анализ обмена в общем виде сделан вывод о ресурсной асимметрии, провоцирующей обмен, дано определение обмену. Выводы могут быть применены к анализу энергетических потоков в социокультурной среде
В статье рассмотрены параметры обмена ресурсами в поселке на р. Лена в Северной части Якутии. Основная цель работы — это прояснение феномена обмена через исследование особенностей выстраивания социально-культурного пространства посредством обменных практик. В качестве предмета исследования выступает феномен обмена, локализованный в конкретном контексте его функционирования. Работа основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиции 2018 г. В первой части статьи определяется проблема исследования, кратко описываются основные теоретические разработки, применяемые в статье либо оказавшие влияние на характер рефлексии автора по поводу данного материала. Далее следует описание социально-культурных компонентов, оформляющих обменные практики; произведено "рассеивание" общего контекста поселка на отдельные группы элементов, объединенные (лишь потенциально) функциональной связью с феноменом обмена. Также рассмотрены примеры "контекстов", складываемые из этих элементов и отражающие их различные связки: в сфере промыслов, торговли, кормления духов, народных праздников и др. В заключительной части формулируются основные взгляды и выводы автора по поводу исследуемой проблемы: социально-культурное поле обменов представляется континуумом отношений, материальных (живых и неживых) объектов, их поведением, свойствами и пр., что требует особого "инструмента" для работы с ним. Такими Һинструментамиһ, по мнению автора, выступают концепты "сгущения", "уплотнения", "развязывания" и т. п., поскольку в непрерывном поле отношений обмена они позволяют производить фиксации центров "сгущений" определенных параметров, указывающих на специфику обменных процедур. Сделан вывод о "внекультурном" актуальном свойстве акта коммуникации в форме обмена, обозначен его связывающий потенциал. Через структурный анализ обмена в общем виде сделан вывод о ресурсной асимметрии, провоцирующей обмен, дано определение обмену. Выводы могут быть применены к анализу энергетических потоков в социокультурной среде
Год выпуска: 2016
This article is devoted to the analysis of the narrative material and structure of Dolgan fairytales. The authors believe that northern folklore is not only a part of the authentic oral tradition of indigenous peoples, but also an important component in the ethnic identity formation. In this regard, the study of storylines will allow to understand the peculiarities of the northern culture of the Dolgan people, reveal the structure and arrangement of the world constructed in the fairytales
Статья посвящена анализу сюжетного материала и структуры долганских сказок. Авторы считают, что северный фольклор является не только частью самобытного устного творчества коренных народов, но и важной составляющей в формировании этнической идентичности. В связи с этим изучение сюжетов позволит понять особенности северной культуры долганского народа, выявить структуру и устройство сконструированного в сказках мира
Статья посвящена анализу сюжетного материала и структуры долганских сказок. Авторы считают, что северный фольклор является не только частью самобытного устного творчества коренных народов, но и важной составляющей в формировании этнической идентичности. В связи с этим изучение сюжетов позволит понять особенности северной культуры долганского народа, выявить структуру и устройство сконструированного в сказках мира
Год выпуска: 2018
This publication is devoted to the 60th anniversary of the famous scientist-tungusologist T.Yu. Sem. The article describes the contribution of T.Yu. Sem to ethnography and lists main works of the scientist
Данная публикация посвящена 60-летию известного ученого-тунгусоведа Т.Ю. Сем. В статье описывается вклад Т.Ю. Cем в этнографическую науку, приводится список основных трудов ученого
Данная публикация посвящена 60-летию известного ученого-тунгусоведа Т.Ю. Сем. В статье описывается вклад Т.Ю. Cем в этнографическую науку, приводится список основных трудов ученого
Авторы:
Koptseva Natalia P. ,
Kirko Vladimir I.
Год выпуска: 2017
The article reports on results of field research conducted in the Siberian Arctic between 2010 and 2015. Field research was conducted at the place of compact residence of indigenous people: Evenks, Dolgans, Nganasans, Chulyms, Nenets people, and Selkup people. In addition to field research, methods of expert interview were applied, with representatives of the indigenous people of the Siberian Arctic, including scholars, community leaders, members of the business community, and local government officials acting as experts. The research made use of statistical data on demographics, places of residence, employment, and religious affiliations of the indigenous peoples of the Siberian Arctic. Ethnic and cultural identities of the indigenous people depend on religious affiliation. The post-Soviet period has seen rapid transformation of indigenous peoples' religious identities. Shamanism, the traditional religion of the indigenous peoples of the Siberian Arctic, is assuming new forms; it is adapting in response to market economy, mass culture, and global change
В статье сообщается о результатах полевых исследований, проведенных в Сибирской Арктике в период с 2010 по 2015 год. Полевые исследования проводились в местах компактного проживания коренных народов: эвенков, долган, нганасан, чулымцев, ненцев и селькупов. Помимо полевых исследований применялись методы экспертного интервью, где в качестве экспертов выступали представители коренных народов Сибирской Арктики: ученые, лидеры общин, представители бизнес-сообщества, представители органов местного самоуправления. В исследовании использовались статистические данные о демографических показателях, местах проживания, занятости и религиозных пристрастиях коренных народов Сибирской Арктики. Этническая и культурная идентичность коренных народов зависит от религиозной принадлежности. В постсоветский период произошла стремительная трансформация религиозной идентичности коренных народов. Шаманизм, традиционная религия коренных народов Сибирской Арктики, приобретает новые формы; он адаптируется к рыночной экономике, массовой культуре и глобальным изменениям
В статье сообщается о результатах полевых исследований, проведенных в Сибирской Арктике в период с 2010 по 2015 год. Полевые исследования проводились в местах компактного проживания коренных народов: эвенков, долган, нганасан, чулымцев, ненцев и селькупов. Помимо полевых исследований применялись методы экспертного интервью, где в качестве экспертов выступали представители коренных народов Сибирской Арктики: ученые, лидеры общин, представители бизнес-сообщества, представители органов местного самоуправления. В исследовании использовались статистические данные о демографических показателях, местах проживания, занятости и религиозных пристрастиях коренных народов Сибирской Арктики. Этническая и культурная идентичность коренных народов зависит от религиозной принадлежности. В постсоветский период произошла стремительная трансформация религиозной идентичности коренных народов. Шаманизм, традиционная религия коренных народов Сибирской Арктики, приобретает новые формы; он адаптируется к рыночной экономике, массовой культуре и глобальным изменениям
Авторы:
Mikhailova Evgeniya I. ,
Lapteva Alla V. ,
Efimov Valery S.
Год выпуска: 2014
The results of Foresight research, and namely presenting scenarios of the future of the Sakha (Yakutia) Republic, its indigenous peoples, are introduced. Both envisaging further development and realistic images of the republic’s future, suggested by the experts, are discussed. A field of scenarios of the future of the Sakha (Yakutia) Republic till 2050 is presented, scenario conditions and factors being viewed. A baseline scenario of the formation of multi-structure economies and society, blending traditional, developed industrial and post-industrial (cognitive) structures, is described. Within the frame of a baseline scenario reproduction of the republic’s indigenous peoples’ identity, culture and languages will be provided by special cultural policy, cultural and educational practices. Scenarios which are alternative to a baseline one are elaborated. These are “corporate colonization”, “demographic and cultural dissipation”, “temptation of a consumption society”, “cultural break-through”. The opportunities of “discovering the North” (analogous to the “discovery of the east” in the XX century) for the whole mankind are discussed. The conditions for this might be the following ones: accumulation of the indigenous peoples’ cultural heritage on the basis of use of modern informational technologies; consolidation of northern peoples and shifting their culture from the level of local ethnic cultures to the level of “northern civilization” of a special type. The North-Eastern Federal University should play its special role of a strategic subject, organizing the development and implementation of new cultural, educational, medical practices, necessary cultural policy
Представлены результаты форсайт-исследования – сценирования будущего Республики Саха (Якутия), ее коренных народов. Обсуждаются выделенные экспертами как перспективные и реалистичные образы будущего республики. Представлено поле сценариев будущего Республики Саха (Якутия) в горизонте времени до 2050 г., обсуждаются сценарные условия и факторы. Описан базовый сценарий формирования многоукладных экономики и общества, сочетающих традиционный уклад, развитый индустриальный и постиндустриальный (когнитивный). В рамках базового сценария воспроизводство идентичности, культуры и языков коренных народов республики будет обеспечиваться специальной культурной политикой, культурными и образовательными практиками. Обозначены сценарии, альтернативные базовому: "корпоративная колонизация", "демографическая и культурная диссипация", "соблазн общества потребления", "культурный прорыв". Обсуждаются возможности "открытия Севера" для всего человечества, аналогично тому как в ХХ столетии происходило "открытие Востока". Условиями этого могут стать аккумуляция культурного наследия северных народов на основе использования современных информационных технологий; консолидация северных народов и перевод их культуры с уровня локальных этнических культур на уровень особого рода "северной цивилизации". Особой должна стать роль Северо-Восточного федерального университета как стратегического субъекта, организующего разработку и реализацию новых культурных, образовательных, здравоохранительных практик, необходимой культурной политики
Представлены результаты форсайт-исследования – сценирования будущего Республики Саха (Якутия), ее коренных народов. Обсуждаются выделенные экспертами как перспективные и реалистичные образы будущего республики. Представлено поле сценариев будущего Республики Саха (Якутия) в горизонте времени до 2050 г., обсуждаются сценарные условия и факторы. Описан базовый сценарий формирования многоукладных экономики и общества, сочетающих традиционный уклад, развитый индустриальный и постиндустриальный (когнитивный). В рамках базового сценария воспроизводство идентичности, культуры и языков коренных народов республики будет обеспечиваться специальной культурной политикой, культурными и образовательными практиками. Обозначены сценарии, альтернативные базовому: "корпоративная колонизация", "демографическая и культурная диссипация", "соблазн общества потребления", "культурный прорыв". Обсуждаются возможности "открытия Севера" для всего человечества, аналогично тому как в ХХ столетии происходило "открытие Востока". Условиями этого могут стать аккумуляция культурного наследия северных народов на основе использования современных информационных технологий; консолидация северных народов и перевод их культуры с уровня локальных этнических культур на уровень особого рода "северной цивилизации". Особой должна стать роль Северо-Восточного федерального университета как стратегического субъекта, организующего разработку и реализацию новых культурных, образовательных, здравоохранительных практик, необходимой культурной политики
Авторы:
Batashev Mikhail S. ,
Makarov Nicolay P.
Год выпуска: 2018
One of the aspects of the culture genesis of the peoples of the North of the Krasnoyarsk Territory is studied in the article. Mutual influence of the indigenous peoples of the North of Central Siberia and the Russian population in the field of material and spiritual culture is described. Christianization of the aboriginal population adjoins the penetration of shamanism into the beliefs of Russians. Dolgans and Kets borrow new types of transport and dwellings from Russians. The autochthonous population transmits to the Russian superethnos its methods of management and clothing, borrowing, in turn, items of industrial production and food products. Tobacco smoking and alcohol are becoming widely spread. Detached dwelling of aboriginal peoples leads to the borrowing of funeral rites, household items and decorations, hunting and fishing methods, as well as reindeer herding from neighbors
В статье рассматривается один из аспектов культурогенеза народов Севера Красноярского края. Описывается взаимное влияние коренных народов Севера Средней Сибири и русского населения в области материальной и духовной культуры. Христианизация аборигенного населения соседствует с проникновением шаманизма в верования русских. Долгане и кеты заимствуют у русских новые типы транспорта и жилищ. Автохтонное население передает русскому суперэтносу свои способы хозяйствования, одежду, заимствуя, в свою очередь, предметы промышленного производства и продукты питания. Распространяется табакокурение и алкоголь. Чересполосное проживание аборигенных народов приводит к заимствованию у соседей погребальных обрядов, бытовых предметов и украшений, способов охоты и рыболовства, а также оленеводства
В статье рассматривается один из аспектов культурогенеза народов Севера Красноярского края. Описывается взаимное влияние коренных народов Севера Средней Сибири и русского населения в области материальной и духовной культуры. Христианизация аборигенного населения соседствует с проникновением шаманизма в верования русских. Долгане и кеты заимствуют у русских новые типы транспорта и жилищ. Автохтонное население передает русскому суперэтносу свои способы хозяйствования, одежду, заимствуя, в свою очередь, предметы промышленного производства и продукты питания. Распространяется табакокурение и алкоголь. Чересполосное проживание аборигенных народов приводит к заимствованию у соседей погребальных обрядов, бытовых предметов и украшений, способов охоты и рыболовства, а также оленеводства
Авторы:
Stepanova Albina A. ,
Stepanov Afanasy I. ,
Alekseeva Sofia S.
Год выпуска: 2022
Modern tendencies of the Russian federalism development, as well as their impact on the constitutional and legal development of the Republic of Sakha (Yakutia) as a federal subject are observed and analyzed in the article. Changes introduced into the Republic’s constitutional legislation are characterized in detail. The aim of the study is to determine the degree of influence of the federal center on the constitutional and legal development of the Republic. Historical, technical and legal, and comparative legal methods have been used in the study. Two stages of contemporary constitutional and legal development of the Republic are distinguished in the article: from 1990 to 2000, and from 2000 to the present day. The first stage is characterized by a relative freedom granted to the Republic when forming its constitutional space, including its national and territorial organization. Meanwhile, the next stage is marked by consistent and almost complete limitation of its constitutional and legal sovereignty. A rather pronounced federal interference into constitutional and legal space of the federal subjects, limiting their freedom in defining the mechanisms of interaction between national governing bodies and establishing their own national and legal institutions, could be observed in today’s Russia. The authors of the article believe that such interference impacts the Republic’s constitutional and legal progress in a negative way, and contemporary Russia needs, at least, to introduce a form of federal government self-limitation when it comes to federal relations and, hence, optimization of constitutional mechanisms which separate federal and regional interests
В статье прослеживаются и анализируются современные тенденции развития российского федерализма и их влияние на конституционно-правовое развитие Республики Саха (Якутия) как субъекта Федерации. Дается подробная характеристика изменений конституционного законодательства республики. Целью исследования является определение степени влияния федерального центра на конституционно-правовое развитие республики. В ходе исследования использовались исторический, технико-юридический и сравнительно-правовой методы. В статье современное конституционно-правовое развитие республики разделено на два этапа: с 1990 по 2000 годы и с 2000 года по настоящее время. Первый этап характеризуется относительной свободой республики в формировании своего конституционного пространства, включая государственно- территориальное устройство. Для следующего же этапа характерно последовательное почти полное ограничение ее конституционно-правовой самостоятельности. В современной России происходит довольно жесткое федеральное вмешательство в конституционно-правовое пространство субъектов Федерации, ограничивающее их свободу в определении механизмов взаимоотношений между органами государственной власти и установлении собственных государственно-правовых институтов. По мнению авторов, такое вмешательство оказывает негативное влияние на конституционно-правовое развитие Республики, и современной России, по меньшей мере, требуется самоограничение федеральной власти в сфере федеративных отношений и, как следствие, оптимизация конституционных механизмов разделения общефедеральных и региональных интересов
В статье прослеживаются и анализируются современные тенденции развития российского федерализма и их влияние на конституционно-правовое развитие Республики Саха (Якутия) как субъекта Федерации. Дается подробная характеристика изменений конституционного законодательства республики. Целью исследования является определение степени влияния федерального центра на конституционно-правовое развитие республики. В ходе исследования использовались исторический, технико-юридический и сравнительно-правовой методы. В статье современное конституционно-правовое развитие республики разделено на два этапа: с 1990 по 2000 годы и с 2000 года по настоящее время. Первый этап характеризуется относительной свободой республики в формировании своего конституционного пространства, включая государственно- территориальное устройство. Для следующего же этапа характерно последовательное почти полное ограничение ее конституционно-правовой самостоятельности. В современной России происходит довольно жесткое федеральное вмешательство в конституционно-правовое пространство субъектов Федерации, ограничивающее их свободу в определении механизмов взаимоотношений между органами государственной власти и установлении собственных государственно-правовых институтов. По мнению авторов, такое вмешательство оказывает негативное влияние на конституционно-правовое развитие Республики, и современной России, по меньшей мере, требуется самоограничение федеральной власти в сфере федеративных отношений и, как следствие, оптимизация конституционных механизмов разделения общефедеральных и региональных интересов
Авторы:
Krivonogov Victor P. ,
Кривоногов Виктор П.,
Ермилова Елизавета С.,
Ermilova Elizaveta S.
Год выпуска: 2018
In the years 1997 and 2017 in Evenkia, comprehensive studies in the form of a mass survey were carried out. They revealed some significant changes in the household, various aspects of material and spiritual culture. The scale of reindeer breeding has dramatically dropped; at the present moment, around 1/10 of the Evenk families are engaged in it. Hunting and fishing are preserved better: almost one third of all men are engaged in them. The overwhelming majority of men continue hunting and fishing at the amateur level, just like the major part of women maintain their sewing and beadwork skills. The language assimilation process is very active; children hardly speak or understand their mother tongue, though the majority of the Evenks study it at school. The share of mixed families, mostly with Russians, has reached fifty per cent: the majority of children from these families get assimilated with the Evenk ethnicity. As a result of such marriages, the share of people of mixed descent among the Evenks is approaching two thirds, while among the children this share has reached 9/10. The Evenks are mixing with other ethnicities and acquire Russian language, but maintain a stable ethnic self-consciousness and preserve certain elements of their traditional culture in some aspects of material and spiritual culture
В 1997 и в 2017 годах в Эвенкии были проведены комплексные исследования по современным этническим процессам с использованием метода массового опроса. Выявлены существенные изменения в хозяйстве, в разных областях материальной и духовной культуры. Резко снизилось значение оленеводства, в настоящее время в нем заняты около 1/10 части эвенкийских семей. Лучше сохранились охота и рыболовство, в них занята почти треть мужчин. На любительском уровне охотой и рыболовством занимается подавляющее большинство мужчин, а значительная часть женщин не утеряли навыков шитья и вышивки бисером. Активно идет процесс языковой ассимиляции, дети практически не говорят на языке эвенков и не понимают его, хотя большинство эвенков изучает родной язык в школе. Количество национально-смешанных семей, в основном с русскими, приблизилось к половине всех семей, большинство детей вливаются в эвенкийский этнос. В результате этих браков доля метисов среди эвенков приближается к 2/3, а среди детей их доля достигла 9/10. Эвенки превращаются в группу русскоязычных метисов, но с устойчивым этническим самосознанием и с сохранением элементов традиционной культуры в некоторых областях материальной и духовной культуры
В 1997 и в 2017 годах в Эвенкии были проведены комплексные исследования по современным этническим процессам с использованием метода массового опроса. Выявлены существенные изменения в хозяйстве, в разных областях материальной и духовной культуры. Резко снизилось значение оленеводства, в настоящее время в нем заняты около 1/10 части эвенкийских семей. Лучше сохранились охота и рыболовство, в них занята почти треть мужчин. На любительском уровне охотой и рыболовством занимается подавляющее большинство мужчин, а значительная часть женщин не утеряли навыков шитья и вышивки бисером. Активно идет процесс языковой ассимиляции, дети практически не говорят на языке эвенков и не понимают его, хотя большинство эвенков изучает родной язык в школе. Количество национально-смешанных семей, в основном с русскими, приблизилось к половине всех семей, большинство детей вливаются в эвенкийский этнос. В результате этих браков доля метисов среди эвенков приближается к 2/3, а среди детей их доля достигла 9/10. Эвенки превращаются в группу русскоязычных метисов, но с устойчивым этническим самосознанием и с сохранением элементов традиционной культуры в некоторых областях материальной и духовной культуры