Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 249
- Книга (5505)
- Газета (31)
- Журнал (273)
- Автореферат диссертации (575)
- Изоиздание (5)
- Аудиоиздание (35)
- Видеоиздание (256)
- Картографическое издание (5)
- Неопубликованный документ (610)
- Нотное издание (16)
- Фотография (19)
- Статья (3442)
- Библиографический указатель (87)
- Словарь (11)
- Календарь (8)
- Брошюра (127)
- Буклет (35)
- Электронное издание (2)
- 3D-модель (17)
- Грампластинка (13)
- Веб-архив (1753)
- Бурятский (2)
- Чукотский (8)
- Долганский (2)
- Английский (161)
- Эскимоский (3)
- Эвенкийский (11)
- Эвенский (85)
- Французский (17)
- Немецкий (6)
- Хантыйский (1)
- Киргизский (1)
- Корейский (1)
- Мансийский (1)
- Нанайский (1)
- Ненецкий (4)
- Нганасанский (2)
- Нивхский (1)
- Старорусский (11)
- Польский (6)
- Русский (10923)
- Латинская графика (105)
- Испанский (1)
- Таджикский (1)
- Тунгусский (2)
- Турецкий (5)
- Ульчский (1)
- Узбекский (1)
- Якутский (1449)
- Юкагирский (15)
- Не указан (6)
- Литературно-художественные издания (615)
- Официальные издания (1200)
- Научные издания (4708)
- Научно-популярные издания (2155)
- Информационные издания (2465)
- Справочные издания (61)
- Учебные издания (994)
- Производственно-практические издания (32)
- Массово-политические издания (557)
- Изобразительное издание (32)
Автор:
Lapteva Alla V.
Год выпуска: 2015
The paper presents a review of the results of ethnosociological research performed within “Sakha (Yakutia) Republic Foresight – 2050”. The trends in the Sakha people identity, language and culture transmission in the generational change and urbanization context are shown on the survey data basis. Also the changes in the efficiency of social institutions that provide cultural transmission are shown. Identified trends extrapolation allows us to formulate an evaluative forecast for these changes up to 2050. On the expert survey basis probable critical situations in the field of identity, language and culture transmission of Sakha people are identified. Besides the bases for the possible strategies in the field of education and culture aimed at preserving Sakha people as ethno-cultural community are discussed
Представлен обзор результатов этносоциологического исследования народа саха (якутов), проведенного в рамках проекта "Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050". На основе данных социологического опроса показаны тенденции изменений воспроизводства идентичности, языка и культуры саха в контексте смены поколений и продолжающейся урбанизации, а также изменений действенности социальных институтов, обеспечивающих культурную трансмиссию. Экстраполяция выявленных трендов позволяет сформулировать оценочный прогноз данных изменений на период до 2050 г. На основе данных экспертного опроса определены вероятные критические ситуации в сфере воспроизводства идентичности, языка, культуры саха в Республике Саха (Якутия). Также обсуждаются основания для возможных стратегий в области образования и культуры, направленных на сохранение якутского народа как этнокультурной общности
Представлен обзор результатов этносоциологического исследования народа саха (якутов), проведенного в рамках проекта "Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050". На основе данных социологического опроса показаны тенденции изменений воспроизводства идентичности, языка и культуры саха в контексте смены поколений и продолжающейся урбанизации, а также изменений действенности социальных институтов, обеспечивающих культурную трансмиссию. Экстраполяция выявленных трендов позволяет сформулировать оценочный прогноз данных изменений на период до 2050 г. На основе данных экспертного опроса определены вероятные критические ситуации в сфере воспроизводства идентичности, языка, культуры саха в Республике Саха (Якутия). Также обсуждаются основания для возможных стратегий в области образования и культуры, направленных на сохранение якутского народа как этнокультурной общности
Автор:
Sirina Anna A.
Год выпуска: 2019
The article discusses three significant innovations that have occurred in the culture of the nomad Evens of the Magadan region over the past 80 years: sledge (1930s), reindeer dogs (1940–50s) and tractors (1960s — 1970s). The causes and sources of these borrowings are traced, as well as the resulting systemic cumulative effect. Active innovations were associated with the adaptation of Even reindeer herders to the natural and ethnic environment, which began with their entry into the territory of the Northeast. The forced innovations were caused by the influence of the state, which set a goal to transfer part of the nomads to sedentary life, and invested significant resources and energy in the modification of reindeer husbandry as an agricultural sector. As a result of adaptation to the realities of the post-Soviet economy, a wide variety of local cultural options appeared again, complicated by borrowings and tied to the matrix of the state, but with retention of backup options in case of technical breakdowns. Innovations are regarded in the article, on the one hand, as a consequence of changing social conditions, and on the other, as a mechanism of cultural shift
В статье рассматриваются три знаковых инновации, которые появились в культуре неоседлых эвенов Магаданской области за последние 80 лет: нарты (1930-е годы), оленегонные собаки (1940–50-е годы) и трактора (1960‑1970-е годы). Прослеживаются причины и истоки этих заимствований, а также вызванный ими системный кумулятивный эффект. Активные инновации были связаны с адаптацией эвенов-оленеводов к природной и этнической среде, начавшиеся с их выхода на территорию Северо-Востока. Форсированные инновации были вызваны влиянием государства, поставившего целью перевести часть кочевников на оседлость, а также вкладывавшего значительные ресурсы и энергию в модификацию оленеводства как отрасли сельского хозяйства. В результате адаптации к реалиям постсоветской экономики вновь появилось большое разнообразие локальных вариантов культуры, усложненной заимствованиями и привязанной к матрице государства, однако сохраняющей запасные варианты на случай отказа технологических устройств. Инновации рассматриваются в статье, с одной стороны, как следствие процессов пересечения разных темпоральных режимов в результате этносоциальных контактов и влияния государства, а с другой, как механизм культурного сдвига
В статье рассматриваются три знаковых инновации, которые появились в культуре неоседлых эвенов Магаданской области за последние 80 лет: нарты (1930-е годы), оленегонные собаки (1940–50-е годы) и трактора (1960‑1970-е годы). Прослеживаются причины и истоки этих заимствований, а также вызванный ими системный кумулятивный эффект. Активные инновации были связаны с адаптацией эвенов-оленеводов к природной и этнической среде, начавшиеся с их выхода на территорию Северо-Востока. Форсированные инновации были вызваны влиянием государства, поставившего целью перевести часть кочевников на оседлость, а также вкладывавшего значительные ресурсы и энергию в модификацию оленеводства как отрасли сельского хозяйства. В результате адаптации к реалиям постсоветской экономики вновь появилось большое разнообразие локальных вариантов культуры, усложненной заимствованиями и привязанной к матрице государства, однако сохраняющей запасные варианты на случай отказа технологических устройств. Инновации рассматриваются в статье, с одной стороны, как следствие процессов пересечения разных темпоральных режимов в результате этносоциальных контактов и влияния государства, а с другой, как механизм культурного сдвига
Автор:
Goncharov Nikolai S.
Год выпуска: 2019
The article discusses the parameters of the exchange of resources in a settlement on the Lena river in the Northern part of Yakutia. The main purpose of the work is to clarify the phenomenon of exchange through the study of peculiarities of building up the socio-cultural space through exchange practices. The subject of research is the phenomenon of exchange localized in a specific context of its functioning. The work is based on materials collected by the author during the fieldwork carried out in 2018. The first part of the article identifies the research problem, briefly describes the main theoretical developments that were used in the article or influenced the character of the author’s reflection on this material. Further there is a description of the socio-cultural components that form the exchange practices; “dispersion” of the general context of the settlement into separate groups of elements combined (only potentially) by a functional connection with the phenomenon of exchange. Examples of “contexts” made up of these elements and various ligaments reflecting them are also considered in the article: in the sphere of harvesting, trade, feeding of spirits, national holidays, etc. In the final part, the author formulates main views and conclusions about the problem under study: the socio-cultural field of exchanges is a continuum of relations, material (living and non-living) objects, their behaviour, properties, etc., which requires a special “tool” to work with it. According to the author, such “tools” are the concepts of “thickening”, “compaction”, “unleashing”, etc., because in the continuous field of exchange relations they allow fixing the centres of “thickening” of certain parameters indicating the specificity of the exchange procedures. The author makes a conclusion about the “out-of-culture”, actual property of the act of communication in the form of exchange, and indicates its binding potential. Through a structural analysis of the exchange in general, it was concluded that the resource asymmetry provokes the exchange; the definition of exchange was given. The findings can be applied to the analysis of energy flows in a socio-cultural environment
В статье рассмотрены параметры обмена ресурсами в поселке на р. Лена в Северной части Якутии. Основная цель работы — это прояснение феномена обмена через исследование особенностей выстраивания социально-культурного пространства посредством обменных практик. В качестве предмета исследования выступает феномен обмена, локализованный в конкретном контексте его функционирования. Работа основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиции 2018 г. В первой части статьи определяется проблема исследования, кратко описываются основные теоретические разработки, применяемые в статье либо оказавшие влияние на характер рефлексии автора по поводу данного материала. Далее следует описание социально-культурных компонентов, оформляющих обменные практики; произведено "рассеивание" общего контекста поселка на отдельные группы элементов, объединенные (лишь потенциально) функциональной связью с феноменом обмена. Также рассмотрены примеры "контекстов", складываемые из этих элементов и отражающие их различные связки: в сфере промыслов, торговли, кормления духов, народных праздников и др. В заключительной части формулируются основные взгляды и выводы автора по поводу исследуемой проблемы: социально-культурное поле обменов представляется континуумом отношений, материальных (живых и неживых) объектов, их поведением, свойствами и пр., что требует особого "инструмента" для работы с ним. Такими Һинструментамиһ, по мнению автора, выступают концепты "сгущения", "уплотнения", "развязывания" и т. п., поскольку в непрерывном поле отношений обмена они позволяют производить фиксации центров "сгущений" определенных параметров, указывающих на специфику обменных процедур. Сделан вывод о "внекультурном" актуальном свойстве акта коммуникации в форме обмена, обозначен его связывающий потенциал. Через структурный анализ обмена в общем виде сделан вывод о ресурсной асимметрии, провоцирующей обмен, дано определение обмену. Выводы могут быть применены к анализу энергетических потоков в социокультурной среде
В статье рассмотрены параметры обмена ресурсами в поселке на р. Лена в Северной части Якутии. Основная цель работы — это прояснение феномена обмена через исследование особенностей выстраивания социально-культурного пространства посредством обменных практик. В качестве предмета исследования выступает феномен обмена, локализованный в конкретном контексте его функционирования. Работа основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиции 2018 г. В первой части статьи определяется проблема исследования, кратко описываются основные теоретические разработки, применяемые в статье либо оказавшие влияние на характер рефлексии автора по поводу данного материала. Далее следует описание социально-культурных компонентов, оформляющих обменные практики; произведено "рассеивание" общего контекста поселка на отдельные группы элементов, объединенные (лишь потенциально) функциональной связью с феноменом обмена. Также рассмотрены примеры "контекстов", складываемые из этих элементов и отражающие их различные связки: в сфере промыслов, торговли, кормления духов, народных праздников и др. В заключительной части формулируются основные взгляды и выводы автора по поводу исследуемой проблемы: социально-культурное поле обменов представляется континуумом отношений, материальных (живых и неживых) объектов, их поведением, свойствами и пр., что требует особого "инструмента" для работы с ним. Такими Һинструментамиһ, по мнению автора, выступают концепты "сгущения", "уплотнения", "развязывания" и т. п., поскольку в непрерывном поле отношений обмена они позволяют производить фиксации центров "сгущений" определенных параметров, указывающих на специфику обменных процедур. Сделан вывод о "внекультурном" актуальном свойстве акта коммуникации в форме обмена, обозначен его связывающий потенциал. Через структурный анализ обмена в общем виде сделан вывод о ресурсной асимметрии, провоцирующей обмен, дано определение обмену. Выводы могут быть применены к анализу энергетических потоков в социокультурной среде
Авторы:
Reznikova Ksenia V. ,
Zamaraeva Yulia S.
Год выпуска: 2016
This article is devoted to the analysis of the narrative material and structure of Dolgan fairytales. The authors believe that northern folklore is not only a part of the authentic oral tradition of indigenous peoples, but also an important component in the ethnic identity formation. In this regard, the study of storylines will allow to understand the peculiarities of the northern culture of the Dolgan people, reveal the structure and arrangement of the world constructed in the fairytales
Статья посвящена анализу сюжетного материала и структуры долганских сказок. Авторы считают, что северный фольклор является не только частью самобытного устного творчества коренных народов, но и важной составляющей в формировании этнической идентичности. В связи с этим изучение сюжетов позволит понять особенности северной культуры долганского народа, выявить структуру и устройство сконструированного в сказках мира
Статья посвящена анализу сюжетного материала и структуры долганских сказок. Авторы считают, что северный фольклор является не только частью самобытного устного творчества коренных народов, но и важной составляющей в формировании этнической идентичности. В связи с этим изучение сюжетов позволит понять особенности северной культуры долганского народа, выявить структуру и устройство сконструированного в сказках мира
Автор:
Год выпуска: 2018
This publication is devoted to the 60th anniversary of the famous scientist-tungusologist T.Yu. Sem. The article describes the contribution of T.Yu. Sem to ethnography and lists main works of the scientist
Данная публикация посвящена 60-летию известного ученого-тунгусоведа Т.Ю. Сем. В статье описывается вклад Т.Ю. Cем в этнографическую науку, приводится список основных трудов ученого
Данная публикация посвящена 60-летию известного ученого-тунгусоведа Т.Ю. Сем. В статье описывается вклад Т.Ю. Cем в этнографическую науку, приводится список основных трудов ученого
Заглавие:
Мэӈын чӯндукэн: [аудиозапись]
Год: 2012
Сказку про золотой мяч рассказала Татьяна Протопопова, уроженка с. Уянди Усть-Янского района. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН
Год выпуска: 2013
Подборки
- Сказочный мир > Сказки народов Севера и авторские сказки,
- Сказки Северного сияния,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Видеозал: видеосюжеты, фильмы, мультфильмы, буктрейлеры > Литература, писатели,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
Историю про дары священному месту рассказала Сардана Громова, работник детского сада. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН
Год выпуска: 2022
Серия, номер выпуска: Ч. 2
Подборки
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Видеозал: видеосюжеты, фильмы, мультфильмы, буктрейлеры > Якутия: история, культура, природа,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
Эвенка из рода наматканов, народная мастерица РС(Я) Протопопова (Степанова) Елена Федоровна рассказывает о своей жизни, о призвании. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН
Год выпуска: 2022
Серия, номер выпуска: Ч. 1
Подборки
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Видеозал: видеосюжеты, фильмы, мультфильмы, буктрейлеры > Якутия: история, культура, природа,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
Эвенка из рода наматканов, народная мастерица РС(Я) Протопопова (Степанова) Елена Федоровна рассказывает о своем детстве и о бабушке Чукачан. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН
Заглавие:
Интервью Евдокии Татаевой: [аудиозапись]
На аудиозаписи эвенка Татаева Евдокия, она рассказывает о своей жизни, оленеводстве и фольклоре. Взято из портала Аудиовизуального фонда исчезающих языков ИГИиПМНС СО РАН