Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 17
1.
Автор:
Попова Мария Петровна

Издательство: Дани-Алмас

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 62 с.

Декоративно-прикладное искусство - удивительный мир творчества, дающий возможность учащимся раскрыть свои способности. В сборнике представлены авторская дополнительная общеразвивающая программа, проекты, планы занятий, технологические карты, которые помогут педагогу привить интерес к культуре, истокам народного творчества, научить работать с конским волосом
2.
Автор:
Неизвестный мастер

Количество страниц: 1 с.

Воронка для кумысного бидона - приспособление для переливания кумыса через узкое отверстие. Имеет форму полого конуса. Верхняя часть воронки украшена якутским орнаментом. Предположительная дата изготовления - вторая половина XIX века. Автор неизвестен. Экспонат принадлежит Национальному художественному музею РС(Я)
3.

Издательство: Якутский край

Год выпуска: 2011

Количество страниц: 28 с.

Показаны древние истоки праюкагирской культуры, уходящие корнями в неолитическое искусство Северной Азии. Декоративно-прикладное искусство лесных юкагиров - потомственных охотников и рыболовов - представлено пиктографической письменностью, резьбой по дереву, кости, плетением, шитьем из меха и кожи. Может быть использовано для изучения предмета "Материальная культура юкагиров" в учебных заведениях различного уровня
4.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 100 с.

Альбом о творчестве известной мастерицы Е.Е. Аммосовой имеет познавательное значение всем, кто интересуется вопросами развития национальной одежды и проблемами прикладного искусства
5.
Заглавие: Маллаах иһит

Год выпуска: 2013

В самобытной и сложной, неоднородной по своей истории культуре якутов - народа Саха разнообразные художественные ремесла издавна занимали видное место. Художественно оформленные предметы быта, одежды различные украшения составляли значительную часть якутского народного творчества.

В наиболее компактном виде представления о традиционных народных промыслах якутов дает период, охватывающий XIX и начало XX века. Руками мастеров и мастериц создавались разного рода изделия не только удобные для практического использования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору. Сырьем для мастеров служили природные материалы, природа же подсказывала и необходимые краски и ритмы, арсенал образно-выразительных средств. В женской половине балаҕан преобладали изделия из кожи, меха и конского волоса контрастных цветов, а также берестяные короба (маллаах иһит) круглой или четырехугольной формы для принадлежностей рукоделия – иголок, ниток, наперстков, разных лоскутов.

Маллаах иhит – это деревянные, берестяные короба с крышками и без, цилиндрические и конусообразной формы для принадлежностей рукоделия и хранения мелких предметов. Шкатулка является одним из прекрасных творений человечества. Такое творение требует много времени, терпения, поэтому ими занимались мастерицы искусного дела. Именно они знают толк в вышивании и украшении берестяных посуд. Немало берестяных посудных экземпляров осталось с нами, которые были вышиты и изготовлены сто лет назад, являются экспонатами музеев. Многие хранят эти произведения искусства у себя дома. Шкатулка имеет много разных предназначений и размеров в зависимости для чего она используется. Например, для мелких и маленьких вещей используется маленькая шкатулка, для вышивальных принадлежностей используется средняя шкатулка, для хранения ткани использовалась большая шкатулка. В стародавние времена, если девушка из знатной и богатой семьи выходила замуж, то мастерицам заранее делали заказ берестяной шкатулки, которая должна быть большой, красиво украшенной. Шкатулки для невест "Маллаах иhит" с давних времён в день свадьбы родители мужа дарили в подарок невестке шкатулку с разными принадлежностями для рукоделия в знак того, чтобы невестка была хорошей хранительницей домашнего очага. Украшение шкатулки зависело от ее предназначения. Поэтому края и крышку украшали разными орнаментами и узорами. Маллаах иһит также делали и из дерева. Крышка такого короба по окружности имела бортик, который охватывал снаружи верхнюю и нижнюю части предмета. Вся поверхность окрашивалась в черный цвет, и на нее насечкой или контурной резьбой наносился растительный или геометрический узор. Помимо уже известных мотивов можно видеть кружки, спирали, крестообразные фигуры.

По материалам: Семенова С. И. Изготовление якутской сувенирной шкатулки из картона. 2018. https://infourok.ru/izgotovlenie-yakutskoy-suvenirnoy-shkatulki-iz-kartona-2963495.html
6.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 208 с.

Монография знакомит читателя с народной одеждой якутов с XVII по начало XXI в. Формирование якутской народной одежды происходило под влиянием традиционной культуры, которая отражена в ее культурно-художественных особенностях, поэтому история развития одежды рассмотрена в контексте традиционного и современного летнего праздника ысыах и посвящена анализу символико-семантических и конструктивных особенностей одежды. Исследование выполнено на стыке двух смежных наук: этнографии и искусствоведения
7.
Заглавие: Нож якутский

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Якутский нож из стали и дерева. Рукоять ножа из капа, покрыт лаком. На клинке изображение деревьев, дикого оленя и гравировка "Саха сирэ". Ножны из дерева с декоративной отделкой. Автор народный мастер РС(Я) из с. Ытык-Кюель Таттинского улуса Васильев Леонид Степанович. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
9.

Издательство: Якутский край

Год выпуска: 1996

Количество страниц: 145 с.

Книга "Одежда юкагиров" является учебным пособием для учащихся и студентов, изучающих дисциплины "Национальная культура народов Якутии" и "Этнография народов Севера Якутии". Автор уже много лет изучающая культуру этого народа, проделала огромную работу по систематизации накопленных данных по одежде юкагиров, использовала материалы В. И. Иохельсона, опубликованные в начале века за рубежом и неизвестные нашим читателям. Большую ценность представляет материал, собранный Людмилой Николаевной в научных экспедиях к лесным юкагирам. В книге дано описание не только одежды и ее элементов, но и всего цикла, - от заготовки до украшения готовой одежды. Много внимания уделено семантике орнамента и элементов декора одежды в тесной связи с духовными представлениями юкагиров. Вызывает интерес рассматриваемый автором генезис традиционной одежды юкагиров
10.

Издательство: Компания "Дани Алмас"

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 172 с.

Книга опубликованная в 1954 г. Гамбурским этнографическим музеем, впервые издана на русском языке Музеем музыки и фольклора народов Якутии. Исследование осуществлено на базе изучения якутских коллекций музеев Германии и Дании, сопоставления с орнаментальным искусством сибирских народов и археологическими материалами Пазырских курганов на территории Алтая (датируемых V-III вв. до н.э.). Книга подтвердила и дополнила гипотезы археологов, историков, лингвистов о южном происхождении части предков сложносоставного этноса - якутов. Неопровержимы выводы немецкой исследовательницы: якуты являются опосредованными наследниками высокоразвитой Пазырской культуры, носители которой торговали с Древним Вавилоном, Китаем, Индией. Автор книги - директор Кельского института этнологии - в предисловии выражает радость по поводу переиздания своей книги, впервые обращенной, наконец к своим главным читателям - народу Республики Саха (Якутия)