Олесова Мария Денисовна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Педагогический институт ; 677000, г. Якутск, пр-т Ленина, 1 ; https://www.s-vfu.ru/

Область научных интересов: Народное образование, педагогика

ID Автора: SPIN-код: 2486-0717, РИНЦ AuthorID: 1146257

Документы 1 - 6 из 6
1.

Количество страниц: 2 с.

В статье представлены педагогические условия формирования ценностных ориентаций обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский индустриально-педагогический колледж". Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся является одной из форм педагогических условий формирования ценностных ориентаций обучающихся колледжа. В процессе формирования ценностных ориентаций обучающихся педагогическими условиями выступают формы и методы воспитательных мероприятий [1], в том числе психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, родителей и педагогов колледжа. Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий формирования ценностных ориентаций обучающихся в воспитательном процессе колледжа. Результатом работы являются обоснованные педагогические условия формирования ценностных ориентаций обучающихся колледжа - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся колледжа.
The article presents the pedagogical conditions for the formation of value orientations of students of the state budgetary professional educational institution of the Republic of Sakha (Yakutia) ‘‘Yakut Industrial Pedagogical College’’. Psychological and pedagogical support of students is one of the forms of pedagogical conditions for the formation of value orientations of college students. In the process of forming the value orientations of students, the pedagogical conditions are the forms and methods of educational activities, including the psychological and pedagogical support of students, parents and teachers of the college. The purpose of the study is to identify and justify the pedagogical conditions for the formation of value orientations of students in the educational process of the college. The result of the study is reasonable pedagogical conditions for the formation of value orientations of college students: psychological and pedagogical support for college students.

Иванова, А. В. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций обучающихся колледжа / Иванова А. В., Олесова М. Д. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2023. - N 2 (143). - С. 16-18.

2.

Количество страниц: 3 с.

Иванова, А. В. Региональные особенности формирования ценностных ориентаций обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования / Иванова А. В., Олесова М. Д. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2023. - N 2 (143). - С. 13-15.

3.

Количество страниц: 3 с.

В статье представлена воспитательная деятельность по формированию духовно-нравственных ориентаций обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский индустриально-педагогический колледж". Целью исследования является формирование личностных качеств обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания в колледже. Научная новизна заключается в обосновании личностных качеств подрастающего поколения. Результатом работы является формирование личностных качеств обучающихся колледжа в процессе духовно-нравственного воспитания.
Currently, Russia is going through a difficult period of historical development. In any transformation of society, the younger generation is the most vulnerable subject. In this regard, the education of the spiritual and moral personality of the future generation is gaining more and more attention from society. The article presents educational activities for the formation of spiritual and moral orientations of students of the state budgetary professional educational institution of the Republic of Sakha (Yakutia) “Yakut Industrial Pedagogical College”. The purpose of the study is the formation of personal qualities of students in the process of spiritual and moral education of the college. Scientific novelty lies in the substantiation of the personal qualities of the younger generation. The result of the work is the formation of personal qualities of students in the process of spiritual and moral education of the college.

Иванова, А. В. Формирование личностных качеств обучающихся колледжа в процессе духовно-нравственного воспитания / Иванова А. В., Олесова М. Д. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 5 (134). - С. 14-16.

4.

Количество страниц: 6 с.

Актуальность формирования ценностных ориентаций молодежи в современных условиях: недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы с учетом региональных, в частности этнопедагогических условий, определили выбор темы исследования. В период любого кризиса общества наиболее уязвимым слоем населения является молодежь. Перед образованием стоит задача формирования ценностных ориентаций обучающихся на основе традиционных ценностей: ценностях семьи, национальной культуры, здорового образа жизни и т. д. В данной статье рассматривается эпос как средство формирования ценностных ориентаций обучающихся. При разработке подходов содержания и логики исследования опирались на труды: философов Л. В. Баевой, Д. А. Леонтьева, Н. О. Лосского и др.; социологов В. Г. Алексеева, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и др.; психологов Б. С. Алишева, А. Г. Асмолова, Б. С. Братусь и др.; педагогов А. В. Кирьяковой, Д. А. Немцовой, М. А. Расуловой и др. В исследовании авторы опирались на идеи личностно-ориентированного образования Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И. С. Якиманской и др.; теории деятельностного подхода в работах Г.С. Батищева, Э. В. Ильенкова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; идеи и положения этнопедагогики Г. Н. Волкова, Н. Д. Никандрова, И. С. Портнягина, А.Д. Семеновой и др. Разработка программы ҺПотенциал эпоса олонхо в воспитанииһ проводилась на основе работ якутских ученых Н. В. Емельянова, В. В. Илларионова, П. А. Ойунского и др. Для реализации цели исследования, структурирования содержания материала использованы следующие методы исследования: общетеоретические (анализ и синтез, дедукция и обобщение); эмпирические (наблюдение, экспертный опрос, анкетирование, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ полученных результатов). В статье определены теоретико-педагогические основания и разработаны рациональные педагогические пути, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО). Результативность процесса формирования ценностных ориентаций в учреждениях СПО достигается созданием программы приобщения подрастающего поколения к национальной культуре народа саха посредством эпоса олонхо. В результате реализации разработанной программы "Потенциал эпоса олонхо в воспитании" произошли принципиальные изменения в воспитательной деятельности СПО. Результаты исследования у КГ и ЭГ на конец эксперимента: высокий уровень - 10% (10 чел.) - ЭГ 24% (24 чел.); средний уровень - КГ 69% (69 чел.) - ЭГ 70% (70 чел.); низкий уровень - КГ 21% (21) - ЭГ 6% (6 чел.). Полученные данные у КГ и ЭГ позволяют сделать вывод, что заинтересованность нравственными ценностями преобладает, чем заинтересованность материальными ценностями. Проведенное исследование подтвердило эффективность и реализуемость предложенной программы "Потенциал эпоса олонхо в воспитании".
The choice of the research topic stems from the relevance of forming value orientations in young people in modern conditions, and the insufficient theoretical and practical development of the problem, taking into account regional, in particular ethno-pedagogical conditions. During any crisis in society, the most vulnerable segment of the population is young people. Education faces the task of forming value orientations of students based on traditional values: family values, national culture, healthy lifestyle, etc. This article examines the epic as a means of forming value orientations of students. When developing approaches to content and logic, the research relied on the works of: philosophers L. V. Baeva, D. A. Leontyev, N. O. Lossky and others; sociologists V. G. Alekseev, V. P. Tugarinov, V. A. Yadov and others; psychologists B. S. Alishev, A. G. Asmolov, B. S. Bratus and others; and teachers A. V. Kiryakova, D. A. Nemtsova, M. A. Rasulova and others. Our study is also based on humanistic ideas of personality-oriented education, developed in the research of N. A. Alekseev, E. V. Bondarevskaya, V. V. Serikov, I. S. Yakimanskaya and others; the theory of the activity approach in the works of G. S. Batishchev, E. V. Ilyenkov, S. L. Rubinshtein, V.D. Shadrikov and others; ideas and provisions of ethnopedagogy by G. N. Volkov, N. D. Nikandrov, I. S. Portnyagin, A. D. Semenova and others. The development of the program “The potential of the Olonkho epic in education” was carried out on the basis of the works of Yakut scholars N. V. Emelyanov, V. V. Illarionov, P. A. Oyunsky and others. To realize the purpose of the research and the content of the material, the following research methods were used: general theoretical (analysis and synthesis, deduction and generalization); empirical (observation, expert survey, questionnaires, experimental work, quantitative and qualitative analysis of the results obtained). The article defines the theoretical and pedagogical foundations and develops rational pedagogical ways to ensure the formation of value orientations of students in secondary vocational education institutions (SVE). The effectiveness of the process of forming value orientations in secondary vocational education institutions is achieved by creating a program for introducing the younger generation to the national culture of the Sakha people through the Olonkho epic. As a result of the implementation of the developed program “The potential of the Olonkho epic in education”, fundamental changes occurred in the educational activities of secondary vocational education. Results of the study in the control group (CG) and the experimental group (EG) at the end of the experiment: high level in CG - 10% (10 people), EG - 24% (24 people); average level in CG - 69% (69 people), EG - 70% (70 people); low level in CG - 21% (21), EG - 6% (6 people). The data obtained from the CG and EG allow us to conclude that interest in moral values prevails over the interest in material values. The study confirmed the effectiveness and feasibility of the proposed program “The potential of the Olonkho epic in education.”

Иванова, А. В. Формирование ценностных ориентаций обучающихся посредством эпоса олонхо / А. В. Иванова, М. Д. Олесова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К.Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: "Педагогика. Психология. Философия" - 2023. - 4 (32). - C. 14-19. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-14-19
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-14-19

5.

Количество страниц: 3 с.

Актуальность темы исследования вызвана кризисом российской системы образования в области воспитания подрастающего поколения и уязвимости экологической ситуации страны. В связи с этим ценностные ориентации современной молодежи связаны с сохранением и передачей старшим поколением ценностей природы новому поколению. В статье определены теоретические основания и разработаны эффективные пути, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций обучающихся колледжа. Результативность процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся колледжа достигается созданием экологического проекта "Зеленый мир". По итогам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что в ходе процесса эксперимента повысился уровень ценностных ориентаций обучающихся, тем самым доказана результативность процесса формирования ценностных ориентаций в процессе экологического воспитания.
The relevance of the research topic is caused by the crisis of the Russian education system in the field of educating the younger generation and the vulnerability of the country's environmental situation. In this regard, the value orientations of modern youth are associated with the preservation and transmission of nature values by the older generation to the new generation. The article defines theoretical foundations and develops effective ways to ensure the formation of value orientations of college students. The effectiveness of the process of forming value orientations of college students is achieved by the creation of the environmental project “Green World”. Based on the results of the experimental work, we can conclude that during the experiment the level of value orientations of students increased, thereby proving the effectiveness of the process of forming value orientations in the process of environmental educatio

Олесова, М. Д. Формирования ценностных ориентаций обучающихся в процессе экологического воспитания / Олесова М. Д. ; Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева // Глобальный научный потенциал. - 2023. - Т. 2, N 12 (153). - С. 27-29.

6.

Количество страниц: 3 с.

Актуальность исследования продиктована трансформацией и формированием ценностной системы общества с развитием социально-экономической, политической ситуации страны. В статье представлены формы воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся Якутского индустриально-педагогического колледжа (ЯИПК) Республики Саха (Якутия). Целью исследования является выявление форм воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся и описание их внедрения в педагогическую деятельность колледжа. Научная новизна заключается в обосновании форм воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся колледжа. Результатом работы является внедрение выявленных форм воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся колледжа. Данная статья посвящена педагогическим работникам учреждений среднего профессионального образования и имеет рекомендательный характер.
The relevance of the study is dictated by the transformation and formation of the value system of society with the development of the socio-economic, political situation of the country. The article presents the forms of educational work on the formation of value orientations of students of the Yakut Industrial Pedagogical College (YIPK) of the Republic of Sakha (Yakutia). The following are the experience of the educational work of the college. The purpose of the study is to identify forms of educational work on the formation of value orientations of students and describe their implementation in the activities of the college. Scientific novelty lies in the substantiation of the forms of educational work on the formation of value orientations of college students. The result of the research is the implementation of the identified forms of educational work on the formation of value orientations of college students. This article is devoted to teaching staff of institutions of secondary vocational education and has a recommendatory character.

Иванова, А. В. Формы воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся колледжа / Иванова А. В., Олесова М. Д. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащих обучающихся // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 2 (131). - С. 22-24.