Тематические подборки
Картинка коллекции
Долганы – один из малочисленных народов Севера в Российской Федерации. Свое название долганы получили по имени одного из эвенкийских родов долган, которое и стало этнонимом для всего народа. Сами себя и соседних эвенков называют тыа или тыа-кихи, то есть «лесные люди» или «кочевые люди».
Долганы проживают в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, расселены в основном в Хатангском районе и на территории Дудинской администрации. Значительная группа долган живет в Анабарском районе Республики Саха (Якутия). По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года численность долган в республике составляет 1906 человек.
Долганы говорят на особом диалекте якутского языка (тюркская языковая группа). Впервые язык долган подробно рассматривался в диссертации Е.И. Убрятовой «Язык норильских долган» в 1940 году. В 1985 году Е.И. Убрятова опубликовала свою диссертацию в виде книги «Язык норильских долган». В последние годы, в связи с введением преподавания долганского языка в школе и в вузе, стала издаваться учебно-методическая литература. Долганы до последнего времени были бесписьменным народом. Лишь в 1973 г. были разработаны основы долганской письменности, а в 1984 году издан первый «Букварь».
Фольклор долган относится к числу малоизученных. В фольклоре долган можно заметить мотивы якутских олонхо, эвенкийских сказаний и русских сказок. В 2000 году в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» в Новосибирске вышел 19 том «Фольклор долган» (составитель П.Е. Ефремов).
Устное народное творчество долган отражено в произведениях Огдо Аксеновой. Она выпустила ряд поэтических сборников на долганском и русском языках.

В тематической подборке «Долганы – северные кочевники Заполярья» представлены исторические, этнографические, лингвистические исследования, а также труды по фольклору, традиционной культуре и литературе долган.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 42
2.

Издательство: Якутское книжное изд-во

Год выпуска: 1970

Количество страниц: 170 с.

В статьях освещаются итоги изучения якутской литературы, фольклора и языка за 50 лет Советской власти и затронуты актуальные проблемы развития языка якутов, эвенов, юкагиров, якутской литературы и фольклора
3.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1999

Количество страниц: 208 с.

Кратко изложены этапы становления этой отрасли якутского языкознания как самостоятельной научной дисциплины. Раскрыты исторические корни образования диалектов языка саха. Освещен вопрос о взаимодействии литературного языка и местных говоров. Детально исследованы основные структурные элименты диалектной системы языка саха на уровнях фонетики, лексики, грамматики. На основе территориально-лингвистического принципа призведено диалектное членение языка саха
4.

Издательство: НБ РС (Я)

Год выпуска: 2023

Серия, номер выпуска: Урок 10

Видеоуроки о традиционной культуре долган, происхождении долганского народа, об исконных занятиях, устройстве быта, традиционных обрядах и обычаях, а также о долганском языке. Что за народ - долганы? Рассказывает заведующий кабинетом кафедры "Северной филологии", преподаватель долганского языка СВФУ им. М. К. Аммосова Алексей Шамаев
5.

Издательство: НБ РС (Я)

Год выпуска: 2023

Серия, номер выпуска: Урок 9

Видеоуроки о традиционной культуре долган, происхождении долганского народа, об исконных занятиях, устройстве быта, традиционных обрядах и обычаях, а также о долганском языке. Заведующий кабинетом кафедры "Северной филологии", преподаватель долганского языка СВФУ им. М. К. Аммосова Алексей Шамаев рассказывает об исследователях долганского языка Елизавете Ивановне Убрятовой, Евдокие Егоровне Аксеновой и Галине Григорьевне Алексеевой
6.

Издательство: НБ РС (Я)

Год выпуска: 2022

25 июня в рамках празднования Ысыаха Туймаады в местности "Үс Хатыҥ" состоялось празднование долганского календарного обрядового праздника "Хэйро". С долганского языка, означает "Восходящее солнце, предшествующее скорому наступлению весны и тепла"
7.
Автор:
Ефремов Прокопий Елисеевич

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1984

Количество страниц: 133 с.

В работе исследуется самый крупный жанр долганского фольклора - олонхо: вопросы сказительской традиции, сюжетно-композиционной структуры, системы образов, художественно-изобразительных средств
10.

Издательство: Издательство Института народов Севера ЦИК СССР

Год выпуска: 1936

Количество страниц: 330 с.