Тематические подборки
Картинка коллекции
Ламутский Платон Афанасьевич (1920-1986) – эвенский писатель и прозаик, педагог, автор первого эвенского романа “Дух земли”. Заслуженный работник культуры Якутской АССР. Член Союза писателей СССР с 1962 года.

БИОГРАФИЯ

Родился 13 ноября 1920 года в Ламынхинском наслеге Кобяйского улуса. После окончания в 1937 году Якутского педагогического училища работал учителем эвенского языка и литературы в северных районах республики. Член КПСС с 1946 г.
Май 1938 — 1943 гг. — инспектор РОНО в Момском улусе
1944—1951 гг. — работал в Усть-Янском улусе.
С 1956 года работал в Саккырыре, с 1967 года — в Момском улусе.
С 1962 года — член Союза писателей СССР.
С 1972 года — директор Берёзовской средней школы Среднеколымского улуса.

ТВОРЧЕСТВО

Начал печататься в республиканских газетах с 1939 года. Первая книга стихов «Песни эвена» на эвенском языке вышла в свет в 1962 году.
Платон Ламутский известен как поэт, пишущий стихи для детей. Его произведения включались в учебники для эвенской начальной школы, в переводе на русский и якутский языки публиковались на страницах периодической печати Якутии и соседних областей, в центральных изданиях.
Кроме литературной деятельности Платон Ламутский собирал эвенский фольклор. Его произведения основаны на глубоком знании устного народного творчества эвенов.
Венцом творчества первого эвенского романиста считают его эпическое повествование «Сир иччитэ» («Дух земли»). Роман изначально был написан на эвенском языке, по свидетельству А. В. Кривошапкина, с авторизованным переводом (подстрочником) на якутском языке, который в обработке П. Аввакумова увидел свет под названием «Сир иччитэ» в 1987 году после смерти автора. В начале 1990-х годов в журнале «Полярна звезда» роман был опубликован на русском языке, в переводе Ариадны Борисовой, под названием «Запретный зверь».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

* Он был третьим ребенком в семье потомственного оленевода Афанасия Ивановича и его жены Анны Григорьевны.
* Платон Афанасьевич говорил на трех языках.
* Первый эвенский романист.
* В 1987 году имя П. А. Степанова-Ламутского присвоено Себян-Кюельской национальной эвенской средней общеобразовательной школе Кобяйского района.

Открытый замочек рядом с изображением обложки означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый замочек – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 54
1.

Издательство: Сахаполиграфиздат

Год выпуска: 1999

Количество страниц: 196 с.

В книге описывается девственная природа Верхоянья, геологическое прошлое и полезные ископаемые этой высокогорной территории, где живут оленеводы - эвены и якуты Ламунхинского, Кировского наслегов Кобяйского улуса. На примерах отдельных личностей рассказывается героизм фронтовиков на полях Великой Отечественной войны, самоотверженный труд тружеников тыла, а также будни колхозов и совхозов в послевоенные годы
3.

Год выпуска: 1970

Дата: 25 июня

Номер (№): 76

Количество страниц: 4 с.

8.

Издательство: Сахаполиграфиздат

Год выпуска: 1995

Номер (№): 11

Количество страниц: 196 с.

На основании решения Якутского бюро ВКП (б) в октябре 1926 г. вышел первый номер журнала "Чолбон", как орган политпросвета Наркомпросздрава ЯАССР и культурно-просветительного общества "Саха омук", на якутском языке. Название несколько раз менялось, сначало на "Кыhыл ыллык" ("Красная тропа"), который выходил с 1930 г. до 1938 г., на альманах "Художественная литература" в 1938-40-е годы, а с 1940 г. на сборник литературы и критики "Хотугу сулус". Эти журнал, алманах, сборник решением заседаний бюро обкома ВКП (б) (13 ноября 1933 г., 19 марта 1938 г.) были четко определены как орган Союза писателей Якутии. На заседаниях бюро рассматривались вопросы освещения развития якутской литературы, о работе среди писателей в республике. Сборник I Съезда писателей Якутии (июль 1939 г.) стал выходить под названием "Хотугу сулус" (с 1940 г.). На заседании бюро Якутского обкома ВКП (б) от 1 марта 1943 г. рассмотрен вопрос "О мерах дальнейшего развития якутской художественной литературы" и разрешено выпускать вместо сборника альманах художественной литературы "Хотугу сулус" с периодичностью один раз в 2 месяца. За 1943-1956 гг. вышло 76 альманахов. А постановлением бюро обкома КПСС от 11 апреля 1956 г. этот альманах реорганизован в литературно-художественный и общественный журнал "Хотугу сулус" – орган Союза писателей Якутии. Журнал выходил 6 раз в год: 4 номера на якутском, 2 номера на русском языках. Потом под одной редакцией наряду с журналом "Хотугу сулус" стал выходить журнал на русском языке "Полярная звезда". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1976 г. за заслуги в развитии многонациональной литературы, в связи 50-летием со дня выхода первого номера, журнал "Хотугу сулус" был награжден орденом "Знак Почета". 6 декабря 1989 г. вышло постановление бюро обкома КПСС "О создании самостоятельных редакцией журналов "Хотугу сулус" и "Полярная звезда", а с 1 января 1999 г. журнал получил свое первоначальное название "Чолбон". Главными редакторами журнала работали виднейшие писатели и опытные журналисты, как А.И. Софронов, Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа, В.М. Новиков - Кюннюк Урастыров, С.Р. Кулачиков-Эллэй, Н.Г. Золотарев-Николай Якутский, В.С. Яковлев – Далан, Д.В. Кириллин, А.А. Егоров, С.Н. Горохов, П.П. Никитин
10.

Издательство: ИПК СВФУ

Год выпуска: 2011

Количество страниц: 212 с.

В данном издании представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции "Художественная литература народов Севера: традиции, современное состояние и перспективы развития", посвященной к юбилеям крупных писателей северян - к 100-летию Н. С. Тарабукина, основоположника эвенской литературы, к 90-летию П. А. Степанова-Ламутского, эвенского поэта и романиста, к 75-летию С. Н. Курилова, юкагирского прозаика-романиста.В статьях рассмотрены проблемы изучения литератур народов Севера в историко-генетическом и сравнительно-типологическим аспектах. Основной круг научных проблем включает в себя общетипологические вопросы генезиса, художественных функций традиций устного народного творчества и взаимодействия литератур. В этом свете авторы исследуют закономерности и особенности развития литератур народов Севера, своеобразие стиля писателя, рассматривают проблемы современного состояния и перспективы развития литератур народов Севера