Тематические подборки
Картинка коллекции
Тотемизм, анимизм, культ предков, промысловые культы, фетишизм, монотеизм, шаманизм – все эти виды языческих культов можно встретить в якутских религиозных верованиях. Якутскую веру характеризуют два термина: танаралар и айыылар. Термин «танаралар» обозначает совокупность божеств, покровителей сил природы и видов хозяйственных занятий.
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.

В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издания подборки 1 - 10 из 84
1.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2004

Количество страниц: 230 с.

В книге автором сделан экскурс в древнейшие пласты восточных культур, в частности, в духовные истоки исчезнувших цивилизаций и сокровенные тайники их знаний. Все это основа религиозных и мировоззренческих традиций многих народов, в том числе и предков саха
2.

Издательство: Дани-Алмас

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 188 с.

Атлас Вильяма Яковлева-Түһүлгэн посвящен его многолетней научно-исследовательской работе по археологии и этнографии в Сунтарском улусе и имеет практическую направленность по изучению традиций и обрядовости проведения сакрального праздника ысыах
5.

Издательство: Типография и хромолитография А. Траншеля

Год выпуска: 1887

Серия, номер выпуска: Ч. 3; изд.1

Количество страниц: 228 с.

6.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2004

Количество страниц: 248 с.

"Воители трех миров" являются продолжением книги "Служители трех миров". Автор счел возможным дать такое название второй части, чтобы подчеркнуть ее единство с первой, но вместе с тем обозначить и их различия. Слово “воители” принесло в заглавие начало книги, в котором рассказывается о знаменитых шаманских сражениях, о борьбе ойунов друг с другом, с их врагами и стихиями. Тема эта прослеживается и во многих последующих главах, где повествуется об особенностях шаманизма эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей и других народов Северо-Восточной Азии и Америки. Автор также рассказывает о знаменитых шаманах прошлого века, об их нынешних наследниках и продолжателях, о природе творческого дара, унаследованного с шаманскими корнями
7.

Издательство: ГАУ РС(Я) "НЦАНН РС(Я) им И. С. Жараева"

Год выпуска: 1982

Фильм "Времена сновидений" является результатом совместной работы этнографа Е. С. Новик, музыковеда Э. Е. Алексеева и оператора-режиссера Андриса Слапиньша. Фильм собрал воедино полевые материалы десяти лет этнографических экспедиций по отдаленным районам Сибири. Фильм повествует о жизни и традициях коренных народов (чукчей, нанайцев, эвенков, эскимосов, якутов, ульчей, удэгейцев). Основная версия фильма "Времена сновидений. Шаманские традиции сибирских народов" запечатлела последних великих шаманов ХХ века
10.

Издательство: Симэх

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 40 с.

Истоки традиционной религии саха уходят в глубь веков. Состояли они из культа солнца, земли, мирового дерева, почитания окружающей природы и дуалистической мифологии. Модель Вселенной по представлениям саха состяла из трех миров - Верхнего, Среднего и Нижнего