Тематические подборки
Картинка коллекции
Тотемизм, анимизм, культ предков, промысловые культы, фетишизм, монотеизм, шаманизм – все эти виды языческих культов можно встретить в якутских религиозных верованиях. Якутскую веру характеризуют два термина: танаралар и айыылар. Термин «танаралар» обозначает совокупность божеств, покровителей сил природы и видов хозяйственных занятий.
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.

В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издания подборки 1 - 10 из 22
1.
Заглавие: Олоҥхо чорооно

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 24 с.

Автор в книге размышляет о религиозном мировоззрении народа саха
2.

Издательство: ИП Троев Ю. А.

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 208 с.

Автор на основе фольклорных, этнографических и археологических материалов раскрывает и анализирует основные характеристики поведенческой культуры якутов с целью изучения мифологического сценария жизни, выявления жизненных ориентиров и ценностей этноса. Раскрывается природа и суть традиционных представлений саха о взаимоотношении человека и судьбы, о феномене смерти и загробном существовании
3.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2006

Количество страниц: 116 с.

Вторая книга о духовном наследии традиционного верования саха посвящена Богиням плодородия, чадолюбия, хранительницам природы и покровительницам материнства - Иэйэхсит и Айыысыт. В научно-образовательном издании собраны уникальные фольклорные, искусствоведческие, педагогические, экологические, медицинские, психологические народные знания о духовной сущности культа Матери в природе и в человеческой жизни, о воспитании чувства материнства и защите детства, о поклонении животворящей красоте природы
4.
Авторы:
Васильев Герасим Иванович, Васильев-Быластаайы Герасим Иванович

Издательство: Саха государственнай университетын издательствота

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 172 с.

6.

Издательство: РГ "MEDIA"

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 160 с.

Якутские шаманы в древние времена глубоко изучили развитие сознания человека. С рождения начинают развиваться способности движения буор кут. Развитие сознания маленького ребенка называется ийэ кут, а при взрослении начинает развиваться салгын кут. Это различие нужно учитывать при развитии сознания ребенка
7.

Год выпуска: 1993

Серия, номер выпуска: Ч. 1

Количество страниц: 72 с.

Автор - президент ассоциации народной медицины Республики Саха (Якутия) В. А. Кондаков продолжает и углубляет тему, затронутую в своей книге "Эмтээһин кистэлэҥнэриттэн" ("О некоторых секретах народных методов лечения" 1992 г.), которая получила признание читателей
8.
Заглавие: Научные труды

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1979

Количество страниц: 494 с.

9.

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 48 с.

В книге Г. С. Угарова "Таҥараианство" излагаются основы новой веры Айыы Таҥара - Таҥараианства, отличающейся от традиционной веры в Тенгрианство и Айыы научной интерпретацией их главных положений и, по сути, является осовремененным вариантом Тенгрианства. Таҥараианство основано на новом воззрении автора на учении якутов о Куте человека, как биэнергоинформационной сущности, заключенной в молекулах ДНК. Душа человека является голографической матрицей человека, посланной Таҥара на Землю, которая при помощи Кутов материализуется в человека
10.
Автор:
Уломжинский Василий
Заглавие: Алаадьы ойуун

Год выпуска: 1992

Количество страниц: 16 с.

В книге рассказывается о шамане Абрамове Петре Алексеевиче (Алаадьы ойуун)