Тематические подборки
Ысыах – якутский национальный праздник, олицетворяющий встречу лета и пробуждение природы.
Начавшись с эпических времен, видоизменяясь, праздник дошел до сегодняшних дней в живом бытовании. Ысыах сохранил ритуально-обрядовую форму, круговой хороводный танец осуохай, кумысопитие и конно-спортивные состязания. Во время летнего кумысного праздника особо ярко проявляется национальный характер якутского народа, его своеобразие и самобытность.
Ысыах отличается зрелищностью массовых представлений, богатством песенного и танцевального фольклора, общедоступным характером состязаний и гуляний.
Уникальность ысыаха объясняется, прежде всего, его историческим долголетием, глубинными корневыми истоками.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• Рекорд Гиннесса на Ысыахе Туймаады в Якутске был поставлен 24 июня 2011 года. В здании Государственного цирка Якутии 1 344 хомусиста синхронно исполняли варганную музыку
• Рекорд Гиннесса по самому массовому круговому танцу осуохай, в котором приняли участие 15 293 человека, был зафиксирован 23 июня 2012 года на тюсюлгэ осуохая Алтан-сэргэ в Ус Хатыне
• Рекорд Гиннеса – «Самый большой ритуал кумысопития – Алгыс Туймаады» был установлен 28 июня 2014 года. Участие в рекорде принимали 11 136 человек. Все они были национальных костюмах с чоронами
• Рекорд Гиннесса по количеству людей, собравшихся в одном месте и в один час в якутской национальной одежде, установили жители Якутии в день празднования Ысыаха Туймаады, 24 июня 2017 года в местности Ус Хатын. Общее количество «рекордсменов» в итоге составило 16 620 человек
• В 2020 году впервые Ысыах пройдет в онлайн-режиме. Причина тому – защита здоровья населения в период пандемии коронавируса
В данной подборке представлена литература о ритуале кумысопития, об обряде встречи солнца, обряде очищения, обряде подношения духу огня, алгысах (благословениях), круговом танце осуохай и др. Также в подборку вошли издания, содержащие практические советы по шитью традиционных якутских костюмов и приготовлению блюд национальной кухни.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Начавшись с эпических времен, видоизменяясь, праздник дошел до сегодняшних дней в живом бытовании. Ысыах сохранил ритуально-обрядовую форму, круговой хороводный танец осуохай, кумысопитие и конно-спортивные состязания. Во время летнего кумысного праздника особо ярко проявляется национальный характер якутского народа, его своеобразие и самобытность.
Ысыах отличается зрелищностью массовых представлений, богатством песенного и танцевального фольклора, общедоступным характером состязаний и гуляний.
Уникальность ысыаха объясняется, прежде всего, его историческим долголетием, глубинными корневыми истоками.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• Рекорд Гиннесса на Ысыахе Туймаады в Якутске был поставлен 24 июня 2011 года. В здании Государственного цирка Якутии 1 344 хомусиста синхронно исполняли варганную музыку
• Рекорд Гиннесса по самому массовому круговому танцу осуохай, в котором приняли участие 15 293 человека, был зафиксирован 23 июня 2012 года на тюсюлгэ осуохая Алтан-сэргэ в Ус Хатыне
• Рекорд Гиннеса – «Самый большой ритуал кумысопития – Алгыс Туймаады» был установлен 28 июня 2014 года. Участие в рекорде принимали 11 136 человек. Все они были национальных костюмах с чоронами
• Рекорд Гиннесса по количеству людей, собравшихся в одном месте и в один час в якутской национальной одежде, установили жители Якутии в день празднования Ысыаха Туймаады, 24 июня 2017 года в местности Ус Хатын. Общее количество «рекордсменов» в итоге составило 16 620 человек
• В 2020 году впервые Ысыах пройдет в онлайн-режиме. Причина тому – защита здоровья населения в период пандемии коронавируса
В данной подборке представлена литература о ритуале кумысопития, об обряде встречи солнца, обряде очищения, обряде подношения духу огня, алгысах (благословениях), круговом танце осуохай и др. Также в подборку вошли издания, содержащие практические советы по шитью традиционных якутских костюмов и приготовлению блюд национальной кухни.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 7 из 7
Заглавие:
Самаан сайын ыһыаҕа
Издательство: СР НБ оҕоҕо уонна ыччакка киинэ
Год выпуска: 2002
Количество страниц: 16 с.
Подборки
- Национальный праздник Ысыах,
- В помощь педагогам,
- В помощь педагогам дошкольного образования > Приобщение к национальной культуре,
- С книгой по жизни (К юбилею Якутской республиканской детской библиотеки) > Край родной, Якутия моя,
- С книгой по жизни (К юбилею Якутской республиканской детской библиотеки) > Библиотека – открытый мир идей,
- 55 лет с детьми и книгой (к юбилею Якутской Республиканской детской библиотеки) > С книгой по жизни,
- 55 лет с детьми и книгой (к юбилею Якутской Республиканской детской библиотеки) > Краеведческие издания,
- 55 лет с детьми и книгой (к юбилею Якутской Республиканской детской библиотеки) > Навигатор в мире книг,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Национальные праздники,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Национальные праздники,
- ЧИТАЕМ С РОЖДЕНИЯ > Воспитателям.
В сборник вошли сценарии и стихи о национальном празднике Ысыах
Автор:
Заглавие:
Кымыс иһиитигэр туому тутуһуу
Издательство: Ситим
Год выпуска: 1994
Количество страниц: 20 с.
При чаепитии, употреблении вина каждый народ соблюдает определенные ритуалы. Тем более много обрядов при распитии кумыса - "богатырского напитка" у якутов во время ысыахов и других национальных праздников. Задача сейчас состоит в возрождении этих обрядов, как возможно полностью. Предназначена изучающим традиционную культуру
Год выпуска: 1992
Номер (№): 6
Количество страниц: 196 с.
Связанные документы
- 1. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №1
- 2. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №2
- 3. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №3
- 4. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №4
- 5. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №5
- 6. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №11
- 7. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №12
На основании решения Якутского бюро ВКП (б) в октябре 1926 г. вышел первый номер журнала "Чолбон", как орган политпросвета Наркомпросздрава ЯАССР и культурно-просветительного общества "Саха омук", на якутском языке. Название несколько раз менялось, сначало на "Кыhыл ыллык" ("Красная тропа"), который выходил с 1930 г. до 1938 г., на альманах "Художественная литература" в 1938-40-е годы, а с 1940 г. на сборник литературы и критики "Хотугу сулус". Эти журнал, альманах, сборник решением заседаний бюро обкома ВКП (б) (13 ноября 1933 г., 19 марта 1938 г.) были четко определены как орган Союза писателей Якутии. На заседаниях бюро рассматривались вопросы освещения развития якутской литературы, о работе среди писателей в республике. Сборник I Съезда писателей Якутии (июль 1939 г.) стал выходить под названием "Хотугу сулус" (с 1940 г.). На заседании бюро Якутского обкома ВКП (б) от 1 марта 1943 г. рассмотрен вопрос "О мерах дальнейшего развития якутской художественной литературы" и разрешено выпускать вместо сборника альманах художественной литературы "Хотугу сулус" с периодичностью один раз в 2 месяца. За 1943-1956 гг. вышло 76 альманахов. А постановлением бюро обкома КПСС от 11 апреля 1956 г. этот альманах реорганизован в литературно-художественный и общественный журнал "Хотугу сулус" – орган Союза писателей Якутии. Журнал выходил 6 раз в год: 4 номера на якутском, 2 номера на русском языках. Потом под одной редакцией наряду с журналом "Хотугу сулус" стал выходить журнал на русском языке "Полярная звезда". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1976 г. за заслуги в развитии многонациональной литературы, в связи 50-летием со дня выхода первого номера, журнал "Хотугу сулус" был награжден орденом "Знак Почета". 6 декабря 1989 г. вышло постановление бюро обкома КПСС "О создании самостоятельных редакцией журналов "Хотугу сулус" и "Полярная звезда", а с 1 января 1999 г. журнал получил свое первоначальное название "Чолбон". Главными редакторами журнала работали виднейшие писатели и опытные журналисты, как А.И. Софронов, Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа, В.М. Новиков - Кюннюк Урастыров, С.Р. Кулачиков-Эллэй, Н.Г. Золотарев-Николай Якутский, В.С. Яковлев – Далан, Д.В. Кириллин, А.А. Егоров, С.Н. Горохов, П.П. Никитин
Заглавие:
Күрүлгэн: уус-уран альманах
Издательство: Ситим Медиа
Год выпуска: 2018
Номер (№): 3 (62)
Количество страниц: 132 с.
Связанные документы
- 1. Күрүлгэн: уус-уран альманах, Вып. 2, 2006
- 2. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2008, №№ 4 (9)
- 3. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 3, 2007
- 4. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2006
- 5. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 4, 2007
- 6. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2008, №1 (6)
- 7. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2009, №1 (10)
- 8. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №1 (24)
- 9. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2010, №1 (14)
- 10. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2013, №1 (30)
- 11. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №1 (18)
- 12. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №1 (60)
- 13. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №2 (19)
- 14. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2008, №2 (7)
- 15. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №2 (25)
- 16. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №2 (61)
- 17. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2009, №2 (11)
- 18. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2013, №2 (31)
- 19. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2010, №2 (15)
- 20. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2013, №3 (32)
- 21. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2010, №3 (16)
- 22. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №3 (20)
- 23. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2009, №3 (12)
- 24. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2008, №3 (8)
- 25. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №3 (26)
- 26. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2013, №4 (33)
- 27. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №4 (63)
- 28. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №4 (21)
- 29. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №4 (27)
- 30. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2010, №4 (17)
- 31. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2009, №4 (13)
- 32. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №5 (28)
- 33. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №5 (22)
- 34. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2007, №5
- 35. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №5 (64)
- 36. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №6 (29)
- 37. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №6 (23)
- 38. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №6 (65)
Автор:
Заглавие:
Кымыс, быырпах туһунан тэттик санаалар
Издательство: Саха Республикатын Үөрэҕин министерствотын типографията
Год выпуска: 1999
Количество страниц: 52 с.
Подборки
- Сылгы - саха төрүт баайа / Якутская лошадь,
- Путь к здоровью,
- Национальный праздник Ысыах > Блюда наших предков,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Традиционный быт, обычаи, верования.
Брошюра посвящена распространенным с древнейших времен кисломолочным продуктам (напиткам) якутов: кумысу, бырпаху и др. Автор собрал ранее опубликованные материалы (выдержки из книг, статьи) о кумысе о других кисломолочных продуктах, широко использовавшихся у якутов как основной вид напитков и пищи
Автор:
Заглавие:
Олоҥхо дойдутун кэрэ куолара
Издательство: ДНИИСПО МО РС(Я)
Год выпуска: 2000
Количество страниц: 12 с.
Подборки
- Национальный праздник Ысыах,
- Красота по древним традициям,
- Рукоделие с душой,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Искусство,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Национальная одежда и украшения,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство.