Тематические подборки
Василий Фёдорович Слободчиков – Манчаары (Манчары) (1805—1870) — якутский национальный герой, выступивший против гнёта местных тойонов, известный сказитель и запевала, мастер импровизации.
Василий Фёдоров родился в июне 1805 года в Догдонгинском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. В молодости богатый родственник Фёдорова, В. Слободчиков — Чоочо, унизительно наказал его за незначительный проступок. Фёдорова высекли на площади, а потом отправили в тюрьму и на каторжные работы в Охотский солеваренный завод.
В 1830—1840 годах Манчаары был руководителем стихийных возмущений бедноты против социальной несправедливости, отнимая богатство у богатых (тойонов), раздавал его бедным. Известно, что он с товарищами совершил 18 набегов только летом 1833 года. Отобранное у богачей Манчаары в большинстве случаев раздавал бедным. Поэтому в глазах бедняков Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. Его вместе с сообщниками неоднократно ловили царские власти, которые называли его разбойником и грабителем, но он совершал побеги из тюрьмы.
В 1847 году Манчаары приговорили к 10 годам тюремного заключения, содержался в камере он прикованным цепью к стене. По окончании срока Манчаары оставался прикованным ещё 2 года, до 1859 года. После этого его выслали на поселение в Бордонский наслег Мархинского улуса (ныне Мальжагарский наслег Нюрбинского улуса), где он жил спокойной жизнью, женился, обзавёлся хозяйством, имел покосное место, названное «Манчаары атага». Умер 6 ноября 1870 года.
***
Самые ранние записи песен Манчаары были сделаны в 1920—1930-х годах. До этого они передавались якутскими народными певцами в устной традиции. В общей сложности известно более 30 песен, основной темой которых является любовь к Родине, вера в счастливую жизнь и протест против социальной несправедливости.
Сохранилась информация, что Манчаары также исполнял олонхо, то есть был олонхосутом или сказителем. По устным данным среди исполняемых Василием Фёдоровым олонхо были «Күн Эрили», «Улдьаа Боотур», «Кыыс Дьурайа Куо», «Бэриэт Бэргэн», «Оҕo Ньургун», «Алаатыыр Ала Туйгун».
***
Ещё при жизни Манчаары о нём слагалось множество легенд и песен. Народ сам вознёс его в статус национального героя.
Имя Манчаары вошло во многие якутские литературные произведения. О нём сложены поэмы М. А. Александрова, Н. Ф. Борисовского, легенды В. Г. Короленко, А. Е. Кулаковского, драмы В. В. Никифорова, А. И. Софронова, новеллы Софрона Данилова.
***
Известно также, что Манчаары славился быстротой своих ног, ловкостью и проворностью. Он всегда оставался победителем на традиционном празднике встречи лета — Ысыахе, участвуя в состязаниях, в которых удальцы стремятся показать силу и красоту человеческих способностей – бегал, прыгал, боролся.
В его честь проводятся республиканские соревнования по национальным видам спорта «Игры Манчаары», существует фонд имени Манчаары, функционирует республиканский центр национальных видов спорта им. Василия Манчаары «Модун». Его именем названы улицы в Якутии, в том числе и Якутске.
Прижизненных изображений Манчаары не сохранилось. Существует скульптурный портрет Манчаары работы советского антрополога и скульптора Галины Лебединской, ученицы М. М. Герасимова, выполненный ею по методу Герасимова восстановления лица по черепу.
В коллекцию вошли литературные произведения, научные исследования, легенды, повествующие о жизни национального якутского героя. В них раскрывается образ Манчаары как человека, выступившего против гнёта местных феодалов, талантливого сказителя и запевалы.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Василий Фёдоров родился в июне 1805 года в Догдонгинском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. В молодости богатый родственник Фёдорова, В. Слободчиков — Чоочо, унизительно наказал его за незначительный проступок. Фёдорова высекли на площади, а потом отправили в тюрьму и на каторжные работы в Охотский солеваренный завод.
В 1830—1840 годах Манчаары был руководителем стихийных возмущений бедноты против социальной несправедливости, отнимая богатство у богатых (тойонов), раздавал его бедным. Известно, что он с товарищами совершил 18 набегов только летом 1833 года. Отобранное у богачей Манчаары в большинстве случаев раздавал бедным. Поэтому в глазах бедняков Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. Его вместе с сообщниками неоднократно ловили царские власти, которые называли его разбойником и грабителем, но он совершал побеги из тюрьмы.
В 1847 году Манчаары приговорили к 10 годам тюремного заключения, содержался в камере он прикованным цепью к стене. По окончании срока Манчаары оставался прикованным ещё 2 года, до 1859 года. После этого его выслали на поселение в Бордонский наслег Мархинского улуса (ныне Мальжагарский наслег Нюрбинского улуса), где он жил спокойной жизнью, женился, обзавёлся хозяйством, имел покосное место, названное «Манчаары атага». Умер 6 ноября 1870 года.
***
Самые ранние записи песен Манчаары были сделаны в 1920—1930-х годах. До этого они передавались якутскими народными певцами в устной традиции. В общей сложности известно более 30 песен, основной темой которых является любовь к Родине, вера в счастливую жизнь и протест против социальной несправедливости.
Сохранилась информация, что Манчаары также исполнял олонхо, то есть был олонхосутом или сказителем. По устным данным среди исполняемых Василием Фёдоровым олонхо были «Күн Эрили», «Улдьаа Боотур», «Кыыс Дьурайа Куо», «Бэриэт Бэргэн», «Оҕo Ньургун», «Алаатыыр Ала Туйгун».
***
Ещё при жизни Манчаары о нём слагалось множество легенд и песен. Народ сам вознёс его в статус национального героя.
Имя Манчаары вошло во многие якутские литературные произведения. О нём сложены поэмы М. А. Александрова, Н. Ф. Борисовского, легенды В. Г. Короленко, А. Е. Кулаковского, драмы В. В. Никифорова, А. И. Софронова, новеллы Софрона Данилова.
***
Известно также, что Манчаары славился быстротой своих ног, ловкостью и проворностью. Он всегда оставался победителем на традиционном празднике встречи лета — Ысыахе, участвуя в состязаниях, в которых удальцы стремятся показать силу и красоту человеческих способностей – бегал, прыгал, боролся.
В его честь проводятся республиканские соревнования по национальным видам спорта «Игры Манчаары», существует фонд имени Манчаары, функционирует республиканский центр национальных видов спорта им. Василия Манчаары «Модун». Его именем названы улицы в Якутии, в том числе и Якутске.
Прижизненных изображений Манчаары не сохранилось. Существует скульптурный портрет Манчаары работы советского антрополога и скульптора Галины Лебединской, ученицы М. М. Герасимова, выполненный ею по методу Герасимова восстановления лица по черепу.
В коллекцию вошли литературные произведения, научные исследования, легенды, повествующие о жизни национального якутского героя. В них раскрывается образ Манчаары как человека, выступившего против гнёта местных феодалов, талантливого сказителя и запевалы.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 4 из 4
Авторы:
Саввинов-Кугдаар Буобата Владимир Иванович,
Кугдаар Буобата
Заглавие:
Дойдум дьоно
Издательство: Сайдам
Год выпуска: 2008
Количество страниц: 162 с.
Автор:
Издательство: Саха сиринээҕи кинигэ издательствота
Год выпуска: 1981
Количество страниц: 162 с.
Подборки
- Манчаары (Манчары) - Слободчиков Василий Федорович,
- Төрүччү - Генеалогия > Исторические предания - истоки генеалогии,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- Школа 2 > Жанры > Нехудожественная литература > Искусство и культура,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- Школа 2 > Предметные подборки > История > История Якутии > Якутия в XVII - XIX вв. и до октября 1917 г..
В книге отражены отдельные моменты быта коренных жителей Якутского края с древнейших времен до наших дней
Издательство: ИГИ АН РС(Я)
Год выпуска: 2006
Количество страниц: 152 с.
Подборки
- Манчаары (Манчары) - Слободчиков Василий Федорович,
- Грибановский Николай Николаевич > О жизни и деятельности Н.Н. Грибановского,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История,
- ШКОЛА > Школьнику > История > История Якутии,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > История > История Якутии > История Якутии в 17 - 19 веках и до 1917 года,
- Школа 2 > Предметные подборки > История > История Якутии > Якутия в XVII - XIX вв. и до октября 1917 г.,
- Школа 2 > Педагогу > Методика преподавания дисциплин > Общественные науки (история, обществознание, экономика, социология, политология, право).
В сборник вошли материалы, освещающие различные стороны жизни легендарного героя якутского народа, стихийного бунтаря и борца за справедливость Василия Манчары. Представляет интерес для всех, кто дорожит прошлым народа саха и кто интересуется историей края
Заглавие:
Научные труды
Издательство: Якутское книжное издательство
Год выпуска: 1979
Количество страниц: 494 с.
Подборки
- Манчаары (Манчары) - Слободчиков Василий Федорович,
- Времен связующая нить: ко Дню народного единства > Традиции и обычаи,
- Билгэ-таҥха,
- Сылгы - саха төрүт баайа / Якутская лошадь,
- Кулаковский Алексей Елисеевич - Өксөкүлээх Өлөксөй (Ексекюлях Алексей) > Произведения, научные труды,
- Традиционные верования саха > Верования якутов,
- Якутское отделение Русского географического общества > Этнографические исследования,
- Саха тыла/Якутский язык > Исследования якутского языка. Языковеды,
- Языки народов Якутии > Якутский язык > Исследования якутского языка. Языковеды,
- Общественные науки. Образование,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- ШКОЛА > Школьнику > Литература > Якутская литература > 6 класс,
- ШКОЛА > Школьнику > Литература > Якутская литература > 7 класс,
- ШКОЛА > Школьнику > Литература > Якутская литература > 8 класс,
- ШКОЛА > Школьнику > Литература > Якутская литература > 9 класс,
- ШКОЛА > Школьнику > Литература > Якутская литература > 10 класс,
- ШКОЛА > Школьнику > Литература > Якутская литература > 11 класс,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Якутский язык ,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Фольклор,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Литература > Якутская литература,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Фольклор,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Фольклор народов РС (Я).