Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 5143
1.

Количество страниц: 3 с.

Сатанар М. Т. Об эпической модели мира олонхо в якутской культуре // II Сибирский форум фольклористов. - Новосибирск, - 2021. - С. 124-126

2.

Серия, номер выпуска: -

Количество страниц: 4 с.

В современном обществе наблюдается значительное опережение теории практикой. В условиях происходящих процессов трансформации фольклора, сопровождаемых как появлением новых объектов исследований, так и актуализацией междисциплинарных исследований, своевременным представляется постановка проблемы усовершенствований аналитического инструментария науки об устном народном творчестве. Целью исследования является рассмотрение многогранного феномена фольклора как сложной самоорганизующейся системы организма, его соответствие основным принципам синергетики, далее – обобщение позитивного опыта применения синергетического метода в смежных гуманитарных областях научного познания. В работе применяются междисциплинарный системный подход, сравнительно-сопоставительный и индуктивный анализы. Автор приходит к выводу, что общенаучный метод синергетики может быть применим в качестве исследовательской стратегии в фольклористике, так как он позволяет пролить свет на проблему природы стихийной самоорганизации фольклора
In modern society, there is a significant advance of theory from the practice. In the context of the ongoing processes of transformation of folklore, accompanied by both the emergence of new objects of research and the actualization of interdisciplinary research, it seems timely to present a problem statement of improving the analytical tools of the science of oral folk art. The aim of the study is to consider the multifaceted phenomenon of folklore as a complex self-organizing system-organism, its relevance with the basic principles of synergetics, and then to generalize the positive experience of using the synergetic method in related humanitarian fields of scientific knowledge. The work uses an interdisciplinary systematic approach, contrastive- comparative and inductive analyzes. The author concludes that the general scientific method of synergetics can be applied as a resear chstrategy in folklore, it is capable to shed light on the problem of the nature of the elemental self-organization of folklore

Сатанар М. Т. К вопросу исследований фольклора как самоорганизующейся системы // Мир науки, культуры, образования. 2020. N 6 (85). С. 604-607. DOL 10.24412/1991-5500-2020-685-604-607
DOI: 10.24412/1991-5500-2020-685-604-607

3.

Ответственность: Илларионов Василий Васильевич (Научный руководитель)

Количество страниц: 2 с.

Сатанар М. Т. Олонхо в интегративной парадигме // МНСК - 2018. Материалы 56-й международной научной студенческой конференции, 22-27 апреля 2018 г. Востоковедение. - Новосибирск, - 2018. - С. 57-58

4.

Количество страниц: 14 с.

Поднимается проблема изучения понятия иччи (дух-хозяин) предметов, природных явлений, представляющих собой значительный пласт мифопоэтических представлений в культуре саха. Материалом исследования послужили эпические и мифологические тексты. Рассматриваются вопросы предпосылок возникновения, генезиса и развития ментального образа иччи (дух-хозяин), особенностей его взаимосвязи с творческой деятельностью человека. Предлагается возможный вариант упорядочения и систематизации разновидностей иччи (духов-хозяев) на основе противопоставлений модусов бытия - природы и культуры. В фокусе внимания также проблема трансформации предмета исследования в условиях быстрого изменения культурных ситуаций, вызванного реалиями информационного общества. В научный оборот вводятся новые фольклорные тексты.
The paper addresses the problem of studying the concept of ichchi (master spirit) of things, objects, and natural phenomena, representing a significant layer of mythopoetic representations in the Sakha culture. The research materials included both the epic texts of оlonkho and mythological texts, with some of them being introduced into scientific circulation for the first time. The novelty of the research is considering the concept under study as a subsystem of folklore, which adapts and reconstructs itself in response to social and historical realities. Moreover, it is suggested to regard the emerging ichchi of modern times as new products of urban culture. An attempt is made to verify the semantics of mythopoetic views by considering natural science theories and to rationalize the metaphorical language of the epic olonkho. The paper offers a comprehensive definition of ichchi, delving into the prerequisites for its emergence, genesis, and development and exploring the distinctive connection it has with human creative activity. It is stated that the creative individual plays a central role in converting natural elements into human culture, specifically in cultivating nature. In this process, the ichchi of objects, things, and phenomena are also somewhat “cultivated” and transformed into the focal points of an individual’s dual worldview. The author suggests a systematization of the varieties of ichchi based on the juxtapositions of two modes of existence: nature and culture.

Сатанар, М. Т. Системный подход в исследовании мифологического понятия иччи: к постановке проблемы / Сатанар, М. Т. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Сибирский филологический журнал. - 2024. - N 2. - С. 137-150. - DOI: 10.17223/18137083/87/12
DOI: 10.17223/18137083/87/12

5.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. - 2023. - N 4 (32).

Количество страниц: 14 с.

Настоящая работа посвящена проблеме интеграции научных знаний с применением системной методологии в исследованиях. Актуальность обращения к проблеме обусловлена недостаточной реализацией постнеклассических подходов в современных фольклористических исследованиях. Уровень познания человеческой культуры сегодня все настойчивей требует синтеза знаний из разных дисциплин для расширения границ миропонимания. Цель исследования – актуализация концептологических оснований системных исследований мифологических текстов, а далее выявление реального ядра мифа о мировом древе Аал Луук мас в свете естественно-научной теории. Материалы для анализа извлечены из эпических текстов олонхо, где наиболее полно сохранены мифологические воззрения предков саха. Научная новизна видится в самой постановке проблемы интеграций знаний и методов в изучении образов мифологической канвы текстов олонхо. В исследовании ведущим принципом служит принцип целостности, реализуется системный подход. Применены структурно-семантический анализ, метод взаимной интерпретации мифа и науки, приёмы деметафоризации, дегиперболизации мифологического образа. Автором уточнено, что подход опирается на ряд концепций научной парадигмы "природа-человек-мышление-творение". Предлагается ввести в фольклористические исследования учет проблематики человекомерности и мифа, и науки в контексте цельного поля человеческой культуры, возможного обеспечить многомерный результат исследования. В результате проведенного анализа содержание древнего образа Аал Луук мас предстает в новом свете, в виде важнейшего космического процесса – спиральной динамики систем небесных тел. Подчеркивается, что главной космической функцией мифологического образа древа Аал Луук мас как движущего начала является обеспечение динамики, целостности и единства Вселенной на всех уровнях материи (микромир, макромир, мегамир). Автор приходит к выводу, что полученные результаты способствуют пересмотру и возможному принятию научного образа явления "спирального движения" в виде проекции Һпсихологической универсалии и архетипаһ (С. Ю. Неклюдов) мифологических представлений древних людей.
This work is devoted to the problem of integrating scientific knowledge with the use of systematic methodology in research. The relevance of addressing the problem is due to the insufficient implementation of post-non-classical approaches in modern folklore studies. The level of knowledge of human culture today is increasingly demanding the synthesis of knowledge from different disciplines to expand the boundaries of worldview. The purpose of the study is to update the conceptual foundations of systematic research of mythological texts, and then to identify the real core of the myth of the Aal Luuk Mas world tree in the light of natural science theory. The materials for the analysis are extracted from the epic texts of Olonkho, where the mythological views of the Sakha ancestors are most fully preserved. Scientific novelty is seen in the very formulation of the problem of integrating knowledge and methods in the study of images of the mythological canvas of olonkho texts. The principle of integrity serves as the leading principle in the study, and a systematic approach is implemented. Structural and semantic analysis, the method of mutual interpretation of myth and science, methods of demetaphorization, dehyperbolization of the mythological image are applied. The author clarified that the approach is based on a number of concepts of the scientific paradigm “nature-man-thinking-creation”. It is proposed to introduce into folklore research the consideration of the problems of humanitarianism and myth, and science in the context of the integral field of human culture, which is possible to provide a multidimensional result of research. As a result of the analysis, the content of the ancient image of Aal Luuk Mas appears in a new light, in the form of the most important cosmic process – the spiral dynamics of systems of celestial bodies. It is emphasized that the main cosmic function of the mythological image of the Aal Luuk Mas tree as a driving principle is to ensure the dynamics, integrity and unity of the Universe at all levels of matter (microcosm, macrocosm, and megaworld). The author concludes that the results obtained contribute to the revision and possible adoption of the scientific image of the phenomenon of “spiral motion” in the form of a projection of the “psychological universal and archetype” (S. Yu. Neklyudov) mythological representations of ancient people

Сатанар, М. Т. Денотация реального референта мифа (на примере образа мирового древа Аал Луук мас) / М. Т.Сатанар ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. - 2023. - N 4 (32). - С.119-132. - DOI: 10.25587/2782-4861-2023-4-119-132
DOI: 10.25587/2782-4861-2023-4-119-132

6.

Количество страниц: 7 с.

Сатанар, Марианна Тимофеевна.
К постановке вопроса магических практик в текстах современного оймяконского фольклора / Сатанар Марианна Тимофеевна ; НИИ Олонхо СВФУ имени М.К. Аммосова // XVI Олоҥхо ыһыаҕа Өймөкөөҥҥө: Айыы санаа айана : Өрөспүүбүлүкэтээҕи билим-методическэй кэмпириэнсийэ матырыйааллара (2023 с. кулун тутар 14-17 күннэрэ, Уус Ньара-Томтор) : [хомуурунньук / бэчээккэ бэлэмнээтилэр: Л. Н. Герасимова, Р. В. Корякина ; редколлегия: А. Н. Жирков уо.д.а. ; научнай редактор В. В. Илларионов ; Олоҥхо иккис уон сылын бэлэмнээн ыытыыга Саха Өрөспүүбүлүкэтин национальнай кэмитиэтэ]. - Дьокуускай : Лидер, 2023. - С. 188-194

7.

Количество страниц: 10 с.

Статья посвящена исследованию эволюции образа духа-хозяйки земли, являющегося одним из архаических образов в якутском пантеоне божеств. Полифункциональность и многокомпонентность первоначального прообраза отражают синкретическое мировосприятие предков саха, характеризующееся наделением этого образа астральной, растительной, хтонической природой. В текстах эпоса олонхо линия эволюции образа сохраняется по схеме Һназемный локус – подземный локус – наземный локусһ, связанной с развитием хозяйственно-экономического уклада жизни древних людей. В мифологическом образе прослеживается связь с почитанием дерева, огня, матери,тотемистически-промысловым и удаганским культами и культом предков. В образе прослеживаются черты многих этапов его формирования (магизма, фетишизма, хтонизма, зооморфизма, анимизма, антропоморфизма) с сохранением его исконно Һприродныхһ функций в сфере Земли
The article focuses on analyzing how the image of the spirit-mistress of the earth has evolved over time. The study has revealed that the image was created by combining elements from various historical periods. The oldest stratum leads us to the image of the ancient Stone Age civilization, with its polyfunctional and multicomponent nature reflecting the syncretic worldview of ancient people who endowed it with astral, vegetative, and chthonic features. The Neolithic image of perception is associated with the first “offshoots” of functions from a single prototype. Subsequently, genetically related images of the spirits of forest, hunting, vegetative forces, fire, childbearing, and cattle litter appeared. A higher level of abstraction was characterized by the images of wisdom and mind, the creative principle, and the thunderer. The image under study demonstrates the stability of its function as a patronage of the fruit-bearing forces of nature, dating back to ancient times. During the Bronze Age, the prototype was enriched with the new idea of the reincarnation cycle of the human soul and the pathos of immortality. The patriarchy promoted the emergence of male images of spirits-masters of the earth later to be assigned the role of innovative “cultural creations” in the bosom of the earth. The final shape of the anthropomorphic image of the mistress of the earth was formed only in the early twentieth century due to the widespread collectivization in the USSR

Сатанар М. Т. Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Часть 3: Путь эволюции // Языкии фольклор коренных народов Сибири. 2024. N 1 (Вып. 49). С. 82–91. DOI 10.25205/2312-6337-2024-1-82-91
DOI: 10.25205/2312-6337-2024-1-82-91

8.

Количество страниц: 5 с.

Сатанар М. Т. Анализ мифологического генезиса образа мудрого старца (на материалах текстов олонхо) // Сохранение и популяризация нематериального этнокультурного наследия: традиции и современность. Якутск, 2022. С. 272-276

9.

Количество страниц: 10 с.

Происходящие в современном обществе трансформации во многих сферах жизнедеятельности человека требуют глубоких знаний мифологических основ мышления человека. Архаические вербальные тексты, как кладезь знаковых систем национальных культур, аккумулируют глубинные смыслы, потенциал которых предстает прецедентом, служащим образцом для воспроизведения, а далее и функционирования в контексте разных историко-культурных эпох. Поэтому в современных условиях техногенной цивилизации становится важным Һпрочтение и интерпретацияһ смыслового потенциала фольклорных текстов. Статья посвящена исследованию начального этапа космогенеза традиционных зачинов якутского и шорского эпосов, фрагментарные сообщения которых в совокупности взаимодополняют лакуны и очерчивают общую картину космогонического процесса. Предметом исследования являются первоэлементы рождающегося мира эпохи первотворения, которые, предшествуя появлению статических первообразов, вплетены в самую основу архаических текстов. Цель исследования - реконструкция хронологической последовательности фаз сотворения первоэлементов начального этапа космогенеза в зачинах древних эпо-сов. Новизна исследования заключается в экспликации космогонического процесса, отраженного в мифо-поэтических воззрениях якутов и шорцев, который не был еще предметом специального изучения. В исследовании привлечены структурно-типологический метод и семантический анализ. Автором выявлено, что в традиционных зачинах эпосов обнаруживается космогонический порядок Һвзаимного порожденияһ первоэлементов, при котором процессуальный характер космогонической деятельности, относящийся по сути к диахроническому ряду, многократно повторяется в синхронической плоскости при дальнейшем разворачивании эпических событий. Полученная циклическая модель мифологического хронотопа, манифестируемая автором как базовый семантический инвариант, в перспективе стимулирует новые научные изыскания в осмыслении космогонических представлений эпических текстов тюрко-монгольских народов в естественно-научном дискурсе. Такой подход, как считает автор, может вывести к единому синергетиче-скому метаязыку, базирующемуся на фундаментальном свойстве человеческого сознания
The transformations taking place in the modern society in many spheres of human life require deep knowledge of the mythological foundations of human thinking. Archaic verbal texts, as a storehouse of symbolic systems of national cultures, accumulate deep meanings, the potential of which again and again continues to actualize and function in the context of different historical and cultural eras. Therefore, in modern conditions of technogenic civilization, it becomes important to "read and interpret" the semantic potential of folklore texts. The article is devoted to the study of the initial stage of the cosmogenesis of the traditional beginnings of the Yakut and Shor epics, the fragmentary messages of which together complement the gaps and outline the general picture of the cosmogonic process. The subject of the research is the primary elements of the emerging world of the era of primitive creation, which preceding the appearance of static prototypes, are woven into the very basis of archaic texts. The aim of the study is to reconstruct the chronological sequence of the phases of the creation of the primary elements of the initial stage of cosmogenesis in the beginnings of ancient epics. The novelty of the research lies in the explication of the cosmogonic process reflected in the mythopoetic views of the Yakuts and Shors, which has not yet been the subject of special study. The study involved the structural-typological method and semantic analysis. The author revealed that in the traditional beginnings of epics, a cosmogonic order of "mutual generation" of primary elements is found, in which the procedural nature of cosmogonic activity, which is essentially a diachronic series, is again and again actualized in the synchronic plane with the further development of epic events. The resulting cyclical model of the mythological chronotope, manifested by the author as a basic semantic invariant, in the future stimulates new scientific research in understanding the cosmogonic representations of the texts of the Turkic-Mongolian epics in natural science discourse. This approach, according to the author, can lead to a unified synergetic metalanguage based on a fundamental property of human consciousness

Сатанар М. Т. О структуре и семантике космогонических мотивов якутского и шорского эпосов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". 2021. N 1. С. 140-149. DOI 10.25587/l8857-2094-7950-z
DOI: 10.25587/l8857-2094-7950-z

10.

Количество страниц: 21 с.

Актуальность обращения к данной теме обусловлена необходимостью системного исследования природы мифологического сознания, вызванного усилением тенденции признания мифа как действенного духовного инструмента, имеющего гуманистическую ценность. Статья посвящена исследованию особенностей пространственно-временной организации эпических миров якутских и шорских сказаний. Пространство и время служат основополагающими категориями, моделирующими картину мира народа. Предметом настоящей статьи является мифологический хронотоп, т. е. миромоделирование в эпических традициях якутов и шорцев. Выявляются и анализируются элементы мифопоэтических воззрений, которые обнаруживаются в сюжетных мотивах, в глубоких пластах фольклорных текстов, в архаическом чувственном восприятии древних людей. Целью исследования является выявление сходств и различий в мифологическом миромоделировании якутских и шорских эпических сказаний. В работе применяются сравнительно-типологический подход, методы описания, герменевтики, моделирования, структурно-семантический анализ. Автор делает вывод, что в якутской и шорской эпических традициях наблюдается единый принцип в миромоделировании эпических пространств, общая логика мифологической географии, при этом в процессе сравнения анализируемых текстов, на фоне достаточно стройной мифологической системы якутского эпоса обнаруживается шорская система с признаками отражения отдельных черт архаичного мифа, содержащая очень древние элементы, свидетельствующие о более ранней стадии традиции и характеризующиеся большей обнаженностью смыслов. Тем больший интерес будут представлять для дальнейших сравнительных исследований новые издания шорского эпоса
The relevance of this topic is conditioned by the need for a systematic study of the nature of mythological consciousness caused by the growing trend of recognising myth as a powerful spiritual tool possessing humanistic value. This article studies the features of the spatial and temporal organisation of the epic worlds of Yakut and Shor tales. Space and time serve as fundamental categories that model the world of nations. The subject of this article is mythological chronotope, i. e. world modeling in the epic traditions of the Yakuts and Shors. The author identifies and analyses elements of mythopoetic views expressed in plot motifs, which are deep layers of folklore texts related to the archaic sensory perception of ancient people. The author aims to demonstrate similarities and differences in the mythological world-modeling of the Yakut and Shor epics. The paper employs a comparative typological approach, using methods of description, hermeneutics, modeling, and structural and semantic analysis. The author concludes that in the Yakut and Shor epic traditions, there is a single principle in the world modeling of epic spaces and a common logic of mythological geography. At the same time, the comparison of texts in question demonstrates that while there exists a fairly harmonious mythological system of Yakut epos, the Shor system bears signs of reflection of certain features of the archaic myth, containing very early elements indicating an earlier stage in the tradition, and characterised by a greater transparency of meanings. As a result, new editions of Shor epos are going to be even more interesting for further comparative studies

Сатанар, Марианна Тимофеевна.
Особенности мифологического хронотопа в якутском и шорском эпосе = Features of the mythological chronotope in yakut and shor epos / М. Т. Сатанар // Известия Уральского федерального университета. - 2021. - Т. 23, N 2. - C. 259-279. Библиогр.: с. 278-279 (37 назв.).
DOI: 10.15826/izv2.2021.23.2.039