- Книга (5505)
- Газета (31)
- Журнал (273)
- Автореферат диссертации (575)
- Изоиздание (5)
- Аудиоиздание (35)
- Видеоиздание (256)
- Картографическое издание (5)
- Неопубликованный документ (610)
- Нотное издание (16)
- Фотография (19)
- Статья (3442)
- Библиографический указатель (87)
- Словарь (11)
- Календарь (8)
- Брошюра (127)
- Буклет (35)
- Электронное издание (2)
- 3D-модель (17)
- Грампластинка (13)
- Веб-архив (1753)
- Бурятский (2)
- Чукотский (8)
- Долганский (2)
- Английский (161)
- Эскимоский (3)
- Эвенкийский (11)
- Эвенский (85)
- Французский (17)
- Немецкий (6)
- Хантыйский (1)
- Киргизский (1)
- Корейский (1)
- Мансийский (1)
- Нанайский (1)
- Ненецкий (4)
- Нганасанский (2)
- Нивхский (1)
- Старорусский (11)
- Польский (6)
- Русский (10923)
- Латинская графика (105)
- Испанский (1)
- Таджикский (1)
- Тунгусский (2)
- Турецкий (5)
- Ульчский (1)
- Узбекский (1)
- Якутский (1449)
- Юкагирский (15)
- Не указан (6)
- Литературно-художественные издания (615)
- Официальные издания (1200)
- Научные издания (4708)
- Научно-популярные издания (2155)
- Информационные издания (2465)
- Справочные издания (61)
- Учебные издания (994)
- Производственно-практические издания (32)
- Массово-политические издания (557)
- Изобразительное издание (32)
Год выпуска: 2015
Представлен обзор результатов этносоциологического исследования народа саха (якутов), проведенного в рамках проекта "Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050". На основе данных социологического опроса показаны тенденции изменений воспроизводства идентичности, языка и культуры саха в контексте смены поколений и продолжающейся урбанизации, а также изменений действенности социальных институтов, обеспечивающих культурную трансмиссию. Экстраполяция выявленных трендов позволяет сформулировать оценочный прогноз данных изменений на период до 2050 г. На основе данных экспертного опроса определены вероятные критические ситуации в сфере воспроизводства идентичности, языка, культуры саха в Республике Саха (Якутия). Также обсуждаются основания для возможных стратегий в области образования и культуры, направленных на сохранение якутского народа как этнокультурной общности
Год выпуска: 2019
В статье рассматриваются три знаковых инновации, которые появились в культуре неоседлых эвенов Магаданской области за последние 80 лет: нарты (1930-е годы), оленегонные собаки (1940–50-е годы) и трактора (1960‑1970-е годы). Прослеживаются причины и истоки этих заимствований, а также вызванный ими системный кумулятивный эффект. Активные инновации были связаны с адаптацией эвенов-оленеводов к природной и этнической среде, начавшиеся с их выхода на территорию Северо-Востока. Форсированные инновации были вызваны влиянием государства, поставившего целью перевести часть кочевников на оседлость, а также вкладывавшего значительные ресурсы и энергию в модификацию оленеводства как отрасли сельского хозяйства. В результате адаптации к реалиям постсоветской экономики вновь появилось большое разнообразие локальных вариантов культуры, усложненной заимствованиями и привязанной к матрице государства, однако сохраняющей запасные варианты на случай отказа технологических устройств. Инновации рассматриваются в статье, с одной стороны, как следствие процессов пересечения разных темпоральных режимов в результате этносоциальных контактов и влияния государства, а с другой, как механизм культурного сдвига
Год выпуска: 2019
В статье рассмотрены параметры обмена ресурсами в поселке на р. Лена в Северной части Якутии. Основная цель работы — это прояснение феномена обмена через исследование особенностей выстраивания социально-культурного пространства посредством обменных практик. В качестве предмета исследования выступает феномен обмена, локализованный в конкретном контексте его функционирования. Работа основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиции 2018 г. В первой части статьи определяется проблема исследования, кратко описываются основные теоретические разработки, применяемые в статье либо оказавшие влияние на характер рефлексии автора по поводу данного материала. Далее следует описание социально-культурных компонентов, оформляющих обменные практики; произведено "рассеивание" общего контекста поселка на отдельные группы элементов, объединенные (лишь потенциально) функциональной связью с феноменом обмена. Также рассмотрены примеры "контекстов", складываемые из этих элементов и отражающие их различные связки: в сфере промыслов, торговли, кормления духов, народных праздников и др. В заключительной части формулируются основные взгляды и выводы автора по поводу исследуемой проблемы: социально-культурное поле обменов представляется континуумом отношений, материальных (живых и неживых) объектов, их поведением, свойствами и пр., что требует особого "инструмента" для работы с ним. Такими Һинструментамиһ, по мнению автора, выступают концепты "сгущения", "уплотнения", "развязывания" и т. п., поскольку в непрерывном поле отношений обмена они позволяют производить фиксации центров "сгущений" определенных параметров, указывающих на специфику обменных процедур. Сделан вывод о "внекультурном" актуальном свойстве акта коммуникации в форме обмена, обозначен его связывающий потенциал. Через структурный анализ обмена в общем виде сделан вывод о ресурсной асимметрии, провоцирующей обмен, дано определение обмену. Выводы могут быть применены к анализу энергетических потоков в социокультурной среде
Год выпуска: 2016
Статья посвящена анализу сюжетного материала и структуры долганских сказок. Авторы считают, что северный фольклор является не только частью самобытного устного творчества коренных народов, но и важной составляющей в формировании этнической идентичности. В связи с этим изучение сюжетов позволит понять особенности северной культуры долганского народа, выявить структуру и устройство сконструированного в сказках мира
Год выпуска: 2018
Данная публикация посвящена 60-летию известного ученого-тунгусоведа Т.Ю. Сем. В статье описывается вклад Т.Ю. Cем в этнографическую науку, приводится список основных трудов ученого
Количество страниц: 15 с.
Dobzhanskaya, O/ E. The Living Has Sound. The Dead Is Silent / Oksana E. Dobzhanskaya ; Moscow State University // Anthropology & archeology of Eurasia. - 2016, Т. 55, N 1. - С. 7-21. - DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485
DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485
Год выпуска: 2017
В статье сообщается о результатах полевых исследований, проведенных в Сибирской Арктике в период с 2010 по 2015 год. Полевые исследования проводились в местах компактного проживания коренных народов: эвенков, долган, нганасан, чулымцев, ненцев и селькупов. Помимо полевых исследований применялись методы экспертного интервью, где в качестве экспертов выступали представители коренных народов Сибирской Арктики: ученые, лидеры общин, представители бизнес-сообщества, представители органов местного самоуправления. В исследовании использовались статистические данные о демографических показателях, местах проживания, занятости и религиозных пристрастиях коренных народов Сибирской Арктики. Этническая и культурная идентичность коренных народов зависит от религиозной принадлежности. В постсоветский период произошла стремительная трансформация религиозной идентичности коренных народов. Шаманизм, традиционная религия коренных народов Сибирской Арктики, приобретает новые формы; он адаптируется к рыночной экономике, массовой культуре и глобальным изменениям
Год выпуска: 2014
Представлены результаты форсайт-исследования – сценирования будущего Республики Саха (Якутия), ее коренных народов. Обсуждаются выделенные экспертами как перспективные и реалистичные образы будущего республики. Представлено поле сценариев будущего Республики Саха (Якутия) в горизонте времени до 2050 г., обсуждаются сценарные условия и факторы. Описан базовый сценарий формирования многоукладных экономики и общества, сочетающих традиционный уклад, развитый индустриальный и постиндустриальный (когнитивный). В рамках базового сценария воспроизводство идентичности, культуры и языков коренных народов республики будет обеспечиваться специальной культурной политикой, культурными и образовательными практиками. Обозначены сценарии, альтернативные базовому: "корпоративная колонизация", "демографическая и культурная диссипация", "соблазн общества потребления", "культурный прорыв". Обсуждаются возможности "открытия Севера" для всего человечества, аналогично тому как в ХХ столетии происходило "открытие Востока". Условиями этого могут стать аккумуляция культурного наследия северных народов на основе использования современных информационных технологий; консолидация северных народов и перевод их культуры с уровня локальных этнических культур на уровень особого рода "северной цивилизации". Особой должна стать роль Северо-Восточного федерального университета как стратегического субъекта, организующего разработку и реализацию новых культурных, образовательных, здравоохранительных практик, необходимой культурной политики
Год выпуска: 2018
В статье рассматривается один из аспектов культурогенеза народов Севера Красноярского края. Описывается взаимное влияние коренных народов Севера Средней Сибири и русского населения в области материальной и духовной культуры. Христианизация аборигенного населения соседствует с проникновением шаманизма в верования русских. Долгане и кеты заимствуют у русских новые типы транспорта и жилищ. Автохтонное население передает русскому суперэтносу свои способы хозяйствования, одежду, заимствуя, в свою очередь, предметы промышленного производства и продукты питания. Распространяется табакокурение и алкоголь. Чересполосное проживание аборигенных народов приводит к заимствованию у соседей погребальных обрядов, бытовых предметов и украшений, способов охоты и рыболовства, а также оленеводства