Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 2065
1.
Автор:
Щеголев Павел Елисеевич

Издательство: Книга

Год выпуска: 1987

Количество страниц: 584 с.

2.
Автор:
Гарди Томас

Издательство: Художественная литература

Год выпуска: 1972

Количество страниц: 396 с.

3.
Автор:
Иванова Вера Федоровна

Издательство: Просвещение

Год выпуска: 1982

Количество страниц: 170 с.

Автор систематически излагает наиболее сложные вопросы русской орфографии, останавливается на многих частных случаях, вызывающих затруднения у учащихся не обходит и некоторых нерешенных проблем. Учитель найдет в пособии не только рекомендации, как надо писать, но и объяснения, почему принято то или иное написание
4.
Автор:
Алексин Анатолий Георгиевич
Заглавие: Повести

Издательство: Молодая гвардия

Год выпуска: 1983

Количество страниц: 442 с.

В книгу вошли повести, уже хорошо известные и полюбившиеся читателю, и новые, написанные недавно. Все они по-разному решают вопросы преемственности поколений, глубокие, сложные и столь важные проблемы воспитания молодых граждан
5.
Авторы:
Соколов Алексей Георгиевич, Михайлова Мария Викторовна

Издательство: Высшая школа

Год выпуска: 1982

Количество страниц: 376 с.

В хрестоматию включены литературно-критические статьи ведущих представителей русской критики конца XIX — начала XX в. В ней отражены главные направления критической мысли этого периода — марксистская критика, народническая критика, академическое литературоведение, эстетика и литературная критика русского символизма, акмеизма, футуризма и др. Значительное место отведено литературно-критическим выступлениям А. М. Горького.
7.

Количество страниц: 7 с.

Заглавие является важнейшим элементом каждой книги, оно привлекает внимание читателя и создает первое впечатление. Читатель сначала обращает внимание на название, поэтому название должно быть цепляющим, четко передавать идею и содержание книги. Цель исследования– выявление и сравнение характерных особенностей книжного нейминга (заглавия) в классической и современной русской литературе. В ходе работы изучены научные закономерности книжногонейминга, мнения известных ученых, классификация названий книг русской классической литературы. Методом исследования для классификации стало 84 заглавия книг из классики. Далее для выявления отличительной черты приводится классификация названий книг современной русской литературы. Для подтверждения мысли выбрана 71 современная популярная книга. В исследовании использованы методы ситуационного анализа, классификации и обобщения. Автор приходит к выводу, что писатели-классики с особой тщательностью подходят к книжному неймингу, а современные авторы используют различные эксперименты с приемами озаглавливания книг.

Дмитриева, Т. П . Особенности книжного нейминга в классической и современной русской литературе / Т. П. Дмитриева ; Майинский лицей имени И. Г. Тимофеева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024. - N 1 (13). - С. 30-36. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-1-30-36
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-1-30-36

8.

Количество страниц: 8 с.

Путевой очерк Тэки Одулока - первое произведение, посвященное путешествию по самым северным регионам Российской Федерации, предпринятому представителем самого малочисленного российского народа - юкагиром в 20-х годах ХХ века. В статье предлагаются результаты исследования содержания путевого очерка, его хронотопов, описания природы на разных географических широтах, культуры и быта уникальных народов-эндемиков, населяющих территорию: юкагиров (одулов), русско-устьинцев, чукчей, эвенов, эвенков (ламутов). Обосновано, что произведение представляет собой нарративное повествование, объективно связанное с историей и географическим расположением региона, политическими и культурными событиями, происходящими в Советском Союзе в начале ХХ века. Новизну представляет обоснование того, что очерк обладает признаками, характерными для травелога в его современном понимании, в связи с чем с интересом воспринимается читателями независимо от национальной принадлежности и места проживания. Показано влияние профессионального взгляда ученого-экономиста на стиль литературного повествования, что обеспечивает обогащение описания путешествия по конкретному маршруту и доказательную связь с современным экономическим состоянием описываемых регионов. Выделены законченные дискурсы, объединяющие документальное повествование, приведение реальных фактов, касающихся суровых условий выживания, описание быта и нравов представителей малочисленных народов-эндемиков. Использованы методы сравнения, литературной ретроспекции, которые позволили в художественной и документальной форме подтвердить предположения автора о развитии региона.
Teki Odulok's travel essay is the first work devoted to a journey through the northernmost regions of the Russian Federation undertaken by a compatriot, a representative of the smallest Russian people - the Yukaghir, in the 20s of the twentieth century. The article presents the results of the study of the content of the travelogue, its chronotopes, descriptions of nature at different geographical latitudes, culture and life of the unique endemic peoples inhabiting the territory: the Yukaghirs (Oduls), Russian-Ustintsy, Chukchi, Evens, Evenks (Lamuts). It is proven that the work is a narrative, objectively related to the history and geographical location of the region, political and cultural events in the Soviet Union at the beginning of the twentieth century. The novelty is justified by the fact that the essay has the characteristics of a travelogue in the modern sense, and therefore the readers, regardless of their nationality and place of residence, perceive it with interest. The influence of the professional view of a scientist-economist on the style of literary narration is shown, which provides an enriched description of travel along a specific route and an evidential connection with the modern economic state of the regions described. Complete discourses combining documentary narration, presentation of real facts about harsh conditions of survival and description of life and customs of representatives of small number of peoples - endemics - are highlighted. Methods of comparison and literary retroscopy were used, which allowed to confirm the author's assumptions about the development of the region in literary and documentary form. The article may be of interest not only to philologists and specialists in the field of national cultures, but also to interested readers.

Третьякова, Т. В. Путевой очерк Тэки Одулока "На Крайнем Севере" – первый травелог начала ХХ века / Т. В. Третьякова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 1 (95). - С. 178-185. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-178-185
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-178-185

9.

Количество страниц: 9 с.

Исследование выполнено в русле междисциплинарных когнитивных направлений - когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики, одной из актуальных задач которых является моделирование структуры художественных концептов, репрезентированных в художественном тексте. Цель исследования - моделирование художественного концепта холод в авторской художественной картине мира Ю. С. Рытхэу как части концептосферы арктического дискурса. Проведенное исследование является первым этапом в исследовании художественных концептов в арктическом дискурсе Ю. С. Рытхэу. Анализу был подвергнут роман этого чукотского писателя, являющегося представителем северной лингвокультуры. Актуальность данного исследования определяется выбором концепта холод как одного из ключевых дискурсивных концептов Севера и Арктики, а также включенностью его в парадигму лингвокогнитивных исследований и концептологии художественного текста. Методом сплошной выборки было извлечено 456 маркеров - репрезентантов концепта. Маркеры распределены по лексико-тематическим группам (далее - ЛТГ) "Природа" (211), "Воздействие на человека" (142), "Жилище" (44), "Техника" (39), "Снаряжение" (20), интерпретированным как когнитивные признаки концепта. Распределение по ЛТГ производилось по признакам семантико-тематической общности маркеров концепта. Была выявлена следующая структура художественного концепта холод: в ядерной зоне расположился когнитивный признак "Природа" (211 маркеров), в приядерной зоне - "Воздействие на человека" (142 маркера), на ближней периферии находится признак "Жилище", на дальней периферии "Снаряжение" и "Техника". Определены такие когнитивные признаки художественного концепта холод как арктический климат Чукотки, природные явления, связанные с холодом, воздействие холода на человека и его деятельность.
The research is carried out in the context of interdisciplinary cognitive directions - cognitive linguistics and cognitive poetics, one of the actual tasks of which is modeling the structure of artistic concepts represented in the artistic text. The aim of the study is modeling of the artistic concept of cold in the author’s artistic picture of the world of Y. S. Rytkheu as a part of the conceptosphere of the Arctic discourse. This research is the first stage in the study of artistic concepts in the Arctic discourse of Y. S. Rytkheu. The novel of this Chukchi writer, who is a representative of the northern linguoculture, was analysed. The relevance of this study is determined by the choice of the concept of cold as one of the key discursive concepts of the North and the Arctic, as well as its inclusion in the paradigm of linguocognitive research and conceptology of the artistic text. The method of continuous sampling was used to extract 456 markers - representatives of the concept. The markers were distributed into lexico-thematic groups (hereinafter - LTG) “Nature” (211), “Human Impact” (142), “Dwelling” (44), “Technology” (39), “Equipment” (20), interpreted as cognitive attributes of the concept. The distribution into LTGs was made according to the signs of semantic and thematic commonality of the concept markers. The following structure of the artistic concept cold was revealed: in the nuclear zone there is the cognitive attribute “Nature” (211 markers), in the ancillary zone - “Human Impact” (142 markers), in the near periphery there is the attribute “Dwelling”, in the far periphery “Equipment” and “Technics”. Such cognitive features of the artistic concept of cold as the Arctic climate of Chukotka, natural phenomena associated with cold, the impact of cold on people and their activities are defined.

Павлов, С. С. Художественный концепт холод в произведении чукотского писателя Ю. Рытхэу "Айвангу" / С. С. Павлов, О. А. Мельничук ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 1 (95). - С. 169-177. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177

10.

Количество страниц: 10 с.

Предметом исследования в данной статье являются особенности и специфика визуальных образов и кодов в произведении Г. Я. Бакланова "Южнее главного удара". Актуальность работы заключается в том, что научные труды, посвященные прозе Г. Я. Бакланова, представлены немногочисленными работами, которые исследуют поэтику психологизма в прозе писателя (А. Е. Абрамова) или военную прозу "шестидесятников" в целом (например, в исследовании Т. Г. Богорадовой и И. Л. Старцевой проза Бакланова представлена лишь как часть совокупного объекта). Творчество писателя более объемно освещено в критических трудах Л. И. Лазарева, И. А. Дедкова и Л. В. Оборина. Несмотря на значимость фигуры Г. Я. Бакланова в "лейтенантской прозе", сенсорные особенности его прозы практически не изучены. Между тем Г. Я. Бакланов являлся одним из ведущих авторов "лейтенантской прозы". Так, В. В. Быков отмечал первостепенное влияние на свое творчество повести "Южнее главного удара" (1957) - изучение визуальной поэтики именно этого произведения представляется актуальным. Методологическую основу исследования составили имманентный анализ, сравнительно-сопоставительный метод, а также подход Б. А. Успенского к анализу "точки зрения" в художественной литературе. Цель исследования: изучение визуальной поэтики повести "Южнее главного удара". Задачи исследования заключаются в рассмотрении проблемы визуальной поэтики в современном литературоведении, а также в определении функций и роли визуальной поэтики в художественном тексте повести "Южнее главного удара". В творчестве Г. Я. Бакланова особенно ярко проявляется аспект сенсорики, заключающийся в апеллировании к перцептивному опыту читателя через текст - именно данный аспект отвечает за формирование сенсорного образа художественного мира произведения. В рамках данного исследования визуальность рассматривается в качестве основного аспекта читательской перцепции.
The subject of research in this article are the characteristics and specificity of visual images and codes in the work of Grigory Baklanov "South of the main offensive". The relevance of the work lies in the fact that the scientific works devoted to the prose of Baklanov are represented by few works that study the poetics of psychologism in the writer's prose (A. E. Abramova) or the military prose of the Sixtiers as a whole (for example, in the study of T. G. Bogoradova and I. L. Startseva, Baklanov's prose is presented only as a part of the aggregate object). The writer's work is more widely discussed in the critical works of L. I. Lazarev, I. A. Dedkov and L. V. Oborin. Despite the importance of the figure of Grigory Baklanov in the "lieutenant prose", the sensual features of his prose are practically not studied. Meanwhile, Grigory Baklanov was one of the leading authors of "lieutenant prose". Thus, V. V. Bykov noted the primary influence on his work of the story "South of the main offensive" (1957) - the study of the visual poetics of this very work seems relevant. The methodological basis of the research was the immanent analysis, the comparative-comparative method, as well as B. A. Uspensky's approach to the analysis of the "point of view" in fiction. Aim of the research is to study the visual poetics of the story "South of the main offensive". The aim of the study is to consider the problem of visual poetics in modern literary studies, as well as to determine the functions and role of visual poetics in the artistic text of the story "South of the main offensive". In the work of Grigory Baklanov, the aspect of sensory poetics, which consists in appealing to the reader's perceptual experience through the text, is particularly pronounced - it is this aspect that is responsible for the formation of the sensory image of the artistic world of the work. In this study, visuality is considered as the main aspect of the reader's perception.

Ощепкова, А. И. Визуальная поэтика повести Г. Я. Бакланова "Южнее главного удара" / А. И. Ощепкова, Т. С. Монастырев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 1 (95). - С. 159-168. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-159-168
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-159-168