Тематические подборки
Картинка коллекции
КУЛАЧИКОВ СЕРАФИМ РОМАНОВИЧ–ЭЛЛЭЙ
(1904–1976)

Поэт, переводчик. Народный поэт Якутии. Родился 29 ноября в Амгинском наслеге. Окончил Якутский педагогический техникум, Государственный институт журналистики при Наркомпросе РСФСР. Работал в редакциях газет «Хотугу ыччат», «Автономная Якутия», «Кыым», «Социалистическая Якутия», журналов «Чолбон», «Кыhыл ыллык», «Хотугу сулус» и «Полярная звезда».
В 1936–1939 гг. заведовал отделом фольклора Института языка, литературы и истории. В 1939–1942 гг. и в 1946–1948 гг. был председателем Правления Союза писателей Якутии.
Творческую деятельность начал с 1924 г.: переводил на якутский язык русские революционные песни. Эллэй с самого начала творческого пути проявил себя как поэт-романтик. В 1929 г. вышел первый сборник Эллэя «В дни цветущей молодости».
На рубеже 1930-х годов одной из центральных тем в поэзии Эллэя становится тема гражданской войны. Творчество Эллэя достигает наибольшего расцвета в период 1930-1940-х гг., когда один за другим появились пять сборников поэта: «Саҥа ырыалар» («Новые песни»), «Аҕал социализмы» («Даешь социализм»), «Дьоллоох олох» («Счастливая жизнь»), «Сырдык уобарастар» («Светлые образы»), «Айан уоттара» («Путевые огни»). Произведения этих лет отличаются ногообразием жанров: это и жанры публицистической и гражданской поэзии, лирические песни и стихи, сатирические фельетоны, сонет, баллада, поэмы.
Особое место в творчестве Эллэя принадлежит поэме «Чурумчуку» (1937), созданной на основе сказки. Она получила высокую оценку на II Всесоюзном съезде писателей и стала образцом творческой обработки фольклорного материала в якутской литературе. По ее мотивам был создан национальный балет, написана симфоническая сказка.
Высокой идейной и художественной силы достигает творчество поэта в годы войны в его сборниках «На защиту солнечной страны» (1943) и «Радость» (1946), где он прославляет подвиги героев, нелегкий труд медсестер, женщин, простых колхозников, радость победы. Сам Эллэй с 1942 г. по 1944 г. находился на фронте, сражался на Калининском направлении и под с. Старой Руссой, поэтому в стихотворениях «Мир сильнее войны» (1950), «Песня о мире» (1951), «Пограничник» (1961) нашел отражение личный воинский опыт поэта. В 1944 году был демобилизован после тяжёлого ранения.
Творчество Эллэя 1950–1970-х гг. посвящено темам мира и дружбы народов, созидательного труда, философского осмысления явлений действительности, обращения к историческому прошлому народа. Целый цикл стихов предпослан якутским поэтам-современникам: сборники «Слава творческому труду» (1959), «Человек — человеку» (1962), «Негасимое пламя» (1969), «Сердце друга» (1973).
Еще одной гранью творческой деятельности поэта являются его переводы русской и советской поэзии, в особенности В. Маяковского. Следует отметить творческий интерес поэта к украинскому литературному наследию.
Награждён орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почёта» и медалями. Лауреат премии Ленинского комсомола Якутии.
Его именем названа одна из улиц города Якутска и Чычымахская средняя школа Таттинского улуса.
Издания подборки 1 - 10 из 13
2.

Год: 1968

В хрестоматию по литературе вошли произведения якутских писателей для 8 класса якутской школы. На грампластинке записано: "Кузнец Кюкюр" драма Суоруна Омоллоона, "Арастал" С. Кулачикова-Элляя, "Ленин жив" А. Абагинского
3.

Год: 1968

В хрестоматию по литературе вошли произведения якутских писателей для 6 класса якутской школы. На грампластинке записано: "Сказание о великой Москве" Сергея Зверева, "В годы бурь и пуль" Элляя, "Золотые колосья" якутская народная песня на слова В. Башарина, "Завет орла" Платона Ойунского, "На отдыхе" Амма Аччыгыйа, "Огый Кырсады" Д. Федорова, "Комсомолу" Пантелеймона Туласынова
4.

Год: 1968

В хрестоматию по литературе вошли произведения якутских писателей для 2 класса якутской школы. На грампластинке записаны стихи С. Кулачикова-Эллэя: "Советская армия", "Олень", "Да здравствует мир!", Г. Вешникова -Баал Хабырыыс "За мир, за счастье" , С. Тимофеева "Якутия наша" , В. Башарина, "Весною в поле", "Звезды елки" А. Абагинского, "Береза", "Славик и Кэнчэри" Д. Сивцева -С. Омоллона, "Лето" К. Урастырова, "Сказка про кота" Т. Сметанина, якутские песни и русская народная сказка "Колобок"
5.

Издательство: СР НБ, ОЫК

Год выпуска: 2005

Количество страниц: 60 с.

Библиографический указатель произведений якутских писателей-фронтовиков. Для среднего и старшего школьного возраста
6.
Заглавие: Эдэр коммунист

Издательство: Якутгостипография

Год выпуска: 1974

Дата: сэтинньи 15 күнэ

Номер (№): 136 (7004)

Количество страниц: 4 с.

13 мая 1923 вышел в свет первый номер газеты "Молодежь Севера" на якутском языке. Это был расширенный номер "Автономной Якутии" с приложением по типу "газета в газете". Отдельно "Молодежь Севера" начала выходить с октября 1924 года. Тем не менее, дата считается днем рождения комсомольской печати в Якутии. 16 октября 1924 г. "Молодежь Севера" начала выходить на якутском языке. "Хотугу ыччат" стала первым молодежным изданием на якутском языке. Газета выходила до 1990 года, за это время она несколько раз меняла названия: "Эдэр большевик" (1929-1952), "Эдэр коммунист" (1952-1990)
7.
Заглавие: Эдэр коммунист

Издательство: Якутгостипография

Год выпуска: 1974

Дата: сэтинньи 29 күнэ

Номер (№): 142 (7010)

Количество страниц: 4 с.

13 мая 1923 вышел в свет первый номер газеты "Молодежь Севера" на якутском языке. Это был расширенный номер "Автономной Якутии" с приложением по типу "газета в газете". Отдельно "Молодежь Севера" начала выходить с октября 1924 года. Тем не менее, дата считается днем рождения комсомольской печати в Якутии. 16 октября 1924 г. "Молодежь Севера" начала выходить на якутском языке. "Хотугу ыччат" стала первым молодежным изданием на якутском языке. Газета выходила до 1990 года, за это время она несколько раз меняла названия: "Эдэр большевик" (1929-1952), "Эдэр коммунист" (1952-1990)
8.
Заглавие: Эдэр бассабыык

Год выпуска: 1936

Номер (№): 96

Количество страниц: 4 с.

13 мая 1923 вышел в свет первый номер газеты "Молодежь Севера" на якутском языке. Это был расширенный номер "Автономной Якутии" с приложением по типу "газета в газете". Отдельно "Молодежь Севера" начала выходить с октября 1924 года. Тем не менее, дата считается днем рождения комсомольской печати в Якутии. 16 октября 1924 г. "Молодежь Севера" начала выходить на якутском языке. "Хотугу ыччат" стала первым молодежным изданием на якутском языке. Газета выходила до 1990 года, за это время она несколько раз меняла названия: "Эдэр большевик" (1929-1952), "Эдэр коммунист" (1952-1990)
9.
Заглавие: Эдэр бассабыык

Год выпуска: 1936

Номер (№): 90

Количество страниц: 4 с.

13 мая 1923 вышел в свет первый номер газеты "Молодежь Севера" на якутском языке. Это был расширенный номер "Автономной Якутии" с приложением по типу "газета в газете". Отдельно "Молодежь Севера" начала выходить с октября 1924 года. Тем не менее, дата считается днем рождения комсомольской печати в Якутии. 16 октября 1924 г. "Молодежь Севера" начала выходить на якутском языке. "Хотугу ыччат" стала первым молодежным изданием на якутском языке. Газета выходила до 1990 года, за это время она несколько раз меняла названия: "Эдэр большевик" (1929-1952), "Эдэр коммунист" (1952-1990)
10.
Заглавие: Эдэр бассабыык

Год выпуска: 1936

Номер (№): 86

Количество страниц: 4 с.

13 мая 1923 вышел в свет первый номер газеты "Молодежь Севера" на якутском языке. Это был расширенный номер "Автономной Якутии" с приложением по типу "газета в газете". Отдельно "Молодежь Севера" начала выходить с октября 1924 года. Тем не менее, дата считается днем рождения комсомольской печати в Якутии. 16 октября 1924 г. "Молодежь Севера" начала выходить на якутском языке. "Хотугу ыччат" стала первым молодежным изданием на якутском языке. Газета выходила до 1990 года, за это время она несколько раз меняла названия: "Эдэр большевик" (1929-1952), "Эдэр коммунист" (1952-1990)