Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.
В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издательство: издательство ЯГУ
Год выпуска: 2008
Серия, номер выпуска: Т. 2
Количество страниц: 188 с.
Издательство: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета
Год выпуска: 2006
Количество страниц: 672 с.
Год выпуска: 1995
Количество страниц: 132 с.
Год выпуска: 1977
Количество страниц: 26 с.
Издательство: ИПК СВФУ
Год выпуска: 2012
Количество страниц: 120 с.
Издательство: Наука
Год выпуска: 2008
Количество страниц: 472 с.
Издательство: Гуманитарный центр
Год выпуска: 2008
Количество страниц: 592 с.
Ответственность: Кузьмина Е. Н. (Редактор), Романова Екатерина Назаровна (Автор предисловия и т.п.), Бадмаев А. А. (Автор предисловия и т.п.)
Издательство: Наука
Год выпуска: 2008
Количество страниц: 522 с.
- Долганы: северные кочевники Заполярья > Фольклор и традиционная культура,
- Традиционные верования саха > Верования якутов,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии,
- Общественные науки. Образование > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы,
- Общественные науки. Образование > Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Долганы (тюркская группа языков),
- НАУКА ЯКУТИИ > ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы.
Алексеев, Николай Алексеевич.
Этнография и фольклор народов Сибири / Н. А. Алексеев ; [ответственный редактор Е. Н. Кузьмина ; авторы предисловия: Е. Н. Кузьмина, Е. Н. Романова, А. А. Бадмаев] ; Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт филологии. - Новосибирск : Наука, 2008. - 492, [1] с., [8] л. ил.
Ответственность: Илларионов Василий Васильевич, Бравина Розалия Иннокентьевна (Редактор), Алексеев Николай Алексеевич (Составитель)
Издательство: Наука
Год выпуска: 2004
Количество страниц: 460 с.
- Природа Якутии > Сказки, мифы, произведения писателей Якутии о природе,
- Традиционные верования саха > Верования якутов,
- Традиционные верования саха > Почитание природы,
- Традиционные верования саха > Шаманизм,
- Общественные науки. Образование > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Фольклор,
- ШКОЛА > Школьнику > Литература > Якутская литература > 10 класс,
- ШКОЛА > Школьнику > Литература > Якутская литература > 11 класс,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Фольклор народов РС (Я),
- Школа 2 > Жанры > Художественная литература > Фольклор,
- Школа 2 > Предметные подборки > Художественная литература > Якутская литература,
- НАУКА ЯКУТИИ > ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы.
Якутские мифы = Caха өс-номохторо : [сборник] / Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт филологии, Академия наук РС (Я), Институт гуманитарных исследований, Министерство образования и науки РФ, Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова ; издание подготовил Н. А. Алексеев ; ответственные редакторы: В. В. Илларионов, Р. И. Бравина ; [автор иллюстраций Р. И. Бравина]. - Новосибирск : Наука, 2004. - 449, [1] с.
Издательство: ЯГУ
Год выпуска: 1994
Количество страниц: 44 с.