Музыкальные лейтмотивы научного творчества Е. С. Новик: отражение музыкальных традиций народов Сибири в работах исследователя = The musical leitmotifs of the academic works of E. S. Novik. A reflection of the musical traditions of the Siberian peoples in the works of the researcher
Обложка

Музыкальные лейтмотивы научного творчества Е. С. Новик: отражение музыкальных традиций народов Сибири в работах исследователя = The musical leitmotifs of the academic works of E. S. Novik. A reflection of the musical traditions of the Siberian peoples in the works of the researcher

Статья в журнале

Русский

398.8(571.1/.5); 78.072.2(571.1/.5)

10.28995/2658-5294-2021-4-2-105-114

народы Сибири; музыкальный фольклор; Е. С. Новик; обрядовые формулы; сакральные практики; peoples of Siberia; musical folklore; E. S. Novik; ritualistic formulae; sacral practices

Фольклор: структура, типология, семиотика: [научный журнал]. – 2021. – 4

В работе обсуждаются статьи Е. С. Новик, опубликованные в 1980–1990 гг., в которых нашли отражение темы музыкальной культуры и музыкального фольклора коренных народов Сибири. В работе "К типологии жанров несказочной прозы Сибири и Дальнего Востока" затрагивается знаковая роль пения в нарративе: пение в повествовательных жанрах является признаком сакральности сообщения. В статье "Архаические верования в свете межличностной коммуникации" исследователь отмечает важную роль звука/голоса для выполнения сакральных практик, а затем приходит к выводу о сакральной природе музыкального дарования, рассматривая певцов и музыкантов в функции посредников-медиаторов между мирами людей и духов. Идеи о магической природе певческого и сказительского дара, подкрепленные примерами из фольклора народов Сибири, развиваются в статье "Магическая функция фольклорных нарративов в традиционной культуре народов Сибири: прагматическая структура и перлокутивный эффект повествовательного текста". В статье "Вербальный компонент промысловых обрядов (на материале сибирских традиций)" содержится богатая информация об интонационном разнообразии обрядовых формул, немало ценных для музыковедов замечаний в области различения типов интонирования. В статье "Семиотические функции голоса в фольклоре и верованиях народов Сибири" исследователь сосредоточила внимание на архаических пластах фольклора – интерпретации и имитации природных звуков, представлениях, связанных с голосом человека и "голосами" мифологических персонажей. Идеи Е.С. Новик о музыкальном фольклоре коренных народов Сибири не утратили актуальности – наоборот, значение ее работ усилилось на современном этапе в связи с геокультурными исследованиями Арктики.
This article is dedicated to the discussion on the articles by E. S. Novik, publsihed in 1980–1990s, which reflect the themes of musical cutlure and musical folklore of the indigenous peoples of Siberia . In the article "On the typology of genres of non-fairytale prose of Siberia and the Far East" she touches upon the significant role of singing in the narrative: singing in narrative genres is a sign of a sacred message. In the article "Archaic beliefs in the light of interpersonal communication" the scholar points out the important role of the sound/voice for performing the sacred practices, and then comes to a conclusion about the sacred nature of a musical talent, consindering singers and musicians as the mediators between the worlds of people and spirits. The ideas about the magical nature of the singing and storytelling talents, supported by the examples from the Siberian folklore, are developed further in the article "The magical function of folklore narratives in the traditional culture of the peoples of Siberia: pragmatic structure and perlocutionary effect of thenarrative text". In the article "The verbal component of the hunting and fishing rituals (based on materials of the Siberian traditions)" one can findplenty of data on the intonational diversity of the ritualistic formulae, as well as the solid number of the notes, concerning the distinguishment of the different types of intonation, which might be useful for musicologists. In the article "Semiotic functions of the voice in Siberian peoples’ folklore and beliefs" the researcher is concentrated on the archaic folklore strata – interpretation and imitation of the sounds of nature, beliefs, related to the voice of a human and "the voices" of the mythological charachters. The ideas of Novikova on the musical folklore of the indigenous peoples of Siberia not only are still topical, but furthermore, their significance has increased at the present stage, due to the geocultural research of the Arctic region.

Добжанская, О. Э. Музыкальные лейтмотивы научного творчества Е. С. Новик: отражение музыкальных традиций народов Сибири в работах исследователя / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Фольклор: структура, типология, семиотика. - 2021. - Т. 4, N 4. - С. 105-114. - DOI: 10.28995/2658-5294-2021-4-2-105-114
DOI: 10.28995/2658-5294-2021-4-2-105-114

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно