Место работы автора, адрес/электронная почта: Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4 ; e-mail: dobzhanskaya@list.ru ; http://agiki.ru
Ученая степень, ученое звание: д-р искусствоведения
Область научных интересов: Музыкальная фольклористика, музыкальные инструменты народов Арктики, шаманская музыка народов Сибири, традиционное и современное музыкальное творчество народов Таймыра, музыкально-эстетические проблемы в народной художественной культуре
ID Автора: SPIN-код: 1046-0714, РИНЦ AuthorID: 312599
Количество страниц: 6 с.
Добжанская, Оксана Эдуардовна.
"Энциклопедия художественной культуры нганасан" - мультимедийный проект / О. Э. Добжанская, В. К. Биче-оол, Н. В. Левочкина ; Городской центр народного творчества, г. Дудинка // Материалы 2-й международной конференции по самодистике : (посвящается 100-летию со дня рождения Натальи Митрофановны Терещенко) : 16-18 октября 2008 г. / [редакционная коллегия: А. П. Володин, Е. В. Головко, М. Д. Люблинская, А. М. Певнов и др.]. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - 291 с. : табл. - С. 262-267. В надзаг.: Рос. акад. наук ин-т лингвист. исследований. - Библиогр. в конце ст. - Материалы 2-й международной конференции по самодистике : (посвящается 100-летию со дня рождения Натальи Митрофановны Терещенко) : 16-18 октября 2008 г. / [редакционная коллегия: А. П. Володин, Е. В. Головко, М. Д. Люблинская, А. М. Певнов и др.]. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - 291 с. : табл. - Утверждено к печати Институтом лингвистических исследований РАН. ).
Количество страниц: 16 с.
Romanova, Ekaterina N. "Les gens qui s’endorment pour l’hiver". Étudedu chronotope mythopoétique : vers uneanthropologie du froid / Ekaterina Romanova, Oksana Dobzanskaya ; Institut des sciences humaines et des études autochtones de la Branches ibériennede l’Académie des sciences de Russie, Laboratoire d’études géoculturelles intégrées del ’Arctique // Géocultures : méthodolo gies russessur l'arctique / редактор Daniel Сhartier, переводчик Marianna Samsonova, фотографии Robert Fréchette ; École supérieure d'études urbaine, Institut des sciences humaines et des étudesautochtones de la Branche sibérienne del'Académie des sciences de Russie, Institut d'information scientifique sur les sciences humaines de l'Académie des Sciences de la Russie. - Montréal : Imaginaire-Nord, 2020. - 106 с. - (Isberg). - С. 69-84.
Количество страниц: 13 с.
- Религия. Теология,
- Общественные науки. Образование > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт > Музыка,
- НАУКА ЯКУТИИ > РЕЛИГИЯ. ТЕОЛОГИЯ,
- НАУКА ЯКУТИИ > ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы,
- НАУКА ЯКУТИИ > ИСКУССТВО. ФОТОГРАФИЯ. МУЗЫКА. ИГРЫ. СПОРТ > Музыка.
Dobzhanskaya, O. E. Samoyedic shamanic drums: some symbolic interpretations / Oksana Dobzanskaya // Shamanhood and Mythology Archaic Techniques of Ecstasy and Current Techniques of Research : Honour of Mihály Hoppál, celebrating his 75th Birthday / edited by Attila Mátéffy, György Szabados, Tamás Csernyei. - Budapest : Robinco, 2017. - 512 p. - P. 63-75.
Количество страниц: 15 с.
The article introduces the concept of sound landscape as a novel methodological approach in the area of Siberian studies for application in research fields such as ethnomusicology and arts history. The Arctic is one of the quietest places on Earth, where the sound sensitivity to the acoustics of nature has been always heightened. This is reflected in the musical folklore of peoples inhabiting the Arctic. The authors explicate the concept of sound landscape as a complex phenomenon comprised of several layers: the intonational interaction with nature (i.e. the ways in which voices of nature are embedded in sounds and understood in rites and folklore); the projection of human personality onto the outer world (as reflected in epics or rituals); and the use of imitative phonoinstruments. The authors argue that the approach elaborated enables researchers to see and examine the elusive sonic aspects of culture that have often remained unnoticed.
Шейкин, Ю. И. Звучащий ландшафт Арктики / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, В. С. Никифорова // Этнографическое обозрение. - 2016, N 4, июль-август. - С. 30-44.
Количество страниц: 4 с.
Добжанская, Оксана Эдуардовна.
История изучения музыкальной культуры самодийских народов / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Сферы взаимодействия Таймырского краеведческого музея: традиции, современность, новации : сборник трудов [интернет-конференции с международным участием, 25 июля - 7 октября 2012, г. Дудинка / ответственный редактор Л. А. Чурилова]. - Дудинка : Таймырский краеведческий музей, 2012. - С. 96-99 : ил., цв. ил., портр., факс.
Количество страниц: 12 с.
Добжанская, О. Э. Нганасанские обрядовые песни в исполнении наследников шамана (к проблеме имитации шаманского ритуала) / О. Э. Добжанская // Per Urales ad Orientem. Iter polyphonicum multilingue : festskrift tillagnad Juha Janhunen pa hans sextioarsdag den 12 februari 2012 / редакторы: Tiina Hyytiäinen, Lotta Jalava, Janne Saarikivi, Erika Sandman. - Helsinki : Suomalais-Ugrilainen Seura, 2012. - 542 p. - P. 53-64.
Количество страниц: 20 с.
Dobzhanskaya, O. E. Песни нганасан / Oksana Dobžanskaja // Études finno-ougriennes. - 2015, N. 47. - P. 1-20.
Количество страниц: 3 с.
The concept of Sounding Landscape is new to Art History. It allowsto identify the unexplored areas of the intangible cultural heritage of the peoples of Russia. There are layers in it: the intonation of interaction with nature (theimitations of the voices of Nature, their inclusion in ritual, song and epic intonation),the projection of human personality to the outside (creating the "anthropogenic" landscape through the lyric, epic, ritual), imitating musical instruments.
Добжанская, О. Э. Звучащие ландшафты Арктики: взаимодействие человека и природы через музыкальную интонацию / О. Э. Добжанская // Перекресток культур: межкультурный диалог и сотрудничество на евразийском пространстве. Евразийский гуманитарный форум : материалы Международной научно-практической конференции, (г. Уфа, 28 мая 2016 г.) ; [редакционная коллегия: Юмагузин У. З., Зайнуллин Т. Т., Шуранов В. А. и др.]. - Уфа : Скиф, 2017. - 320 с. - С. 130-132.
Количество страниц: 20 с.
Добжанская, О. Э. Тренды современного музыкального творчества коренных народов Таймыра в свете культурных традиций самодийских этносов (на примере самодеятельных коллективов нганасан, ненцев, энцев) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Проблемы и перспективы социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера. - 2017. - Исторические и социологические исследования. - С. 105-124.
Количество страниц: 9 с.
The article considers the role of the national musical culture of Sakha in the formation and development of classical music of Yakutia in the 20th - 21st centuries. The author offers the periodization of the Yakut composers' music, traces the connections between folk music and classical music at all stages of development. A special attention is paid to the preparatory phase (1930s - mid 1940s), within which the values of Sakha musical folklore w ere trans mitt ed to the classical musical culture. The development process of Yakut classical music is divided into 4 stages, each of which is generally characterized from the point of view of the interaction of classical music with folk traditions. The author designates composers, major genres and works of each stage, identifies the main stylistic features of classical music, associated with the folklore.
Добжанская, О. Э. От героического эпоса олонхо - к опере и киномузыке (этапы развития композиторской музыки Якутии) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры иискусств // Журнал Общества теории музыки. - 2020, N 2. - С. 13-21. - DOI: 10.26176/otmroo.2020.30.2.002
DOI: 10.26176/otmroo.2020.30.2.002