Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 84
1.

Количество страниц: 3 с.

В данной статье рассматривается вопрос о формировании этнокультурных компетенций у младших школьников на интегрированных уроках родного языка и математики. Цель: определить возможности интегрированных уроков в формировании этнокультурных компетенций у младших школьников. Задачи: раскрыть сущность понятия этнокультурной компетенции; разработать и провести интегрированный урок родного языка и математики для формирования этнокультурных компетенций младших школьников; определить эффективность опытно-практической работы по формированию этнокультурных компетенций младших школьников. Гипотеза исследования основана на том, что формирование этнокультурных компетенций у младших школьников будет эффективным, если на интегрированных уроках математики и родного языка использовать задачи с эвенкийскими терминами, относящимися к культуре эвенков, а также проводить физкульт-минутки на эвенкийском языке. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, культурологической литературы; организация целенаправленной опытной работы. Владение этнокультурной компетенцией подразумевает владение этнокультурными знаниями - родным языком, традициями, обычаями, ритуалами, укладом жизни, культурой народа. Основным средством формирования этнокультурной компетенции учащихся на уроках математики и эвенкийского языка являются задачи и примеры с национальным компонентом, а также физкультминутки на родном языке. По окончанию урока у детей сформировались этнокультурные знания: знакомство с новыми эвенкийскими словами и культурой эвенков. Совокупность этнокультурных знаний с качеством личности - это этнокультурная компетенция.
This article discusses the issue of the formation of ethno-cultural competencies in younger students in the integrated lessons of their native language and mathematics. Purpose: to determine the possibilities of integrated lessons in the formation of ethno-cultural competencies in younger students. Tasks: to reveal the essence of the concept of ethnocultural competence; to develop and conduct an integrated lesson of the native language and mathematics for the formation of ethno-cultural competencies of younger students; to determine the effectiveness of experimental and practical work on the formation of ethno-cultural competencies of younger students. The hypothesis of the study is based on the fact that the formation of ethno-cultural competencies in junior schoolchildren will be effective if tasks with Evenki terms related to Evenki culture, as well as physical education minutes in the Evenki language, are used in the integrated lessons of mathematics and the native language. To solve the tasks set, the following research methods were used: theoretical analysis of psychological, pedagogical, cultural literature; organization of purposeful experimental work. Possession of ethnocultural competence is the possession of ethnocultural knowledge - native language, traditions, customs, rituals, way of life, culture of the people. The main means of forming the ethno-cultural competence of students in the lessons of mathematics and the Evenki language are tasks and examples with a national component, as well as physical education sessions in their native language. At the end of the lesson, the children formed ethno-cultural knowledge: acquaintance with new Evenki words and Evenki culture. The totality of ethnocultural knowledge with the quality of a person is ethnocultural competence.

Иванова, А. В. Формирование этнокультурных компетенций у младших школьников на интегрированных уроках родного языка и математики / Иванова А. В., Осипова С. И., Стручкова В. И. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2023. - N 3 (144). - С. 84-86.

2.

Количество страниц: 3 с.

В статье представлена тема использования педагогического потенциала этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе сельской школы. Цель исследования заключается в обосновании применения этнокультурного подхода в учебно-воспитательном процессе сельской школы. Гипотеза исследования: образовательная и воспитательная деятельность, обращенная на использование потенциала этнокультурных традиций в региональной образовательной среде, повысит уровень этнокультурных знаний обучающихся. В результате проведенного опроса обучающихся в 9-11 классах определена общая тенденция использования педагогического потенциала этнокультурных традиций в образовательном процессе Мюрюнской юношеской гимназии Усть-Алданского района и Кыллахской средней школы Олекминского района Республики Саха (Якутия).
The article presents the topic of using the pedagogical potential of ethno-cultural traditions in the educational process of a rural school. The purpose of the study is to substantiate the application of the ethno-cultural approach in the educational process of a rural school. The research hypothesis is based on the assumption that educational and upbringing activities aimed at using the potential of ethnocultural traditions in the regional educational environment will increase the level of ethnocultural knowledge of students. As a result of the survey of students in grades 9-11, the general trend of using the pedagogical potential of ethnocultural traditions in the educational process of the Myuryun Youth Gymnasium of the Ust-Aldan and Kyllakh secondary schools of the Olekminsky districts of the Republic of Sakha (Yakutia) was determined.

Барахсанова, Е. А. Использование педагогического потенциала этнокультурных традиций в образовательном процессе сельской школы / Барахсанова Е. А., Малгаров И. И., Татаринов Ф. Ф. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 11 (140). - С. 10-12.

3.

Ответственность: Марков Виктор Иванович (Автор обозрения, рецензии), Аблажей Наталья Николаевна (Автор обозрения, рецензии), Солодова Галина Сергеевна (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: Автограф

Год выпуска: 2014

Количество страниц: 351 с.

В монографии, подготовленной коллективом российских и монгольских ученых, излагаются результаты комплексного междисциплинарного исследования, выполненного с позиций социокультурного подхода. Отдельные ее разделы посвящены характеристике монгольского мира в философско-историческом аспекте, культурологическому анализу традиционной и современной духовной культуры монголов, а также демографическим, социально-экономическим и политико-правовым проблемам развития монгольского общества. Обобщены материалы массовых и экспертных социологических опросов, которые проводились исследователями на протяжении ряда лет в Монголии и в других регионах монгольского мира Бурятии и Калмыкии. Представлен компаративный анализ общего и особенного в ценностных ориентациях родственных монгольских народов. Работа рассчитана на философов, культурологов, социологов, этнологов, политологов, историков, на всех, кому небезразлична судьба монгольского мира. Издается в авторской редакции.

Монгольский мир между Востоком и Западом : [монография / Алимаа Д., Амарсанаа Ж., Баасансурэн Д. и др.] ; ответственные редакторы: Ю. В. Попков, Ж. Амарсанаа ; [рецензенты: В. И. Марков, Н. Н. Аблажей, Г. С. Солодова] ; Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Институт философии, социологии и права, Монгольская академия наук. - Новосибирск : Автограф, 2014. - 347, [3] с. : ил. - ISBN978-5-9905592-6-4. - 300 экз.

4.

Количество страниц: 12 с.

Актуальность проблемы исследования обусловлена назревшей в данное историческое время необходимостью сохранения и дальнейшей межпоколенной передачи устной традиции эпического сказительства у коренного этноса Якутского края - якутов саха. В целях решения данной проблемы как требования времени в Республике Саха (Якутия) создаются не только кружки и студии по подготовке маленьких исполнителей эпоса олонхо, но и специализированные Школы олонхо в традиционых локальных центрах эпического наследия. В работе предпринята попытка обобщить этот педагогический опыт и выявить его концептуальное зерно. Использованы методы сбора и обзорного анализа имеющегося материала по школам Республики, методы сопоставления, логического анализа, обобщения. Полученные результаты помогут разработать модели Школ олонхо, корректировать программы развития таковых школ, образовательные программы по эпосу олонхо, также проложат векторы развития образовательной сети Школ олонхо в регионах Республики. Сетевое управление Школами олонхо будет способствовать более эффективной реализации механизмов межпоколенной передачи аутентичных традиций устного эпического сказительства. Результаты исследования могут быть востребованы в других регионах страны и мира, где предпринимаются подобного рода попытки воссоздания этнического культурного наследия.

Попова, Г. С. Педагогический опыт Якутии по созданию школ олонхо / Попова Г. С. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - N 6-1. - С. 99. - DOI: 10.17513/spno.32381
DOI: 10.17513/spno.32381

5.

Ответственность: Павлова Лена Николаевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 7 с.

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемой недостаточного представительства женщин в современных российских законодательных органах на примере Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Обосновывается необходимость квотирования депутатских мест для женщин в органах законодательной власти на всех его уровнях.

Евсеев, И. В. Гендерная асимметрия в Государственном собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) / И. В. Евсеев ; научный руководитель Л. Н. Павлова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Международный журнал гуманитарных иестественных наук. - 2016. - N 1-7. - C. 73-79.

6.

Количество страниц: 4 с.

Истина в любом деле достигается в результате длительных и упорных дискуссий. Актуальность предлагаемой авторами темы заключается в дискуссионном ракурсе взгляда на историю этногенеза народа саха. Целью данной статьи является желание авторов внести свой вклад в понимание вопроса об участии племен хоро в формировании якутского этноса, что способствовало бы решению многих "белых пятен" в истории всего Ленского края. Скудость письменной историографической базы дает возможность осветить только некоторые аспекты из древней истории народов края.

Желобцов, Ф. Ф. Тайный предок народа саха / Ф. Ф. Желобцов, А. Т. Адамова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2023. - N 4 (32). - C. 91-94. - DOI: 10.25587/2587-5612-2023-4-91-94
DOI: 10.25587/2587-5612-2023-4-91-94

7.

Количество страниц: 7 с.

Статья посвящена достаточно сложной и запутанной теме формирования якутского этноса. И сложность эта связана с не менее ясной до конца ролью и влиянием автохтонных тунгусо-маньчжурских племён. Как известно, тунгусоязычные племена делятся на две большие группы: северную и южную. Северная группа представлена в основном тунгусами (эвенками) Якутии. К южной группе относятся тунгусоязычные племена Приамурья и острова Сахалин. Изучение истории, жизни и быта самого большого из палеоазиатских народов - тунгусов (эвенков) - поможет восстановить более полную картину истории не только Ленского края, но и всей Центральной Азии.

Винокурова, Л. С. Тунгусо-маньчжуры в истории этногенеза народа саха / Л. С. Винокурова, Ф. Ф. Желобцов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2023. - N 4 (32). - C. 77-83. - DOI: 10.25587/2587-5612-2023-4-77-83
DOI: 10.25587/2587-5612-2023-4-77-83

8.

Количество страниц: 3 с.

В cтатье иccледована традиционная кухня якутов и казахов, как родcтвенных предcтавителей тюркоязычных народов алтайcкой cемьи. Традиционная кухня обеих народов формировалаcь под влиянием их хозяйcтвенной деятельноcти, в главной мере предcтавленных животноводcтвом: cкотоводcтвом и коневодcтвом. В работе иcпользованы полевые материалы автора, cобранные в результате интервьюирования у предcтавителей казахcкого и якутcкого народа. В результате иccледования выявлены этнокультурные параллели и оcобенноcти в традиционной кухне обеих народов.

Михайлова, С. М. Традиционная кухня якутов и казахов: общее и особенное / С. М. Михайлова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // XXV Лаврентьевские чтения, посвященные 30-летию Академии наук РС (Я) : материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Якутск, 10-13 апреля 2023 г. / [редакционная коллегия: И. Е. Егоров, Н. П. Лазарев]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (275 с. ; 24,0 Мб). - С. 134-136.

9.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматривается значение собирательства в системе жизнедеятельности локальной группы эвенков. Автор проследил трансформацию данного значения в историческом процессе. Источником для изучения современного положения стал полевой материал, собранный в рамках проведения оценки воздействия на этнологическую среду. Собирательство для садынских эвенков, остается дополнительным источником питания. Однако с утратой оленеводства приоритеты традиционной хозяйственной деятельности смещаются на охоту и собирательство. В постсоветский период сбор ягоды становиться существенным источником дохода.

Астахова, И. С. Собирательство у садынских эвенков: традиции и современность (на материалах этнологических экспертиз) / Астахова И. С. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Этносы и флора: региональные традиции и знания как основа гармоничного природопользования : материалы первой научно-практической конференции, 23-28 июня 2023 г., Якутск = Ethnic groups and Flora: regional traditions and knowledgeas a basis for harmonious nature management : proceedingsof the First scientific and practical conference, June 23-28, 2023, Yakutsk / [редакционная коллегия: А. В. Кононов, Н. С. Иванова]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (275 с. ; 24,0 Мб). - С. 154-158.

10.

Количество страниц: 9 с.

Изучаются лирические, хороводные, игровые, свадебные песни, в которых применятся образы, связанные с растительным миром. Проводится сравнение песен, которые показывают, что русские переселенцы принесли с собой свой образный мир, присущий прежней родине. Так, на Колыме и Индигирке бытовали песни, в зачине которых наблюдается психологический параллелизм, когда символическое растение олицетворяет психологическое состояние героя/героини. В среднем Приленье также фиксировались песни, связанные с растительными образами. Остается релевантным применение образов из мира природы. Постоянно употребление песен с такими образами, как "березка", "ельник" - виды растительности, которые встречаются повсеместно по разным регионам России.

Чарина, О. И. Традиционные лирические песни русских старожилов Якутии: релевантность применения растительных образов / Чарина О. И. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Этносы и флора: региональные традиции и знания как основа гармоничного природопользования : материалы первой научно-практической конференции, 23-28 июня 2023 г., Якутск = Ethnic groups and Flora: regional traditions and knowledgeas a basis for harmonious nature management : proceedingsof theFirst scientific and practical conference, June 23-28, 2023, Yakutsk / [редакционная коллегия: А. В. Кононов, Н. С. Иванова]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (275 с. ; 24,0 Мб). - С. 74-79.