Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 248
1.

Год выпуска: 2018

In the years 1997 and 2017 in Evenkia, comprehensive studies in the form of a mass survey were carried out. They revealed some significant changes in the household, various aspects of material and spiritual culture. The scale of reindeer breeding has dramatically dropped; at the present moment, around 1/10 of the Evenk families are engaged in it. Hunting and fishing are preserved better: almost one third of all men are engaged in them. The overwhelming majority of men continue hunting and fishing at the amateur level, just like the major part of women maintain their sewing and beadwork skills. The language assimilation process is very active; children hardly speak or understand their mother tongue, though the majority of the Evenks study it at school. The share of mixed families, mostly with Russians, has reached fifty per cent: the majority of children from these families get assimilated with the Evenk ethnicity. As a result of such marriages, the share of people of mixed descent among the Evenks is approaching two thirds, while among the children this share has reached 9/10. The Evenks are mixing with other ethnicities and acquire Russian language, but maintain a stable ethnic self-consciousness and preserve certain elements of their traditional culture in some aspects of material and spiritual culture
В 1997 и в 2017 годах в Эвенкии были проведены комплексные исследования по современным этническим процессам с использованием метода массового опроса. Выявлены существенные изменения в хозяйстве, в разных областях материальной и духовной культуры. Резко снизилось значение оленеводства, в настоящее время в нем заняты около 1/10 части эвенкийских семей. Лучше сохранились охота и рыболовство, в них занята почти треть мужчин. На любительском уровне охотой и рыболовством занимается подавляющее большинство мужчин, а значительная часть женщин не утеряли навыков шитья и вышивки бисером. Активно идет процесс языковой ассимиляции, дети практически не говорят на языке эвенков и не понимают его, хотя большинство эвенков изучает родной язык в школе. Количество национально-смешанных семей, в основном с русскими, приблизилось к половине всех семей, большинство детей вливаются в эвенкийский этнос. В результате этих браков доля метисов среди эвенков приближается к 2/3, а среди детей их доля достигла 9/10. Эвенки превращаются в группу русскоязычных метисов, но с устойчивым этническим самосознанием и с сохранением элементов традиционной культуры в некоторых областях материальной и духовной культуры
2.

Год выпуска: 2013

This article is devoted to the lexical borrowings from the Sakha language that reflects the direct connections of the Evenki language with the Sakha language and shows its functioning in sociolinguistic aspect in the folklore texts of the Evenki in the Amur Region
Данная статья посвящена якутским лексическим заимствованиям, отражающим непосредственное контактирование эвенкийского языка с якутским, и их функционированию в социолингвистическом аспекте в фольклорных текстах эвенков Амурской области
3.

Год выпуска: 2013

The article is dedicated to researching dialects of Even language and their classification. The most relevant researches of Even language are considered. The practical goal is to save rare languages of small-numbered indigenous peoples of the North, Siberia, and Far East
Статья посвящена исследованию диалектов эвенского языка, их классификации. Рассматриваются наиболее актуальные исследования эвенского языка. Ставится практическая задача сохранения редких языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
4.

Год выпуска: 2024

Юкагирские языки – одульский (лесной) и вадульский (тундренный), находятся на грани исчезновения. Носителей одульского языка осталось 5 человек, свободно владеющих вадульским языком около 20 человек. В основном, это люди преклонного возраста. Если лексику и грамматику языка еще можно реконструировать по различным источникам – научным работам, словарям, самозаписям и др., то произношение слов, исходя из графики, воссоздать нельзя. Аудиозаписи не дают целостной картины произносительных навыков носителей конкретного языка, они лишь дополняют артикуляционную картину
6.

Год выпуска: 2024

Средства субсидии на проекты по поддержке национальной культуры распределяет специальная комиссия на основании заявок, которые представляют организации. Каждая из них оценивается по пятибалльной школе. Право на получение поддержки имеют некоммерческие организации Чукотки, которые ведут работу по защите исконной среды обитания, сохранению и развитию традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры КМНЧ, а также занимаются укреплением межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений
7.

Год выпуска: 2024

28 марта 2024 г. в Театре коренных малочисленных народов Севера города Якутска прошло Торжественное чествование Тарабукиной Уяндины Платоновны, Заслуженного учителя Республики Саха (Якутия), Отличника народного просвещения, старшего учителя, учителя-методиста, Учителя учителей, обладателя знака отличия "Гражданская доблесть", члена педагогической династии Степановых-Ламутских, учителя эвенского языка Березовской национальной СОШ им. В. А. Роббека Среднеколымского района, крупного ученого-методиста в области родных языков малочисленных народов Севера
9.

Год выпуска: 1991

Количество страниц: 112 с.

Предлагаемый сборник - первый из пяти, которые вышли в серии "Удэгейские напевы". В первом сборнике опубликованы произведения музыкального фольклора, записанные в селах Олон, Красный Яр на реке Бикин и в селе Санчихеза (после 1972 года село Островное) на притоке реки Иман от бикинских и иманских удэгейцев. В последующих четырех сборниках опубликованы сказания -ниманку, песенные импровизации - йэхэй, записанные от самаргинских удэгейцев в селе Агзу и хорских удэгейцев в селе Гвасюги Хабаровского края. Записи музыкального удэгейского фольклора на магнитофонную ленту в течение 20 лет делал Юрий Ильич Шейкин
10.

Год выпуска: 2024

Большинство индигирщиков жили в рубленых домах русского типа с плоской крышей. Зажиточные имели пятистенные дома – "горницу с прихожей", вдоль стен широкие лавки. Оконные рамы держались на задвижках из мамонтовой кости. В рамы вместо стекол вставлялась слюда, на зиму рамы снимались, и вместо них вставлялись льдины. Льдины изнутри покрывались толстым слоем инея, поэтому ежедневно по утрам иней счищали ножом ("окошки частили"), а снаружи обметали веником ("пахали окошки")