Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 233
1.

Количество страниц: 8 с.

В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к изучению литературного и научного творчества П.А. Ойунского как определенной творческой целостности. Отношение к устной традиции, по-разному и в различных контекстах акцентируемое в творчестве П.А. Ойунского, между тем как нельзя лучше выявляет его цельность как личности в этом вопросе. По текстам II.A. Ойунского. как литературным, так и научным, предпринята попытка последовательной реконструкции того, как формировалось творческое преломление им устной культуры народа. Скрытая логика повествовательных возможностей в его текстах позволяет сделать предположение о том. что в этом вопросе П.А. Ойунский пошел дальше своего предшественника - поэта А.Е. Кулаковского. Новизна творческого переосмысления П.А. Ойунским устной традиции народа нашла выражение в прецеденте создания инвариантного текста олонхо о Нюргун Боотуре, в воссоздании в стихотворной (ҺКрасный Шаманһ) и прозаической (ҺВеликий Кудангсаһ) формах мифологической основы этой традиции. Общая тенденция освоения фольклорного материала обусловлена включенностью этого процесса в творческую биографию П.А. Ойунского на всех этапах ее формирования, эволюцией автора в последовательном движении от стилистической организации поэтического языка фольклора к мифу, к воссозданию в литературном тексте его нарративной структуры и мифологической семантики.
The article substantiates the need for an integrated approach to the study of the literary and scientific creativity of P. Oyunsky as a certain creative integrity. The attitude of the oral traditions, in different ways and in different contexts focused in the work of P.A. Oyunsky, meanwhile, could not be better reveals his integrity as individuals in this matter. According to the texts of Oyunsky, both literary and scientific, an attempt was made to consistently reconstruct how the creative refraction of the oral culture of the people was formed. Hidden logic of narrative possibilities in texts Oyunsky allows us to make an assumption that in this matter he went further than his predecessor, the poet A.E. Kulakovsky. Novelty creative interpretation of P.A. Oyunsky oral traditions of the people found expression in the precedent of creating invariato text Olonkho about Nurgun Bootur. recreating in verse (“Red Shaman") and prose (“the Great Kudangsa”) forms the mythological basis of this tradition. The General trend of development of folklore material is due to the inclusion of this process in the creative biography of P. Oyunsky at all stages of its formation, the evolution of the author in a consistent movement from the stylistic organization of the poetic language of folklore to the myth, to the reconstruction in the literary text of its narrative structure and mythological semantics.

Покатилова, Н. В. Возвращение к истокам: фольклорно-мифологическая парадигма в литературном и научном творчестве П. А. Ойунского / Н. В. Покатилова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 127-134.
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.04.012

2.

Количество страниц: 7 с.

Определено значение творчества А. И. Софронова-Алампа в становлении литературного языка. Творчество одного из основоположников якутской литературы представлено как образец литературно-художественной обработанности и высокой нормативности. В центре внимания исследования – речевая характеристика персонажей в драме и прозе, фольклорная основа поэтической лексики и ее грамматические формы, речевые формулы.
The value of creativity of A. I. Sofronov–Alampa in the formation of the literary language is defi ned. The work of one of the founders of the Yakut literature is presented as a model of literary and art the pretreatment and high normativity. In the center of attention of research the speech characteristic of characters in the drama and prose, a folklore basis of poetic lexicon and its grammatical forms, speech formulas.

Слепцов, П. А. Взгляды А. И. Софронова на сущность литературного языка и их воплощение в творчестве писателя / П. А. Слепцов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 60-66.

3.

Количество страниц: 5 с.

В статье речь идет о проявлении в современных текстах художественной культуры Бурятии автобиографизма как своеобразной самоидентификации "я" художника в образе автобиографического героя. Анализируются не только литературные тексты, но и произведения живописи: повести "Маленькая война" (2001) и "Записки пожилого мальчика" (2007) Г. Башкуева, работы художника З. Доржиева 2000-х гг. и его необычный "проект" "Zorik book. Книга художника Зорикто Доржиева" (2011), в которых наиболее интересно проявилось расширение саморефлексивного потенциала текста.
The article is about the manifestation in modern texts of the artistic culture of Buryatiya as a kind of autobiographical self-identifi cation "I" of the artist in the form of an autobiographical character. Analyzed not only literary texts, but also works of art: the novel “Little War” (2001) and “Notes older boy” (2007) by G. Bashkueva, the artist Z. Dorzhieva 2000th and his unusual “project” “Zorik book. Artist's Book Zorikto Dorzhieva” (2011), in which the most interesting was showed expansion of the capacity of self-refl exive text.

Бороноева, Т. А. Особенности автобиографизма в современной бурятской художественной культуре / Т. А. Бороноева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 96-100.

4.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассмотрены отдельные фрагменты цикла очерков И. А. Гончарова "Фрегат, "Паллада", "Записок из мертвого дома" Ф. М. Достоевского, книги А. П. Чехова "Остров Сахалин". Русская литературная классика XIX в. создала обобщенный художественный образ Сибири и Якутии, формируя концепцию особенностей отражения новой действительности. Ставятся проблемы творческой индивидуальности классиков: своеобразия эволюции эстетических взглядов Гончарова, мирообъемлющего характера гуманизма Достоевского, особенностей идейной позиции А. П. Чехова.
The article examines some fragments of the cycle of sketches by I. A. Goncharov "the Frigate Pallada, "Notes from the dead house" F. M. Dostoevsky, A. P. Chekhov's book "Sakhalin Island". The Russian literary classic of the XIX century created a generalized artistic image of Siberia and Yakutia, forming the concept features refl ect the new reality. The problems of the creative individuality of the classics are discussed: identity the evolution of the aesthetic views Goncharova, the world-extended character of the humanism of Dostoevsky, the peculiarities of the ideological position of A. P. Chekhov.

Андреева, Г. Т. Поэтический образ Сибири как проявление творческой индивидуальности русских писателей XIX века / Г. Т. Андреева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 88-93.

5.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматривается использование в исторических романах Далана так называемого "местного колорита". В результате анализа функционирования этого художественного принципа в романах "Глухой Вилюй" и "Тыгын Дархан" установлено, что обращение писателя к местному колориту связано с повышенным интересом к национальному своеобразию, самобытности жизненного уклада народов Якутии.
The article studies the use of so-called local colour in Dalan’s historical novels. The functional analysis of this artistic principle in the novels The Desolate Vilyui and Tygyn Darkhan showed that the author's use of the local colour stems from his increased interest to the ethnic originality, originality of the life style of the peoples in Yakutia.

Бурцев, А. А. Поэтика "местного колорита" в романах В. Далана / А. А. Бурцев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 3 (12). — С. 95-102.

6.

Количество страниц: 5 с.

Нестерова, Е. В. Волшебные предметы и помощники героя в структуре эвенской волшебной сказки : [о фольклоре эвенов] / Нестерова Елена Васильевна, кандидат филологических наук // Эпическое наследие народов Якутии: традиции и современность. — Якутск, 2018. — С. 101-105.

7.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматривается воплощение циклического инварианта сюжетной схемы в рассказе Н. Лугинова "Тойбол", входящего в состав повести "Таас Тумус". Развитие сюжетной линии произведения соответствует ключевым элементам циклической модели: перед нами последовательно разворачиваются фазы отправки в "чужой мир" (воспоминания старика Тойбола), столкновения со смертью (череда смертей близких и эпизод, редуцированный до смертельной схватки с огромной рыбой), а также возвращение героя к прежнему состоянию (новая надежда на встречу с дочерью). Исследование произведений якутской литературы на основании классических сюжетных схем подтверждает тезис о развитии национальных литератур в русле мировой литературной традиции и позволяет, с одной стороны, полнее раскрыть их общечеловеческий пафос, с другой - подчеркнуть их идейно-художественное своеобразие.
The article discusses the embodiment of the cyclical plot invariant in N. Luginov’s story "Toybol" - a chapter of the novella “Taas Tumus” (“The Stone Cape”). The storyline demonstrates the key elements of the cyclical plot: there are the subsequent phases of sending the reader to “the alien world” (old Tobol’s memories), collision with death (a series of deaths of beloved people, the episode reduced to mortal combat with the giant fish), as well as return of the main character to the previous state (new hope for the meeting with his daughter). The study of classical Yakut literature works from the perspective of classical story line proves the statement that ethnical literature develops within the world literature tradition. On the one hand, it allows revealing the universal humanistic message of national literature, and on the other hand, to emphasize its conceptual and artistic peculiarity.

Бурцева, М. А. Циклическая фабульная модель в рассказе Н. Лугинова "Тойбол" / Бурцева Марина Анатольевна, Бурцев Анатолий Алексеевич // Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. – Вып. 5. – С. 191-198. – DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-191-198.
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-191-198

8.

Количество страниц: 10 с.

В статье представлены ранее не публиковавшиеся материалы из архива Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, в которых отображены первые шаги на научном поприще выдающегося представителя одного из древнейших коренных малочисленных народов Севера - юкагиров, кандидата экономических наук, основоположника юкагирской литературы Николая Ивановича Спиридонова (Тэки Одулока). Начало его яркой, но такой короткой научной деятельности было положено в стенах одного из старейших дальневосточных музеев - Хабаровского краеведческого музея, который в 20-30-х гг. прошлого столетия являлся базовым учреждением, куда для прохождения практики направлялись молодые этнографы из центральных регионов страны. Здесь они получали свои первые задания и отправлялись в экспедиции в отдаленные регионы для сбора информации о быте малоизученных этносов. В числе таких практикантов был студент Института народов Севера - юкагир Николай Иванович Спиридонов, благодаря которому сегодня имеются уникальные этнографические сведения очевидца о жизни юкагиров и чукчей Колымы.
Тhe article contains the unpublished documents from the archive of the Khabarovsk Regional Museum named after 1 Grodekov, in which the beginning of scientific work, one of the famous representative of the Yukaghirs - the eldest indigenous peoples of the North, PhD in Economy, the founder of the Yukagir literature Nicolay Ivanovich Spiridon (Teki Odulok) is shown. His scientific activity started in the one of the oldest Far Eastern museums - the Khabaro-Regional Museum. In the 20-30’s of the XX century it was the institution where young ethnographers from the cen regions of the country’ had they practice. They received their first assignments and went on expeditions to the remote regions to collect information about the life of poorly studied ethnic groups. Among these young ethnographers was the student of the Institute of the Peoples of the North, the Yukagir - Nikolay Ivanovich Spiridonov, thanks to his researches, there are unique ethnographic information about the life of the Yukaghirs and the Chukchi of Kolyma.

Осипова, М. В. Н. И. Спиридонов-Тэки Одулок: забытые факты жизни (по материалам архива Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова) / М. В. Осипова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 4 (21). — С. 24-32.

10.

Количество страниц: 2 с.

Самсонова, Т. П. Эстетическое восприятие быта в стихотворении А. Е. Кулаковского "Городские девушки" / Т. П. Самсонова // Якутск: история и современность (к 370-летию города) : [материалы конференции "Якутск в XXI веке", состоявшейся 26 апреля 2002 г.]. – 2002. – С. 344-345.