Тематические подборки
Картинка коллекции
Тотемизм, анимизм, культ предков, промысловые культы, фетишизм, монотеизм, шаманизм – все эти виды языческих культов можно встретить в якутских религиозных верованиях. Якутскую веру характеризуют два термина: танаралар и айыылар. Термин «танаралар» обозначает совокупность божеств, покровителей сил природы и видов хозяйственных занятий.
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.

В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издания подборки 1 - 10 из 28
1.

Издательство: Гуманитарная академия

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 328 с.

Книга посвящена изучению особенностей шаманизма эвенков Сибири и Дальнего Востока конца XIX — XX в. Основное внимание уделяется исследованию мировоззрения, ритуалов, личности шамана, шаманского чума, ритуального костюма и ритуальных музыкальных инструментов, атрибутики и предметов культа. Впервые в научный оборот вводятся столь обширные материалы архива вещевых и фотографических фондов РЭМ, также использованы полевые материалы автора, полученные в ходе экспедиций к эвенкам Якутии в 80-90-х гг. XX в. Для специалистов в области этнографии и всех интересующихся культурой народов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
3.

Издательство: ИПК СВФУ

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 120 с.

В монографии изложены результаты комплексного исследования по культу Неба в традиционной культуре саха на материале эпических текстов, этнографии и лексики с привлечением методов синергетики и герменевтики. Культ Неба рассматривается на основе широкого круга символических и семантических структур, которые присущи древним верованиям, являющимся культурообразующими мировоззренческими константами. Кроме того, в работе представлены периодизация культа Неба, а также новый этимологический принцип в контексте его мировоззренческих основ, которые дают возможность углубленного изучения некоторых проблем праязыка и теории ностратики. Предназначена для этнологов, лингвистов, религиоведов, психологов, фольклористов, культурологов, а также для всех, кто интересуется традиционной культурой и естественнонаучными знаниями.
4.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 472 с.

Книга представляет собой первую полную публикацию 31 текстов шаманских камланий, записанных известным этнографом А. А. Поповым в 1922-1925 гг. в бывшем Вилюйском округе на якутском языке с параллельным их переводом на русский язык. Научный аппарат содержит статьи по шаманству якутов, рассказы и предания о шаманах, словарь и указатель терминов. Тексты сопровождаются полевыми зарисовками автора
5.

Издательство: Сахаполиграфиздат

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 76 с.

Автор рассказывает о жизни своего земляка - известного абыйского шамана, народного целителя К. И. Чиркова, пользующегося в свое время большим уважением населения северных районов нашей республики. Приводит конкретные примеры и интересные факты
6.
Автор:
Орел Валерий Емельянович

Издательство: Гуманитарный центр

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 592 с.

Эта книга посвящена символике животных как проекции человеческой психики. Автор показал роль животных в жизни человека и те функции, которые они выполняют. Особое внимание уделено проективной функции животных как отражению психологических качеств личности. Автор подробно описал источники использования животных как воплощений человеческой души, раскрыл психологические механизмы этого процесса, выделил уровни анализа символики животных. В последней главе приведен подробный анализ символики самых разнообразных животных
7.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 522 с.

В сборник включены работы, посвященные духовной и материальной культуре якутов, проблеме традиционных религиозных верований и шаманизма у народов Сибири и Центральной Азии. В книге анализируется фольклор сибирских народов в его внутренней связи с мифологией
8.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2004

Количество страниц: 460 с.

Сборник состоит из 196 записей, 118 из которых были введены в 1985 году в научный оборот впервые. Тексты мифов даны на языке оригинала и в русском переводе. Каждый текст паспортизирован. Для фольклористов, этнографов и краеведов
9.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2003

Количество страниц: 248 с.

Известный поэт, прозаик и драматург Владимир Федоров, всерьез и основательно изучив тему шаманизма по научным источникам, легендам и преданиям, рассказам очевидцев и личным наблюдениям, повествует об этой языческой вере как писатель — увлекательно и занимательно, но в то же время глубоко и компетентно. Начиная свою книгу с мирового обзора шаманизма и его первобытной истории, автор затем сосредотачивает свое внимание на верованиях и ритуалах народов Якутии и их северных соседей. Многие приведенные в книге факты, как и беседы с шаманами и их потомками, уникальны и публикуются впервые. Отдельные главы посвящены таинственному афро-карибскому культу вуду
10.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2004

Количество страниц: 248 с.

"Воители трех миров" являются продолжением книги "Служители трех миров". Автор счел возможным дать такое название второй части, чтобы подчеркнуть ее единство с первой, но вместе с тем обозначить и их различия. Слово “воители” принесло в заглавие начало книги, в котором рассказывается о знаменитых шаманских сражениях, о борьбе ойунов друг с другом, с их врагами и стихиями. Тема эта прослеживается и во многих последующих главах, где повествуется об особенностях шаманизма эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей и других народов Северо-Восточной Азии и Америки. Автор также рассказывает о знаменитых шаманах прошлого века, об их нынешних наследниках и продолжателях, о природе творческого дара, унаследованного с шаманскими корнями