Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 13248
1.

Количество страниц: 5 с.

В статье на основе собственных полевых материалов рассматриваются традиционные календарные обряды и обычаи северных тунгусов - эвенов и эвенков. Анализируются основные ритуалы календарных праздников: очистительные обряды, а также обряд приобщения к родовому огню. Данные обряды рассматриваются в связи с образом "холода". Многомерный образ "холода" и рецепции "переживания" им стали важными концептами культурного наследия северных сообществ, как сложная многофункциональная система: это и символическая практика, и уникальные экологические традиции, связанные с холодом, и "жизненные и природные сценарии". Традиционное мировоззрение, ментальная картина мира коренных народов Севера формировались в тесной связи с окружающей его экологической системой. Веками выработанные ментальные ценности и установки, связанные с северной экосистемой, выступают как символическая коммуникация освоения суровых пространств. Эти нормы экологической этики являются одними из самых важных составляющих жизнедеятельности и культуры коренных народов и соотносятся с общими этическими принципами взаимодействия с окружающей средой. Эти уникальные знания и локальные верования до сих пор сохраняются в повседневной и сакральной практике коренных народов Севера. В статье в рамках когнитивной семиотики автором проанализированы ценностные установки и знаково-символическая программа коммуникативных и поведенческих стратегий тунгусов, которые выступали как этническая составляющая образа "северного человека" и "холодного мира". Выявлено, что именно концепты, связанные с холодом сформулировали основные постулаты культуры гостеприимства. Так, выявляется как антипод "холодного мира”- "теплое" гостеприимство, в котором основными константами выступают ритуалы встречи и почитания гостя. Анализ локальных текстов культуры (знаковые места, праздники и обряды, ритуал, фольклор и др.) показывает семантическую связь мифоритуального мира с природным ландшафтом, который основывается на этических нормах поведения и обладает ориентирующим и регулирующим потенциалом.
The article, based on its own field materials, examines the traditional calendar rites and customs of the northern Tungus - Evens and Evenks. The main rituals of calendar holidays are analyzed: cleansing rites, as well as the rite of admission to the birth fire. These rites are considered with the image of "cold.” The multidimensional image of "cold” and the reception of "experience" he became important concepts of the cultural heritage of northern communities, as a complex multifunctional system: this is both symbolic practice and unique ecological traditions associated with cold, and "life and natural scenarios." The traditional worldview, the mental picture of the world of the indigenous peoples of the North was formed in close connection with the environmental system surrounding it. For centuries, the developed mental values and attitudes associated with the northern ecosystem have acted as a symbolic communication for the development of harsh spaces. These standards of environmental ethics are one of the most important components of indigenous peoples’ lives and cultures and relate to the general ethical principles of interaction with the environment. These unique knowledge and local beliefs are still preserved in the daily and sacred practices of the indigenous peoples of the North. So, on the basis of modern field observations, etiquette settings in the festive space, as well as a culture of hospitality among Evens and Evenks, are considered. In the article in the framework of cognitive semiotics, the author analyzed the value settings and the sign-symbolic program of communicative and behavioral strategies of the Tungus, which acted as an ethnic component of the image of the "northern person" and the "cold world." It was revealed that it was the concepts associated with the cold that formulated the main postulates of the culture of hospitality. So, it is revealed as an antipode of the "cold world” - "warm” hospitality, in which the main constants are the rituals of meeting and honoring the guest. Analysis of local texts of culture (iconic places, holidays and rites, ritual, folklore, etc.) shows the semantic connection of the mythoric world with the natural landscape, which is based on ethical standards of behavior and has guiding and regulatory potential.

Варавина, Г. Н.
Календарная культура северных общностей: традиции, обрядность, символика (на примере эвенов и эвенков) / Варавина Г. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 70-74. - DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011
DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011

2.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматривается вклад Г. М. Василевич в изучении тунгусского кафтана, типологизации его вариантов по этническим группам, выявлении устойчивых признаков раскроя кафтана, характерных для определенных регионов: конструктивные особенности раскроя кафтана, используемый материал и его предназначение.
The article considers the contribution of G.M. Vasilevich to the study of the Tungussky caftan, typology of its variants by ethnic groups, identification of stable signs of caftan cutting characteristic of certain regions: design features of the caftan cutting, material used and its purpose.

Акимова, В. С.
Вклад Г. М. Василевич в типологизацию эвенкийского (тунгусского) кафтана / Акимова В. С. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей /ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 67-70. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.010
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.010

4.

Количество страниц: 7 с.

Исследование посвящено осмыслению интеллектуального наследия выдающегося ученого-североведа Г.М. Василевич. Она была одной из тех, кто формировал тренды российской этнографии, определял проблемное поле тунгусоведения. Необходимо подчеркнуть, что в центре научного творчества Г. М. Василевич на протяжении десятилетий стояли вопросы этногенеза и этнической истории эвенкийского сообщества Сибири, сопряженные с глобальной проблемой заселения Северной Азии. Опираясь на модель культурогенеза Северной Азии археолога А. П. Окладникова, этнограф и фольклорист Г.М. Василевич развивала оригинальную концепцию этногенеза тунгусов. Так, она считала далекими предками эвенков ("прототунгусами") охотников эпохи раннего неолита Забайкалья; выделяла в тунгусском этногенезе несколько этапов; утверждала, что в начале н.э., когда к Байкалу вышли тюрки - скотоводы, тунгусы были разделены на две группы - расселившиеся к западу от Байкала и к востоку до Тихого океана. В эту эпоху произошло формирование прямых предков эвенов и эвенков, их основных диалектных групп. В XX в. формировались иные подходы к оценке эвенкийского (тунгусского) этногенеза, при этом концепция Г. М. Василевич - А. П. Окладникова оставалась одной из наиболее авторитетных и до настоящего времени востребованных в среде специалистов. Исследования Г. М. Василевич отличались междисциплинарным подходом с использованием данных археологии, лингвистики, этнографии, фольклористики, визуальной антропологии. Стационарные полевые исследования в местах компактного проживания эвенков способствовали более глубинному постижению их духовности. Она уделяла большое внимание различным "текстам" культуры: комплексный анализ вербальных, вещественных, визуальных и др. источников позволил расширить оценку творческого потенциала тунгусского мира. Творчество, вобравшее лучшие традиции российской этнографии, дало мощный импульс развитию отечественного сибиреведения, обозначило векторы его дальнейшего развития.
The research is devoted to under standing the intellectual heritage of the outstanding Northern scientist G. M. Vasilevich. She was one of those who shaped the trends of Russian Ethnography and defined the problem field of Tungusic studies. It should be emphasized that the focus of G.M. Vasilevich’s scientific work for decades has been on the issues of ethnogenesis and ethnic history of the Evenk community of Siberia, which are associated with the global problem of settlement in North Asia. Based on the model of cultural genesis of North Asia by archaeologist A. P. Okladnikov, ethnographer and folklorist G.M. Vasilevich developed the original concept of the ethnogenesis of the Tungus. So, it is believed the ancestors of the Evenks (the "prototungus”) she identified several stages in the Tungusic ethnogenesis; claimed that at the beginning of the AD, when the Turki - pastoralists came to lake Baikal, the Tungus were divided into two groups - settled to the West of lake Baikal and to the East to the Pacific Ocean. During this era, the direct ancestors of the Evens and Evenks, their main dialect groups, were formed. G.M. Vasilyevich’s research was distinguished by an interdisciplinary approach using data from archeology, linguistics, ethnography, folklore studies, and visual anthropology. Stationary field research in places of compact residence of Evenks contributed to to reveal the psychomental world of Tunguska society. She paid great attention to various "texts” of culture: a comprehensive analysis of verbal, material, visual and field sources allowed us to expand the spatial and cultural boundaries of the Tungus world and consider the ethno-genesis of the Evenks in the mode of time extension, similarly, in the XXth century, other approaches to the assessment of the Evenk (Tungus) ethno-genesis were formed, while the concept of G.M. Vasilevich - A. P. Okladnikov remained one of the most authoritative and still in demand among specialists in Tungusic studies. Her work, which incorporated the best traditions of the St. Petersburg school of Ethnography, gave a powerful impetus to the development of Russian Siberian studies, outlined the vectors of his further development.

Романова, Е. Н.
Тренды российской этнографии XX в.: Г. М. Василевич и ее вклад в методологию этнографического сибиреведения / Романова Е. Н., Октябрьская И. В. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 24-30. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.003
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.003

10.

Год выпуска: 2025

Об участии коренных народов Севера на 18-м республиканском ысыахе Олонхо в Нерюнгри