- Книга (1988)
- Газета (23)
- Журнал (215)
- Автореферат диссертации (338)
- Изоиздание (11)
- Аудиоиздание (1)
- Видеоиздание (44)
- Картографическое издание (3)
- Неопубликованный документ (2)
- Нотное издание (9)
- Фотография (7)
- Статья (1623)
- Библиографический указатель (5)
- Словарь (1)
- Брошюра (52)
- Буклет (15)
- Веб-архив (581)
- Не указан (2)
- Литературно-художественные издания (58)
- Официальные издания (43)
- Научные издания (2161)
- Научно-популярные издания (566)
- Информационные издания (891)
- Справочные издания (21)
- Учебные издания (821)
- Производственно-практические издания (11)
- Массово-политические издания (334)
- Изобразительное издание (10)
Издательство: Саха кинигэтин бэчээтэ
Год выпуска: 1932
Количество страниц: 258 с.
- Первые детские писатели якутской литературы > Давыдова Вера Дмитриевна,
- Саха тыла/Якутский язык > Учебные издания > Буквари,
- Общественные науки. Образование,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Языкознание > Якутский язык,
- ШКОЛА > Педагогу > Методика преподавания дисциплин > Гуманитарные науки.
Издательство: Судаарыстыба Саха сиринээҕи бэчээттиир суута
Год выпуска: 1935
Количество страниц: 114 с.
Год выпуска: 2014
Издательство: Якутский городской лицей
Год выпуска: 2013
Дата: November-December
Номер (№): 4
Количество страниц: 12 с.
- В помощь педагогам,
- Высокое имя Учитель > Учителя,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Школы РС (Я),
- ШКОЛА > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Профессия Учитель...,
- ШКОЛА > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Образование и педагогические науки в Республике Саха (Якутия),
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогические науки. Образование > Общее образование,
- ШКОЛА > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Методы, формы и средства обучения,
- ШКОЛА > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Копилка идей: из опыта работы,
- ШКОЛА > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Профориентация,
- ШКОЛА > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Информационная культура.
Год выпуска: 2013
В данной статье рассмотрена актуальная проблема проектирования системы развития сельских образовательных учреждений; факторы реализации проекта развития сельских школ; представлен пример организации образовательной деятельности в сельских школах с учетом специфики быта, труда жителей, особенностей микросреды Севера, а также сетевого взаимодействия учреждений социокультурной сферы
Год выпуска: 2022
В статье предпринята попытка реконструкции освоения территории Центральной Якутии на примере Хангаласского района в разное время разными этническими племенами. На основе этимологического анализа топонимов исследуемой территории выявлены слои этнического влияния, следы, оставленные разными народами в ходе освоения данной территории. Актуальность данного исследования обусловлена интересом современной географической науки, в частности гуманитарной географии, к взаимоотношению человека и среды, к проблемам онтологии ландшафта как источника широкого спектра социогуманитарного знания. Кроме того, вопросы этимологии топонимов в якутском языке, раскрывающей пласты знаний об историческом прошлом народов, находящихся в длительном контакте, проблемы языка и культуры народов или племен, повлиявших на формирование якутского языка, с одной стороны, с другой – диалектных особенностей в пределах одного языка для наименования одних и тех же географических объектов, еще недостаточно разработаны. Цель данной статьи – выявление этимологической составляющей топонимов Якутии для реконструкции исторического прошлого в освоении территории Центральной Якутии, определение типов выделения ландшафта разными этносами для образования топонима. Ведущим методом к исследованию данной проблемы служит сравнительно-сопоставительный с выявлением этимологической составляющей топонимов, а также метод статистической обработки количественных результатов исследования. Изучены более 300 топонимов на материале базы топонимов Хангаласского улуса Центральной Якутии. Этимология топонима изучается на основе словарной дефиниции на материале, полученном от информантов. В результате исследования выявлены этимологические составляющие топонимов Центральной Якутии. Выбор Хангаласского улуса в изучении топонимии объясняется историческим прошлым региона, так как якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены, в долинах Эркэни и Самартай. Окончательное формирование народа саха происходит на основе смешения пришлых тюркоязычных племен с местными палеоазиатскими родами, а также с пришлыми монголоязычными хоринцами и тунгусами. Этимологическая и семантическая составляющие топонимии показывают, что топонимия Хангаласского улуса имеет наиболее древний пласт в образовании топонимии Якутии. В формировании топонимизации Хангаласского улуса основную роль сыграла река Лена и прилегающие к ней речки, ручьи, наименования которых мы находим в лингвокультурных пластах, эвенкийском, монгольском, тюркском. В формировании топонимии на основе якутского языка наблюдается пласт монгольских топонимов, который появляется раньше пласта тюркских топонимов. Следы тунгусо-маньчжурских племен наиболее древнего пласта в названиях речек, ручьев, так как они кочевали в поисках промысла и при этом на крупные объекты. Наиболее поздним пластом считаются топонимы русской этимологии, связанные с освоением территории исследуемого района русскими землепроходцами и поселением на землях Хангаласского улуса переселенных крестьян, почтовым трактом – связующим звеном Якутского края с Российской империей во времена царствований Петра I и Екатерины II. Исследование показывает поэтапность формирования топонимов по отношению к ландшафту, что позволяет систематизировать происхождение топонима в историческом и лингвистическом контексте. Материалы статьи могут быть полезными для лингвистов, историков, культурологов, географов
Год выпуска: 2023
Рассмотрена проблема сложности этнической самоидентификации современного человека. Предложен анализ корпуса базовых символов, функционирующих как в обряде, так и в повседневности. Определена специфика структурирования и иерархизации смыслового поля культуры, где символы фигурируют в качестве знаков идентификации этноса и генетической памяти культуры. Отмечено, что в традиционной повседневности обыденное сознание использует эти символы как нечто "само собой разумеющееся", не подлежащее рефлексии, автоматически выстраивающее бытовой контекст: "я- концепция" этноса, самоназвание, повседневное знание, совместно известное представление о родной земле – алаас. Исходя из аналогий между обыденным и мифологическим сознанием, автор на примере самоназвания и пространственных представлений в культуре саха (якутов) рассматривает структуру и механизм функционирования ключевых символов. Автор утверждает, что символы служат основанием этнической идентификации, актуализируют и укрепляют в сознании носителя культуры духовный опыт предшественников, тем самым укореняют человека и обеспечивают основания его бытия
Год выпуска: 2022
Статья посвящена изучению эволюции лексического значения слова "таҥара" в якутском языке. Рассматривается этимология, функционирование слова в эпическом тексте, проводится анализ данных толковых и фразеологических словарей, выпущенных в разное время. Слово "таҥара" восходит к древнетюркскому täŋri и до ХХ века сохраняет значение "небо, божество". Внешняя и внутренняя формы лексемы свидетельствуют о наличии следов древних языческих верований (тэнгрианства, шаманизма). Поздние словари фиксируют значения, отображающие реалии православного христианства и замену первичного значения на "бог", значение "небо" отходит на второй план. Значения, обозначающие ранние верования, перешли в ранг устаревших. Бог больше не тождественный духу в языческом понимании, а персонифицированный иконический образ. Изменение контекстуального окружения слова привело к активизации аффиксов, что способствовало образованию глагола, имени прилагательного и других имен существительных. Заимствования из русского языка увеличили фразообразовательный потенциал слова; большинство фразеологических единиц с компонентом "таҥара" образованы способом калькирования. Анализ показал, что изменения семантики слова "таҥара" коснулись всех уровней языка. Семантические преобразования обусловлены внешними факторами, влиянием русской культуры через распространение среди якутов православного религиозного учения
Год выпуска: 2012
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера (ИГИиПМНС) Сибирского отделения РАН относится к старейшим академическим учреждениям Сибири. За более чем 75-летнюю историю он превратился в ведущий центр страны по комплексному изучению истории, языка и литературы уникальных этносов, населяющих Северо-Восток России
Год выпуска: 2021
Цель исследования заключалась в определении оптимального вида обучения в ходе повышения квалификации для профессионального развития педагогов и выявлении ожидаемых ими результатов от данного процесса. Проведено анкетирование педагогических работников общеобразовательных учреждений из 3 городов и 25 районов Республики Саха. На основе полученных результатов и выводов рекомендована разработка курсов ПК с "аналитической" структурой, ориентированной на организацию консультационного сопровождения слушателей в течение всего курса, решение кейсов в школьном контексте, обзор стратегий, подходящих для решения актуальной учебной задачи. Данная структура подходит как для онлайн-обучения, так и для очной его формы. Помимо этого, требуется отдельный курс ПК по формированию и развитию профессиональной этики педагога в дистанционном и очном форматах обучения. Это можно рассматривать как актуальную задачу деятельности современного учителя, от которой зависит успешность реализации государственной политики в сфере образования