Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 10
1.

Источник: Новый мир. - 1957. - декабрь, N 12. - С. 97-107

Количество страниц: 11 с.

2.

Количество страниц: 2 с.

В статье проведен анализ особенностей географии Центральной Якутии в поэзии Семена Петровича Данилова. Автор представляет вниманию читателей образы географических объектов резко-континентального климата в стихотворениях поэта. С помощью анализа выявлены яркие примеры из поэзии С.П. Данилова, описывающие долгую и холодную зиму и жаркое лето с редкими осадками, характерные для Центральной Якутии. Также выделен способ использования данного материала на уроках географии.

Захаров, Н. И. Особенности географии Центральной Якутии в поэзии Семена Данилова / Н. И. Захаров ; Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - N 12-1 (51). - C. 199-200. - DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11636
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11636

3.

Количество страниц: 9 с.

Актуальность темы продиктована тем, что проблема северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева, написанных в период ссылки в Якутске, практически не рассматривалась. Предметом интереса исследователей, как якутских, так и российских, становились прозаические произведения и лиро-эпические поэмы писателя. Между тем именно малые формы лирики поэта-декабриста демонстрируют начало формирования сакрального образа Якутии в русской литературе. Целью статьи является рассмотрение поэтики северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева-Марлинского. Северный локус становится той пространственной точкой, в которой лирическому герою открывается перспектива мифологического инобытия. Текстуальный анализ с целью изучения поэтики лирики А. А. Бестужева-Марлинского позволяет выписать систему образов в художественной картине мира автора, которые определяются как мироощущением, так и мировоззрением поэта-романтика. В качестве инструментов создания системы образов поэт применяет разнообразные приемы: от троп до авторских слов. Немалое значение при этом также имеет специфическое сочетание категорий времени и пространства, подчиненное основным мотивам поэтических произведений автора. В данной работе рассматривается не только то, как средства художественной выразительности передают картину поэтического мира лирического героя, но и формируют атрибуцию северных пространств. Северные пространства через призму романтизма представляют собой идеальную ситуацию, в которой категория дома чаще всего передается через категории воспоминания или мечты. Именно через противопоставление топосов дома и Севера выстраивается итоговая картина окружающего мира, в рамках которого находит себя лирический герой. Также в художественном мире поэта можно проследить разницу между внешним (реальным) и внутренним (перцептуальным) пространством. Однако при этом пространство действительности зачастую сливается с картинами интроспекции, размывая границы между внешним и внутренним. Ассоциации, наделяющие идеальный внутренний мир лирического героя реальными картинами природы (пространство Севера), выполняют функцию достижения гармонии между внутренним и внешним пространствами.

Ощепкова, А. И. Поэтика северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева-Марлинского / А. И. Ощепкова, Т. С. Монастырев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Вопросы национальных литератур. - 2023. - N 4 (12). - С. 33-41. - DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-33-41
DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-33-41

4.

Количество страниц: 9 с.

Появление новых стихотворных форм в лирике, в том числе такого жанра, как рубаи, всегда говорит о развитии литературы. В последнее время особый интерес читателей представляют стихи члена Союза писателей Республики Саха (Якутия) Ахмета Андреевича Дмитриева-Ахмеда Дмитриева (1951-2022). Данная статья посвящена изучению особенностей жанровой формы рубаи в творчестве Ахмеда Дмитриева. Поставленной в работе целью предопределен круг конкретных задач: определение понятия и особенностей рубаи; исследование поэтики рубаи в творчестве Ахмеда Дмитриева; выявление соответствия авторских рубаи канонам жанра. Рассмотрены девятнадцать стихотворений в данной твердой форме лирики, вошедшие в поэтические сборники "То, что предначертано с рождения" (2000 г.), "Айыы-Саха: история происхождения" (2016). Выявлены особенности соответствия канонам твердой формы: следование основным правилам (стилистические, строфические и композиционные критерии), темы и образы. А также рассмотрена национальная и индивидуально-авторская специфика освоения жанровой формы. Основные выводы статьи могут быть использованы при изучении особенностей развития современной якутской поэзии, могут способствовать более глубокому исследованию освоения национальной поэзией опыта мировой литературы в аспекте жанровых (строфических) форм.

Емельянова, В. В. Особенности жанровой формы рубаи в творчестве Ахмеда Дмитриева / В. В. Емельянова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Культурное наследие народов Северо-Востока РФ: проблемы и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти якутского исследователя-этнографа Платона Алексеевича Слепцова, Якутск, 16 декабря 2022 г. / члены редакционной коллегии: Н. В. Афанасьев, А. М. Захаров. - Якутск : Издательский дом СВФУ им. М. К. Аммосова, 2023. - С. 130-138.

8.
Автор:
Эралиев Суюнбай

Источник: Хотугу сулус. - 1964.- N 1. -С. 116

Год выпуска: 1964

Номер (№): 1

Количество страниц: 1 с.

Стихотворение народного поэта Киргизии Суюнбая Эралиева (1921-2016) в переводе на якутский язык Льва Габышева