Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 329
1.

Количество страниц: 12 с.

Статья является ознакомление читателя с иносказательными песнями кэйнгэйрся, существовавшими в культуре нганасан вплоть до последнего времени и выполнявшими этикетную функцию в сложных ситуациях, когда прямое речевое общение между людьми было запрещено или нежелательно(в частности, при знакомстве юношей и девушек, в ситуациях ссор, соперничества и др.).

Добжанская, О. Э. Музыкально-поэтический этикет как регламент эмоции в культуре нганасан / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Зеркала культур : памяти А. М. Сагалаева / Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт археологии и этнографии ;ответственные редакторы: А. П. Деревянко, А. Х. Элерт. - Новосибирск : Издательство ИАЭТ СО РАН, 2019. - С. 218-227.

2.
Заглавие: The Living Has Sound

Количество страниц: 15 с.

The article examines musical sound as a worldview category connected with rituals, traditional beliefs, concepts, and life styles of the indigenous, numerically small peoples of Arctic Eurasia. The discussion is based primarily on materials from the author's field research, begun on the Taimyr Peninsula in the 1980s. This study of the sound culture of Samodeic [Samoyedic] peoples incorporates works of ethnographers and art historians, as well as northern studies researchers from other disciplines.

Dobzhanskaya, O/ E. The Living Has Sound. The Dead Is Silent / Oksana E. Dobzhanskaya ; Moscow State University // Anthropology & archeology of Eurasia. - 2016, Т. 55, N 1. - С. 7-21. - DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485
DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485

3.

Количество страниц: 13 с.

В данной статье на материале музыкального фольклора нганасан ставится вопрос о корреляции между звуковыми ландшафтами и пространственными ориентирами арктического народа. В культуре нганасан существует оппозиция музыкальных стилей, соотнесенных с обрядовым и не обрядовым фольклором. В статье произведен анализ противоположных жанровых стилей как кодов пространственной ориентации. Шаманский обряд, в котором воплощается экстатическое путешествие шамана, связан с перемещением по вертикали (по Мировой оси, которая соединяет Верхний, Средний и Нижний миры). Эпическое сказание, повествующее о странствиях героя в географии реального исторического мира и сакрального мира предков, воплощает путешествие по горизонтали. Материалом для написания статьи стали полевые материалы автора, собранные на Таймыре начиная с 1989 г.
In the article on the material of the Nganasan musical folklore the author raises the question about the correlation between soundscapes and spatial orientations of the Arctic people. The main style opposition in the Nganasan musical folklore is between ritual and non-ritual genres. In the article the opposite genre styles as codes of spatial orientation are analysed. A shamanic ritual, which is embodied ecstatic shaman's journey, is associated with vertical moving (along the World axis that connects the Upper, Middle and Lower worlds). An epic tale, which tells about a hero's wanderings in the geography of the real historical world and the sacred world of the ancestors, correlates with horizontal moving. The article is based on the author's field materials collected on the Taimyr Peninsula since 1989.

Добжанская, О. Э. Путешествие через звук: пространственные ориентиры человека Арктики с точки зрения музыкального фольклора нганасан = The journeythrough the sound: an Arctic inhabitant'sspatial orientation from the point of view ofthe nganasan musical folklore / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Вопросы филологии. Урало-алтайские исследования. - 2015, 2 (17). - С. 7-19.

4.

Количество страниц: 7 с.

В статье описываются традиционные звуковые инструменты нганасан как особая система, организованная по принципу обрядовые/необрядовые инструменты. Конструкция инструментов анализируется по органологической систематике Э. фон Хорнбостеля - К Закса, с выявлением идиофонов, мембранофонов, хордофонов, аэрофонов. Приводятся национальные названия инструментов, сведения об их функционировании, назначении, способах игры.

Добжанская, О. Э. Система традиционных звуковых инструментов нганасан / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Традиционная культура. - 2014, N 4 (56). - С. 64-70.

5.

Количество страниц: 22 с.

Статья исследует музыку ненецкого шаманского обряда из исторических источников и экспедиционных материалов.

Добжанская, О. Э. Музыка ненецкого шаманского обряда: из исторических источников и новых экспедиционных материалов / О. Э. Добжанская // Исследования по культуре ненцев : сборник статей / Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Научный центр изучения Арктики" ; [составители: Е. Т. Пушкарева ; ответственный редактор: Н. В. Лукина]. - Санкт-Петербург : Историческая иллюстрация, 2014. - C. 168-189.

6.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена описанию процесса исследования нганасанского шаманства начиная с XVIII в. и до наших дней. Рассматриваются посвященные шаманству труды отечественных и зарубежных этнографов, языковедов, музыковедов.
The paper discusses the history of research on Nganasan shamanism of the period from the 18th century till present. The works on shamanism written by Russian and foreign ethnographers, linguists, musiclogists are studied. Dating back to the 18th century, the works of researchers and travellers mentioned shamanism in Samoyedic cultures. The detailed description of data on shamanism is found in the works of A. F. Middendorf, A. A. Mordvinov, P. I. Tretjakov written in the 19th century. The consistent ethnographic study of Nganasan shamanism dates back to the end of 1920s and was performed by Soviet researchers. Andrey Alexandrovich Popov described the rituals of the “Clean Chum”, documented the stages and procedures of the rituals, discussed the shaman rituals in the cultural context, and provided illustrations of the shaman's clothes and artefacts. In 1978 during the fieldtrip Yurij Borisovich Simchenko collected and later published photo, video and text data of the Nganasan shaman rituals which are of great value. The research work of Galina Nikolaevna Gracheva focuses on shamanism in the context of old Nganasan beliefs about mothers of nature. In the 1990–2000s Nikolaj Pluzhnikov and Jean-Luc Lambert studied shamanism in the perspective of folklore texts (stories about shamans). The published catalogues of the museum collections of Taimyr Local Lore Museum, Museum of Ethnography on Lama Lake are a valuable source of ethnographic data. The linguist E. A. Helimski and the folklore researcher N. T. Kosterkina first published the texts on shaman rituals in Nganasan. Ethnomusicological research on shaman rituals of the Nganasans was performed by O. E. Dobzhanskaya. Unfortunately, at present the decline in shaman practices of the Nganasans is observed. The immediate heirs of shamans, who preserved the immitation forms of the shamanic activities, passed away in 2011–2012. In conclusion it should be noted that the Nganasan shamanism as a cultural phenomenon attracts interest of young researchers who participate in the conferences in Norilsk and Dudinka. The research topic is still strong and relevant which gives hope that there will be works focusing on the new forms of shamanic beliefs and rituals persisting in the modern life of the Nganasans.

Добжанская, О. Э. История изучения нганасанского шаманства / О. Э. Добжанская = The history of research on nganasan shamanism ; АОУ ВПО "Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина", Таймырский филиал // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. - 2013, N 2 (2). - С. 100-105.

7.

Количество страниц: 9 с.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Музыкально-поэтическая характеристика героя в нганасанском эпическом сказании "Сеу Мелянгана" / О. Э. Добжанская. - (Поэтика эпического фольклора) // Традиционная культура. - 2008. - N 4. - С. 44-50. Библиогр.: с. 50 (15 назв.).

8.

Ответственность: Пинигина Ольга Николаевна

Количество страниц: 4 с.

Проведение фестиваля "Kant Fest" позволит привлечь внимание населения всей республики и в дальнейшем туристов со всего мира, что поможет решить социально значимые проблемы и повышения благосостояния населения республики, также привлечет молодежь к занятию сноубордом и горнолыжным спортом.
Realization of the "Kant Fest" festival will attract attention of the entire republic and in the future, tourists from all over the world, which will help solve socially significant problems and improve the well-being of the population of the republic. It will also attract young people to snowboarding and skiing.

Цыренова, М. М. Разработка проекта "Фестиваль "Кант-фест" в Оймяконском районе" / М. М. Цыренова ; научный руководитель О. Н. Пинигина ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 683-686.

9.

Ответственность: Баторов Афанасий Раднаевич (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

В данной статье рассмотрено влияние искусственного интеллекта (ИИ) на популяризацию эпоса "Олонхо" - древнего эпического произведения, представляющего ценное культурное наследие народа Саха. С использованием данных из открытых источников, включая сайты cyberleninka.ru и elibrary.ru, анализируется роль ИИ в распространении, изучении и сохранении этого уникального произведения. Рассмотрены методы автоматического перевода и адаптации текста эпоса, создание интерактивных образовательных ресурсов, а также цифровизация и архивирование культурного наследия с применением ИИ. Данный анализ позволяет выявить потенциал ИИ в сохранении и продвижении эпоса "Олонхо" как внутри страны, так и за ее пределами, а также предлагает пути дальнейшего исследования и развития в этой области.
The influence of artificial intelligence (AI) on the popularization of the epic "Olonkho" - an ancient epic work representing the valuable cultural heritage of the Sakha people - is considered. Using data from open sources, including the websites cyberleninka. ru and elibrary.ru, the role of AI in the dissemination, study and preservation of this unique work is analyzed. Methods of automatic translation and adaptation of the text of the epic, the creation of in tractive educational resources, as well as digitalization and archiving of cultural heritage using AI are considered. This analysis allows us to identify the potential of AI in preserving and promoting the Olonkho epic both within the country and abroad, and also suggests ways for further research and development in this area.

Гуляев, Э. Н. Искусственный интеллект в популяризации эпоса в олонхо / Э. Н.Гуляев, М. Р. Наумов ; научный руководитель Р. Б. Афанасий ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 673-675.

10.

Ответственность: Винокурова Ульяна Алексеевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

В статье дается краткий обзор творчества ансамбля "Сээдьэ" и его руководителя Э. П. Клепечина — Ай Бэй, определяется его значение в возрождении фольклора и песенной культуры народов Арктики. Изучены архивы ансамбля, проведены интервью с артистами ансамбля, проанализированы статьи в средствах массовой информации, отзывы односельчан и творческих коллег.
The article gives a brief overview of the creativity of the ensemble "Seede" and its leader E. P. Klepechin — Ai Bei, and determines its significance in the revival of folklore and song culture of the peoples of the Arctic. The ensemble’s archives were studied, interviews were conducted with the ensemble’s artists, articles in the media, reviews of fellow villagers and creative colleagues were analyzed.

Слепцова, В. М. Государственный эстрадно-фольклорный ансамбль народов севера "Сээдьэ" / В. М. Слепцова ; научный руководитель У. А. Винокурова ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 742-745.