Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 51
1.

Количество страниц: 8 с.

Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020-2022 гг. полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях. Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.

Местникова, А. Е. Традиционная обрядовая и праздничная культура арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия)) / А. Е. Захарова, Н. Е. Захарова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Историко-культурное наследие российской деревни: сохранение и развитие : [сборник статей IX Всероссийской (XVII средневолжской) конференции историков-аграрников, археологов, этнографов Евразии, Казань, 05-07 октября 2022 г. / редакторы: Р. М. Валеев, И. А. Гилязов, А. Г. Иванов и др.]. - Казань : Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2023. - С. 81-88.

2.

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 1 с.

У эвенков была очень популярна парка (утепленная куртка) – верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины. Женскую верхнюю одежду шили из ровдуги (тонко выделанная оленья шкура в виде замши), хлопчатобумажных и шелковых тканей. В старину изготавливали также меховой кафтан ворсом внутрь и украшали всевозможными кистями, аппликацией. Основным материалом для верхней эвенкийской одежды служила шкура оленя серо-коричневого цвета, темно-белого цвета, реже – белого цвета. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
4.

Количество страниц: 3 с.

В статье приведено описание приобщения к эвенкийской культуре младших школьников. Анализируется процесс исследования приобщения к своей культуре младших школьников посредством народных игр.

Кычкина, Е. И. Исследование процесса приобщения к эвенкийской культуре младших школьников посредством народных игр / А. П. Семенова, В. П. Марфусалова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - N 3 (14). - C. 135-137.

7.

Количество страниц: 4 с.

В эвенкийской фольклористике отсутствуют работы связанные с процессом обучения сказительскому искусству. Автор предпринимает попытки анализа эвенкийской эпической традиции. Одной из главных черт эвенкийской эпической традиции является обязательное пояснение сказителем структуры сказания во время исполнения. Все структурные части имели эвенкийские термины-обозначения: 1) зачин - называли "нимнгакан тэкэнын – корень нимнгакана (начало)"; 2) сюжет, основное содержание сказания – "нимнгакан кэнгтырэн – позвоночник сказания"; 3) Эпилог, конец сказания – "нимнгакан дугэн – конецверхушка сказания". Автор предполагает, что процесс обучения основывался на усвоении традиционной структуры, сюжета сказаний, понимании типа героя и усвоении различных традиционных формул. Автор приходит к выводу, что у эвенков существовала своя сказительская школа.

Яковлева, М. П. Обучение сказительскому искусству у эвенков / М. П. Яковлева // Современные проблемы науки и образования : журнал. - 2014, N 6. - С. 1328-1331.

8.

Количество страниц: 10 с.

В статье рассматривается вопрос типологического сходства фольклорных традиций эвенков и хамниган. Основываясь на имеющемся материале эпоса восточных эвенков и эпических текстах ононских хамниган, проанализирован сюжетно-мотивный состав в эпических традициях эвенков и этнической группы хамниган, т. к. типологическое сходство эпических традиций эвенков и хамниган до настоящего времени не исследовано. Проблема этногенеза этнической группы, называемой хамниганами, в настоящее время поднимает научную дискуссию. Авторами взята за основу принятая в научной среде, наиболее верное изложение этнической истории этнолокальной группы эвенков-скотоводов хамниган, которая под влиянием монгольско-бурятской культуры утратила эвенкийское этническое самосознание. Также исследователи обращают внимание на наименование этнонима хамниган. В бурятском и монгольском языках слово хамниган означает "эвенк, тунгус", хамнигане проживают в Китае и Монголии и сохраняют диалект эвенкийского языка как родного (материнского). Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа эпических традиций эвенков и хамниган. Анализ демонстрирует отчетливое сходство мотивов в сюжетах об одиноком герое и конном охотнике, что свидетельствует об общности генезиса фольклорных традиций эвенков и хамниган. Общность сюжетов проявляется в фольклорных жанрах, сходстве персонажей, например, схожи дух леса, охотник-спаситель людей, одинокий герой-демиург и др. Кроме того, идентичны и некоторые структурные части эпоса: зачин, знаковая система запевов. Основной сюжет об одиноком герое и конном охотнике рассказывает о символе важнейшей культурной традиции конных эвенков – древних обще-эвенкийских охотничьих и приобретенных скотоводческих. Структура и мотивный состав сюжетов об одиноком герое-первопредке в эпических традициях эвенков и хамниган имеют отчетливое сходство, свидетельствующее о едином генезисе сюжета на ранних исторических этапах развития этноса. Полученные результаты, в свою очередь, подтверждают гипотезу о сложном этногенезе хамниган как тунгусской группы, чей этнографический комплекс исторически формировался под сильным влиянием культурных традиций монгольских народов. Статья публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Варламов, А. Н. Эпические сюжеты эвенков и хамниган: к вопросу о культурной общности / А. Н. Варламов, М. П. Дьяконова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 2 (26). - С. 40-49
DOI: 10.25587/i2607-6286-7959-a

9.

Количество страниц: 6 с.

Труды ранних этнографов ценны тем, что сохраняют этнографическую точность и самобытность редких источников, которые в наше время бывают утраченными навсегда или существуют в сильно трансформированном виде. В этой статье речь пойдёт о дуалистическом мышлении северных саха, у которых мифы и предания о творении мира, тотемах, героях и богах переплетались в один причудливый узел, образуя одну общую систему шаманизма, в которой этнографы обнаруживают влияния мировых религий Востока и Запада.

Васильев, В. Е. Мифы и рассказы о сотворении мира, о боге и сатане, записанные И. С. Гурвич у населения Оленёкского района в годы Великой Отечественной войны / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 233-238

10.

Количество страниц: 8 с.

В статье проанализированы особенности этикетных норм и моделей поведения в этнолокальных группах северных тунгусов (эвенов и эвенков) Якутии. Выявлено, что этикетные нормы в традиционном обществе тунгусов пронизывали практически всю повседневную жизнь человека, определяя модели и стереотипы поведения; нами выделены базовые принципы, на которых строится традиционный и современный тунгусский этикет.

Алексеева, С. А. Этикет и культура поведения тунгусов: традиционные модели и новые коммуникативные стратегии (опыт историко-этнографического изучения) / С. А. Алексеева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 212-219