Бравина Розалия Иннокентьевна (Bravina Rosaliya Innokentevna) (1956)

Место работы автора, адрес/электронная почта: ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН", Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ; 677007, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: bravinari@bk.ru ; http://igi.ysn.ru/

Ученая степень, ученое звание: д-р ист. наук

Область научных интересов: Археология средневековья Сибири, погребальный обряд, этногенез и традиционные культуры народов Якутии

ID Автора: SPIN-код: 1536-1000, РИНЦ AuthorID: 279849

Деятельность: В 1983–2002 гг. - ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий Кафедры национальной культуры Якутского государственного университета; в 2002-2010 гг. - директор Института социальных проблем труда АН РС(Я), с 2009 г. - заведующий Сектором археологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН .

Документы 1 - 10 из 27
1.

Количество страниц: 10 с.

При рассмотрении проблемы происхождения якутов (саха) до сих пор недостаточно изученными остаются вопросы об этнокультурных взаимовлияниях местных и пришлых этнических групп, идентификации автохтонных племен, принимавших участие в сложении якутского народа. В якутских преданиях упоминаются Һставшие ветромһ хара-сагылы, загадочные саха с Һпродолговатыми головамиһ, воинственные туматы/дьирикинэй и другие, культуры которых трудно связать с конкретными археологическими культурами (или памятниками) и современными народами Сибири. В статье на основе данных фольклора, этнографии, антропологии и археологии предпринята попытка реконструкции облика самобытной культуры автохтонных племен Якутии и сравнительно-исторического анализа отдельных ее элементов и традиций и культур коренных народов Северной Азии. Данные комплексных исследований свидетельствуют о присутствии древних этнокультурных связей между предками якутов и современными уральскими народами Западной Сибири
The study of the origin of the Yakuts focuses on the ethnic history of their alien Turkic-Mongolian ancestors. Issues of mutual ethnocultural influence of local and alien ethnic groups and identification of autochthonous tribes who took part in formation of the Yakut people are not fully researched. Yakut legends mention the tribes Һwhich became windһ, Khara-Sagyly, the mysterious Һlong-headedһ Sakha, the bellicose Tumats/Jirikinei, etc. The question of their ethnic identification is one of the most complex and not fully developed within the issue of ethnocultural genesis of the Yakuts. Some researchers (A.P. Okladnikov, S.I. Tokarev, I.V. Konstantinov, I.E. Zykov and A.I. Gogolev) consider these autochthonous tribes as the Tungusic peoples. According to a hypothesis by A.N. Alekseev and S.I. Nikolaev-Somogotto, an aboriginal layer in the Yakut culture was probably represented by paleo-Siberian and pre-Samoyedic tribes. A successful study of this issue was largely impeded by the lack of informative and sufficiently reliable sources. This problem has been partly solved due to new archaeological discoveries in the last decade, especially to that of a multi-layered man site in Ulakhan Segelenneekh on the Olekma river and thanks to the data of modern molecular-genetic researches. An attempt of a paleoethnic reconstruction of the original culture of the autochthonous tribes of Yakutia and of a comparative historical analysis of ancient traditions and cultures of indigenous peoples of Northern Asia was made in the article combining the data on folklore, toponymics, ethnography, archaeology and ethnic genetics. Integrated research data tell about the presence of ancient ethnocultural links between ancestors of the Yakuts and modern Ural peoples of Western Siberia. The tribes from historical lore and Yakutian legends are said to be aboriginal population of the north-western border of Yakutia, successors of the local archaeological cultures of the Late Neolithic and the Paleometal Age. The material given describes ethnocultural complex processes that took place in ancient Yakutia, which contributed to the formation of the Yakut ethnos and its culture

Бравина, Р. И. Племена, "ставшие ветром": к вопросу об автохтонном субстрате в этнокультурогенезе якутов / Р. И. Бравина, Д. М. Петров // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2018. – N 2 (41). – С. 119-127.
DOI: 10.20874/2071-0437-2018-41-2-119-127

2.

Количество страниц: 16 с.

Статья посвящена скорченным погребениям на боку у позднесредневекового населения Центральной Якутии. Даются общая характеристика и датировка погребений, медико-анатомическое описание трупоположений, приводятся этнографические и фольклорные свидетельства. В результате проведения историко-культурных параллелей установлено, что скорченные погребения якутов находят аналогии в средневековых археологических культурах Забайкалья и Прибайкалья. Полученные в ходе раскопок материалы дополняют представления о ранних этапах формирования и развития этнической истории якутов.
The article examines burials in a flexed position among the Late Middle Age population of Central Yakutia. We provide information on the general features and dating of the burials, medical and anatomical descriptions of the corpse placement, as well as available ethnographic and folklore evidences. The comparison of various historical and cultural parallels makes it possible to argue that in the Middle Age archaeological cultures of the Baikal area, there are burials that are analogous to the flexed position burials of the Yakut. The data obtained as a result of this research make important contributions to our knowledge of the early ethnic history of the Yakut.

Раннеякутские погребения со скорченным трупоположением на боку как историко-этнографический источник / Р. И. Бравина, В. М. Дьяконов, Е. Ю. Колбина, Д. М. Петров // Этнографическое обозрение. — 2017. — N 4, июль-август. — С. 83-98.

3.

Количество страниц: 4 с.

Статья вводит в научный оборот редкий для территории Якутии артефакт – бронзовый топор-кельт, обнаруженный в 2013 г. в Нюрбинском районе Республики Саха (Якутия). Кельт относится к типу безушковых, украшенных линиями, треугольными фестонами и глазками. Похожий топор был найден ранее у пос. Мурья Ленского района Якутии в разрушенном погребении. Аналоги нюрбинскому кельту встречаются на территории лесной и лесостепной зоны Красноярского края и относятся к красноярско-ангарскому типу. Кельты, подобные нюрбинскому, синхронизируются с раннетагарским временем – VII–VI вв. до н.э., а их проникновение в Якутию связывается с носителями цэпаньской культуры раннего железного века из Северного Приангарья.
The article describes a bronze axe (celt) discovered in 2013 near Nyurba in the Republic of Sakha (Yakutia). Such artifacts are rarely found on the territory of Yakutia. The celt belongs to the type of earless axes and is decorated with lines, triangular festoons and eyelets. A similar axe had been found earlier in a ruined burial near the village of Mur'ya in Lensky district of Yakutia. Analogs of the Nyurba Celt are found on the territory of the forest and steppe zones of Krasnoyarsk region and belong to the Krasnoyarsk-Angarsk type. Celts like Nyurba Celt are synchronized with the early stage of the Tagar culture and dated to the VII-VI centuries BC. Their penetration in Yakutia is associated with bearers of Tsepan’ culture of Northern Angara region dated to the Early Iron Age.

Дьяконов, В. М. Нюрбинский бронзовый кельт (к вопросу о культурных связях Якутии и сопредельных территорий в эпоху палеометалла) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 12-15.

4.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена обзору результатов работы сектора археологии ИГИиПМНС СО РАН за последние пять лет. Рассматриваются основные итоги полевых работ и комплексных исследований в изучении древних и средневековых культур Якутии.
The article reviews the results of the Archaeological Department, Institute of Humanities Research and Indigenous- jdies of the North, Russian Academy of Science, Siberian Branch, over the last five years and presents the main reҮsets of the field works and comprehensive researches in the study of ancient and medieval cultures of Yakutia.

Бравина, Р. И. Археологические исследования древних культур Якутии / Р. И. Бравина // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 3 (12). — С. 15-19.

5.

Количество страниц: 6 с.

В статье обобщен материал, полученный в результате изучения раннеякутских погребений XIV-XVII вв. Выделяются их основные признаки, в том числе отличия в погребальных конструкциях, варианты трупоположения, состав сопроводительного инвентаря и.т.д. Впервые приводится сводная таблица возраста средневековых якутских погребений, полученного радиоуглеродным и дендрохронологическим методами датирования.
The article summarizes the results of the study of early Yakut burials of XIV-XVII centuries and identifies their basic features, including differences in burial structures, variety of placement of the corpses and types of accompanying grave goods, etc. The paper provides the first summary table of the age of medieval Yakut burials according to radiocarbon and dendrochronological dating methods.

Бравина, Р. И. Раннеякутские средневековые погребения XIV-XVII вв.: совокупность отличительных признаков / Р. И. Бравина, В. М. Дьяконов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 3 (12). — С. 27-32.

6.

Количество страниц: 4 с.

Готовя умершего к погребению, якуты как будто собирали его в дальнюю поездку. На это указывает одевание покойного в походную одежду, снабжение его запасом пищи, сменной одеждой и т. д. Влиятельные умершие отправлялись в последний путь в сопровождении лошади и слуги. Мир мертвых был где-то на Западе и был устроен так же, как социокультурное устройство земной жизни живых.
Yakuts served the deceased as for a distant journey: dressed in road clothes, supplied with a food reserve, changing clothes, etc. The influential deceased went to a final journey accompanied by a horse and the servant. The world of the dead was somewhere in the West and was arranged in the same way as the sociocultural arrangement of earthly life of the living.

Бравина, Р. И. Представления якутов о загробном мире : (по фольклорным, этнографическим и археологическим источникам) / Р. И. Бравина // Интеграция археологических и этнографических исследований. — Иркутск : Иркутский государственный технический университет ; Омск : Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, 2013. — Т. 2. — С. 163-166.

7.

Количество страниц: 4 с.

The article is concerned with ancient ethnocultural ties of Yakuts and Tuvinians as a considerable layer of common elements is traced in their traditional culture. According to folklore materials, cattle-farmers uryankhays were a part of ancient tribes of Yakutia. This paper observes the common generic names which are present in tribal structure of Yakuts and Tuvinians, the comparative analysis of their life, economy and spiritual culture, and provides the data of anthropological and generic researches. The most ancient communications in origins of Yakut and Tuvinian cultures were traced in Hunnish-Sarmatian period and proceeded during the Old turkish period, while the Mongolian heritage which had different roots was formed in culture of these peoples in the XIII-XVI centuries.

Бравина, Р. И. Урянхай / Ураанхай : якутско-тувинские этнокультурные параллели / Р. И. Бравина, А. И. Гоголев // Материалы V международной научной конференции "Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири" (Кызыл, 15-19 сентября 2014 года). — Кызыл : Тувинский государственный университет, 2014. — Ч. 1. — С. 196-199.

8.

Количество страниц: 6 с.

В статье обобщен материал, полученный в результате изучения раннеякутских погребений XIV–XVII вв. Рассмотрены элементный состав и ритуальная сфера погребального обряда. Приведены возможные интерпретации специфики зафиксированных традиций и их связь с археологическими памятниками сопредельных территорий.
This paper aims to reconstruct the funeral rites of the early Yakut culture before arrival of Russians. It is based on the analysis of the burial composition and the ritual sphere of the funerary monuments of XIV–XVII centuries. The distinguishing feature of the burial composition of this time is a small depth of the burial pit, which on average is 0,48 cm deep. Box coffins are more common, and their parameters and structure are similar to those of the Hun coffins, with a similar external camera - grobovina, a special section for grave goods, and a lengthwise dividing wall in joint burials. The western orientation of the dead is associated with the traditional worldview about the geography of the world of the dead. The dead were buried horizontally lying on their back or in a crouched position lying on their side, sometimes with the head of the deceased resting on the saddle. The accompanying grave goods consist of household items, horse equipment, weapons and hunting tools, clothing and jewellery, as well as food for the journey in the form of lumps of a young horse. In At Dabaan III burial, there was discovered a pit with a dismembered horse next to the burial of the boy. The early Yakut burials are genetically related to the whole layer of ancient and medieval cultures of the Eurasian steppes in many respects. Their origin can be traced in archaeological complexes of Central Asia, Siberia and the Far East, where the funeral traditions of the medieval tribes of Baikal region and the Amur region are their nearest equivalents.

Бравина, Р. И. Погребальная обрядность раннеякутской культуры XIV-XVII вв.=Funeral rites of early Yakut culture of XVI–XVII centuries / Р. И. Бравина // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая : материалы VII международной научной конференции, Красноярск, 3-7 октября 2016 г. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. — Т. 2. — С. 160-165.

9.

Количество страниц: 12 с.

Статья посвящена исследованию якутских этнонимов монгольского происхождения хатылинской (ботурусской) и батулинской родоплеменных групп, что имеет немаловажное значение в изучении проблемы этногенеза и этнической истории якутов. Данная тема все еще остается недостаточно разработанной как в лингвистическом, так и в историко-этнографическом аспекте. Значительный пласт якутских этнонимов имеет в целом тюркское и монгольское происхождение, что указывает на наследие древних и средневековых этнических общностей Центральной Азии и Южной Сибири. Роды - носители монгольских этнонимов, расселены на территории центральных, вилюйских и северных районов Якутии, что затрагивает и вопросы этнической истории якутов в XVII-XVIII вв. В работе предпринята попытка проследить этимологию и семантику якутских этнонимов монгольского происхождения на основе сопоставительного анализа с этнонимикой западных бурят и монголов. Предложено, исходя из историко-лингвистического анализа рассматриваемых микроэтнонимов с привлечением фольклорных и этнографических данных, авторское видение вопроса о месте и времени их появления.
The article is devoted to the research of Yakut ethnonyms of Mongolian origin of hatylinskv (boturussky) and batulinsky tribal groups of Yakuts. We attempt to track etymology and semantics of the ancestral and tribal names from the point of view of traditional ethnography, imprinted mainly in historical memory of their carriers, and historical vocabulary of Yakut language on the basis of the comparative analysis with ethnonyms of Burayats and Mongols.

Бравина, Р. И. "Путь Омогоя": якутские этнонимы монгольского происхождения / Р. И. Бравина // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 4 (21). — C. 48-58.

10.

Количество страниц: 6 с.

Бравина, Р. И. Богатство и труд в традиционной системе ценностей саха / Р. И. Бравина // Наука и образование. — 2003. — N 2 (30). — С. 66-70.