Никифорова Вера Семеновна (1963)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Высшая школа музыки РС(Я) (институт) им. В. А. Босикова ; 677007, г. Якутск, ш. Покровское, 16 км, 2 ; e-mail: vshkolamus@mail.ru ; http://vschoolmus.ru
Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4 ; e-mail: vera_nikiforova@mail.ru ; http://agiki.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. искусствоведения

Область научных интересов: Современная музыкальная культура, музыкальная фольклористика, музыкальное эпосоведение

ID Автора: SPIN-код: 5916-8980, РИНЦ AuthorID: 662470

Деятельность: С 1985-1990 гг. - работала в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, в 1993-2008 гг. - в Министерстве культуры и духовного развития РС(Я), в 2008-2015 гг. – проректор по научной и творческой деятельности Арктического государственного института культуры и искусств. С 2015 г. назначена ректором Высшей школы музыки РС(Я).

Документы 1 - 10 из 28
1.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2025

Количество страниц: 391 с.

Сборник статей составлен по материалам III Всероссийской научно-практической конференции "Культурный код хомуса (варгана) в историческом и социокультурном пространстве", проходившей в Якутске 9–10 ноября 2023 г. Предназначен для широкого круга читателей
2.

Количество страниц: 15 с.

В статье определяется новая для сибирского этномузыкознания и искусствоведения концепция звучащего ландшафта. Арктика - один из самых тихих уголков на земле, настроенных на интонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики. В звучащем ландшафте можно выделить несколько слоев: интонационное взаимодействие с природой (воплощение в звуке голосов природы и их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании), проецирование личности человека вовне (лирика, эпос, обряд), имитационные фоноинструменты. Звучащий ландшафт может рассматриваться не только как предмет исследования, но и как новая методология, позволяющая выявить те стороны звуковой культуры, которые часто оставались “за кадром”.
The article introduces the concept of sound landscape as a novel methodological approach in the area of Siberian studies for application in research fields such as ethnomusicology and arts history. The Arctic is one of the quietest places on Earth, where the sound sensitivity to the acoustics of nature has been always heightened. This is reflected in the musical folklore of peoples inhabiting the Arctic. The authors explicate the concept of sound landscape as a complex phenomenon comprised of several layers: the intonational interaction with nature (i.e. the ways in which voices of nature are embedded in sounds and understood in rites and folklore); the projection of human personality onto the outer world (as reflected in epics or rituals); and the use of imitative phonoinstruments. The authors argue that the approach elaborated enables researchers to see and examine the elusive sonic aspects of culture that have often remained unnoticed.

Шейкин, Ю. И. Звучащий ландшафт Арктики / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, В. С. Никифорова // Этнографическое обозрение. - 2016, N 4, июль-август. - С. 30-44.

3.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена обоснованию новой для этномузыкознания и искусствоведения концепции звучащего ландшафта. Арктика - это один из самых тихих уголков на земле, который настроен на ин- тонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики и Субарктики. Авторы выделяют в звучащем ландшафте три основных слоя, различающихся по своей функции и интонационному воплощению. Первый слой - это интонационное взаимодействие с природой (имитация с помощью человеческого голоса звуков природы в звукоподражаниях и ономатопеях, их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании). Второй слой связан с проецированием личности человека вовне, общением с природой в лирических, эпических, обрядовых жанрах. Третий слой связан с созданием особых материальных предметов для звукового общения с природой (имитационных фоноинструментов, манков и др.). Авторы осмысливают концепцию звучащего ландшафта на материале музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока (чукчей, удэ, юкагиров, эвенков, саха, нганасан). По мнению авторов статьи, методология изучения звучащего ландшафта Арктики и Субарктики позволяет выявлять и изучать те стороны интонационно-акустической культуры, которые часто не находились в фокусе внимания исследователей, а оставались "за кадром".
The article is devoted to the substantiation of the concept of the sounding landscape, which is new for ethnomusicology and art history. The Arctic is one of the quietest corners on earth, which is attuned to an intonational understanding of nature. This is reflected in the musical folklore of the peoples of the Arctic and Subarctic. The authors distinguish three main layers in the sounding landscape, which differ in their function and intonation. The first layer is the intonational interaction with nature (imitation of the sounds of nature in onomatopoeia and onomatopoeia with the help of the human voice, their interpretation in ritual, song and epic intonation). The second layer is associated with the projection of a person's personality outside, communication with nature in lyrical, epic, ritual genres. The third layer is associated with the creation of special material objects for sound communication with nature (imitation phono instruments, decoys, etc.). The authors interpret the concept of the sounding landscape on the material of the musical folklore of the peoples of Siberia and the Far East (Chukchi, Ude, Yukagir, Evenkis, Sakha, Nganasan). According to the authors of the article, the methodology of studying the sounding landscape of the Arctic and Subarctic allows us to identify and study those aspects of intonation-acoustic culture that were often not in the focus of attention of researchers, but remained "behind the scenes".

Звучащие ландшафты Арктики и Субарктики: аспекты музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева [и др.] ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Российское дальневосточное искусство и мир. Международная научная конференция 2021: материалы конференции, Владивосток, Дальневосточный федеральныйуниверситет 8-9 апреля 2021 года / [редакционная коллегия: Г. В. Алексеева, Н. В. Толстая, Н. А. Федоровская ; рецензенты: Т. В. Краюшкина, Г. Г. Ермак]. - Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2022. - 1 файл (374 с. ; 19,9 Мб). - С. 322-327.

4.
Обложка

Ответственность: Шейкин Юрий Ильич (Автор идеи), Дьяконова Варвара Егоровна (Составитель), Игнатьева Татьяна Иннокентьевна (Составитель), Кардашевская Лия Ивановна (Составитель), Никифорова Вера Семеновна (Составитель), Добжанская Оксана Эдуардовна (Редактор), Мальцева А. Е. (Прочие), Тартакынова Д. Ю. (Иллюстратор)

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 122 с.

Данное учебное пособие включает 111 нотных примеров на материале музыкального фольклора народов Арктики и 143 ритмических упражнения. Издание адресовано преподавателям и обучающимся высших и средних учебных заведений, детских музыкальных школ и детских школ искусств, а также широкому кругу заинтересованных специалистов в области музыки и креативных индустрий

Этносольфеджио : учебное пособие на материале музыкального фольклора народов Арктики / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; идея проекта Ю. И. Шейкин ; составители: В. Е. Дьяконова, Т. И. Игнатьева, Л. И. Кардашевская, В. С. Никифорова ; ответственный редактор О. Э. Добжанская ; набор нотного текста: В. Е. Дьяконова, А. Е. Мальцева ; иллюстратор Д. Ю. Тартакынова. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - 1 файл (118 с.)

5.

Ответственность: Романова Екатерина Назаровна (Редактор), Добжанская Оксана Эдуардовна (Составитель), Замятин Дмитрий Николаевич (Редактор), Никифорова Вера Семеновна (Редактор), Максимова Саргылана Васильевна (Редактор)

Издательство: АГИКИИ

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 5 с.

Считается, что Арктика не оставила письменных свидетельств, ее культура была ориентирована на устную традицию. Вместе с тем, природный ландшафт сохранил наскальные изображения, символические зарубки на деревьях, берестяные письма юкагиров, рисунки на шаманских бубнах, узорное письмо орнаментов и зашифрованные тексты на кумысных сосудах... Основным способом коммуникации на этих бескрайних землях была и остается Дорога. Каждый здесь выбирал свою путевую стратегию и оставлял свой след как Послание будущим поколениям... Настоящая книга открывает "дорожный проект" Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики, где группа единомышленников отправляется в путь на Север с целью постичь и осмыслить философию арктического пространства в его суровых знаках и ускользающих образах. Собраться и создать дорожный проект Лаборатории было бы невозможно без богатейшего полевого опыта Юрия Ильича Шейкина, который Һзаразилһ своих учеников и коллег собирательской деятельностью, окунул в пространство экспедиционных изысканий, научил читать и понимать тексты традиционной культуры.

Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики : дорожный проект / Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Арктический государственный институт культуры и искусств ; [автор проекта Е. Н. Романова ; составители: О. Э. Добжанская ; редакционная группа: Д. Н. Замятин, Е. Н. Романова, О. Э. Добжанская и др.]. - Якутск : АГИКИИ, 2015. - 1 файл (26 с. ; 5,8 Мб) : цв. ил.

6.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена юбилею Юрия Шейкина. Представлена его биография и деятельность жизни.

Добжанская, О. Э. Юрию Ильичу Шейкину 60 лел! / О. Э. Добжанская, В. С. Никифорова ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Традиционная культура. - 2009, N 3 (35). - С. 124-125.

7.

Ответственность: Никифорова Вера Семеновна (Редактор), Варламова Александра Васильевна (Редактор), Павлова Зинаида Григорьевна (Редактор)

Издательство: АГИКИ

Год выпуска: 2016

Количество страниц: 120 с.

В данном издании публикуются выступления студентов ВШМ и ЯМК VIII научно-практической студенческой конференции "Литература и музыка", посвященной Году литературы в России, а также выпускные квалификационные работы студентов ВШМ. Конференция проводилась 17 апреля 2015 года в Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия). Издание адресовано исполнителям, преподавателям и студентам музыкальных учебных заведений, педагогам и учащимся других учреждений образования в области музыки, а также всем, кто интересуется вопросами содержания музыкального искусства.

Литература и музыка : сборник материалов VIII студенческой научно-практической конференции : [17 апреля 2015 года] / [редколлегия: В. С. Никифорова, А. В. Варламова, 3. Г. Павлова]. -Якутск : АГИКИ, 2016. - 114, [1] с. : ил. ; 21 см. - 300 экз.

8.

Ответственность: Никифорова Вера Семеновна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Данная статья посвящена анализу произведений выдающегося композитора В.В. Ксенофонтова, в которых отражены элементы олонхо — традиционного эпоса якутского народа. В.В. Ксенофонтов, один из ведущих композиторов Республики Саха (Якутия), в своем творчестве умело воплощает образы и темы олонхо, придавая им новые звучания и интерпретации. Статья анализирует какие элементыолонхо используются в произведениях Ксенофонтова, каким образом они трансформируются и влияют на музыкальную структуру и содержание его сочинений.
This article is devoted to the analysis of the works of the outstandingcomposer V. V. Ksenophontov, which reflect the elements of Olonkho — the traditional epic of the Yakut people. V. V. Ksenophontov, one of the leading composers of the Republic of Sakha (Yakutia), in his work skillfully embodies the images and themes of olonkho, giving them new sounds and interpretations. The article analyses which elements olonkho used in Ksenophontov’s works, how they are transformed and influence the musical structure and content of his compositions.

Андреева, О. И. Претворение олонхо в произведениях В. В. Ксенофонтова / О. И. Андреева ; научный руководитель В. С. Никифорова ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 739-742.

9.

Ответственность: Добжанская Оксана Эдуардовна (Составитель), Игнатьева Татьяна Иннокентьевна, Максимова Саргылана Васильевна (Редактор), Никифорова Вера Семеновна (Редактор), Игнатьева Саргылана Семеновна (Ответственный за выпуск), Новиков В., Левкович А., Винокуров А.

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 224 с.

В данном сборнике, посвященном 50-летию научной деятельности известного российского этномузыковеда Ю. И. Шейкина, собраны статьи и очерки, его учеников и коллег, в которых нашли отражение их педагогические, творческие и научно-практические интересы

Музыкальная вселенная Юрия Шейкина : (к 50-летию научной деятельности) : сборник статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т культуры и искусств ; [сост. О. Э. Добжанская ; редкол.: Т. И. Игнатьева, С. В. Максимова, В. С. Никифорова ; отв. за вып., авт. вступ. ст. С. С. Игнатьева ; фот.: В. Новиков, А. Левкович, А. Винокуров и др.]. - Якутск : Алаас, 2017. - 205, [2] с., [4] л. ил., портр.