Тематические подборки
Картинка коллекции
Этническое, религиозное, этнокультурное многообразие каждого региона нашей страны – это наше наследие и достояние. Многие северные народы каждый год с приходом лета празднуют пробуждение природы. Национальные праздники являются неотъемлемой частью культуры любого народа. В них сконцентрирована история этноса, система его ценностей, мировоззрение, сформированное столетиями. Национальные праздники играют важную роль в сохранении культуры народа и исторической памяти, несут эстетическую, духовную и воспитательную миссию, взращивают любовь к Родине.

Июнь – время национальных праздников народов Российской Арктики. Уникальный мир самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера для молодого поколения представляет большой интерес. У северных народов представление о мире выражается в различных обрядах, суевериях, формах культа, мифах. Обряды и обычаи – часть культурного наследия коренных северных народов, в них отражается связь человека с природой. Национальные праздники коренных малочисленных народов Севера поражают своей зрелищностью, проведение ритуалов схоже с театральным представлением. Народы крайнего Севера на протяжении веков создали самобытное, оригинальное танцевальное и песенное искусство.

Коллекция рекомендована для ознакомления, изучения, организации традиционных праздников, чтобы дать возможность показать свою культуру, свое наследие не только самим представителям народов Севера, а также для всех интересующихся и познающих о духовном богатстве, самобытности традиций разных народов.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Издания подборки 1 - 10 из 24
1.

Количество страниц: 8 с.

Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020-2022 гг. полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях. Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.

Местникова, А. Е. Традиционная обрядовая и праздничная культура арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия)) / А. Е. Захарова, Н. Е. Захарова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Историко-культурное наследие российской деревни: сохранение и развитие : [сборник статей IX Всероссийской (XVII средневолжской) конференции историков-аграрников, археологов, этнографов Евразии, Казань, 05-07 октября 2022 г. / редакторы: Р. М. Валеев, И. А. Гилязов, А. Г. Иванов и др.]. - Казань : Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2023. - С. 81-88.

2.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена вопросам исследования и сохранения традиционных знаний коренных народов Севера Республики Саха (Якутия) (РС(Я)). Приведены результаты мониторинга по выявлению у детей младшего школьного возраста уровня владения традиционными знаниями коренных народов Севера. В связи с этим были разработаны игровые проекты, направленные на приобщение детей к традиционному кочевому укладу жизни, исконным видам хозяйствования, традиционным знаниям. Целью статьи является раскрытие возможностей игровых технологий в воспитании детей коренных народов Севера на основе традиционных знаний. В результате работы сделаны выводы о том, что использование этнокультурных игровых проектов будет способствовать привитию обучающимся основ традиционных знаний, формированию традиционных видов хозяйствования своего этноса, уважительного отношения к профессии оленевода.

Буряк, О. В. Игровые технологии как средство сохранения традиционных знаний коренных народов Севера / О. В. Буряк, А. П. Бугаева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – N12 (105). – С. 20-24.

3.

Ответственность: Архипова Елена Афанасьевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

Статья о произведении автора А. Кривошапкина "Хурхаткит". Произведение затрагивает интересные проблемы эвенков, как знаток истории и обычаев народа пишет о них убедительно и интересно.

Софронеев, П. Л. Проявление эвенских обычаев в прозе Андрея Кривошапкина. Рассказ "Хурхаткит" / П. Л. Софронеев ; научный руководитель Е. А. Архипова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов СВ РФ // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 3 (3). - C. 116-118.

4.

Количество страниц: 3 с.

Во всех образовательных учреждениях наряду с культом знаний должен существовать и культ духовности, культ культурно-нравственных этических ценностей. Общество как таковое не может существовать без идеологии, обязательно должны быть идеалы и ценности, связанные с понятиями добра и порядка, любви к родине и к стране, в которой мы живем, это - основа идеологии общественного развития. И здесь мы снова возвращаемся к такому понятию как "семейное воспитание". Опираясь на традиции воспитания в семье, общество может формировать духовно-нравственные основы настоящего гражданина своей страны.

Марусева, Р. Г. Традиционная обрядовая культура народов Севера: духовно-нравственные аспекты / Р. Г. Марусева ; ГБПОУ РС(Я) "Арктический колледж народов Севера" // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 3 (3). - C. 113-115.

5.

Количество страниц: 7 с.

В статье рассматривается обучение навыкам охоты эвенских детей. Эвены - один из коренных малочисленных народов Севера, освоивших обширные районы от Енисея до Камчатки и Чукотки. Охота служит важнейшим источником обеспечения основных потребностей эвенов в пище, поэтому чуть ли не с самого рождения эвен начинает познавать кочевой образ жизни с его тяготами и трудностями. Многие путешественники и землепроходцы отмечали, что эвены являются отменными охотниками и оленеводами. Своеобразная и сложная культура охотников включает в себя множество аспектов, концентрирует глубокие знания и правила. Например, способ и вид охоты меняются в зависимости от ладшафта: эвены, кочующие в горной местности, охотятся на снежных баранов (уямкан) и на лося (эгдет), тундренные - на дикого оленя (буюн), а жители морского побережья, именующие себя ламутами, охотятся на морского зверя и добывают рыбу. Все это требует раннего приобщения детей к охотничьей культуре и традициям эвенов.

Слепцов, Ю. А. О приобщении детей к охотничьей культуре и традициям эвенов / Ю. А. Слепцов // Культура и цивилизация. - 2021. - Т. 11, N 1A. - С. 119-125.
DOI: 10.34670/AR.2020.64.94.014

6.

Год: 1988

Грампластинка "Сёётэй Ямал" ("Певучий Ямал" записана солистами и хоровой группой молодежного национального ансамбля песни и танца "Ямал" окружного Дома культуры народов Севера (г. Салехард) Ямало-Ненецкого автономного округа. Это первый диск, который знакомит с традиционным словесно-песенным фольклором ненцев Зауралья, с развивающимся на его основе современным песенным творчеством и новым видом его вокально-исполнительской интерпретации - хоровым, который ранее у ненцев не бытовал
7.

Год: 1983

Пластинка, которую мы предлагаем вашему вниманию, содержит образцы музыкального, инструментального и поэтического творчества народностей Севера. В нее вошли как наиболее традиционные жанры (фольклорные песни, наигрыши на национальных музыкальных инструментах), так и современные произведения, сохраняющие и развивающие богатейшие традиции народного искусства
9.

Год: 1981

"Народная музыка Советского Севера" - так называется серия художественно-документальных пластинок, выпускаемая Всесоюзной студией грамзаписи фирмы "Мелодия" с 970 г. Она знакомит со сказочно самобытной, древней и многообразной устно-музыкальной культурой всех народностей Севера, Сибири и Дального Востока СССР
10.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена эвенкийскому празднику "Икэнипкэ". В исследовании описывается история происхождения праздника от древнего шаманского коллективного внутриродового обряда "Добывания охотничьей удачи". По мнению автора, возникновение шаманского обряда "Икэнипкэ" происходило во взаимосвязи с неолитическим культом лося. С течением времени обряд сохранился в виде отдельного шаманского камлания "Сэвэкан" и личного охотничьего обряда "Синкэлавун". К настоящему времени обряд, перешагнув внутриродовые границы, существует в виде современного праздника в различных регионах России.

Варламов, А. Н. Происхождение и краткое содержание эвенкийского праздника "Икэнипкэ" / А. Н. Варламов ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 150-155