Тематические подборки
Картинка коллекции
Мординов Авксентий Егорович (1910-1993) – доктор философских наук, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, организатор науки и высшего образования Якутии, первый ректор Якутского государственного университета. Является первым учёным-философом из якутов.

Родился 23 февраля 1910 г. в Усть-Амгинском наслеге Таттинского улуса Якутской области в семье якутского крестьянина-батрака.
В 1927-1930 гг. учился в Якутском педагогическом техникуме, одновременно работая ответственным секретарём редакции областной комсомольской газеты «Эдэр бассабыык». В 1930 году был направлен на учёбу в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина. С третьего курса А.Е. Мординов перевёлся в Московский институт философии, литературы и истории, который окончил в 1934 году по специальности преподавателя философии марксизма-ленинизма.
Ещё в годы учёбы А.Е. Мординов принимал участие в организации всеобуча в Московской области и в Северо-Кавказском крае, работал преподавателем высшей школы Детского коммунистического движения им В.И. Ленина при ЦК ВЛКСМ.
В конце 1934 года А.Е. Мординов вернулся на родину и с этого времени занимался педагогической деятельностью, преподавая философию: с 1936 года был заведующим кафедрой философии Якутского педагогического института. По совместительству работал учёным секретарём Научно-исследовательского института языка и культуры при Совете народных комиссаров Якутской АССР, директором которого был П.А. Ойунский. Таким образом, Авксентий Егорович вместе с П.А. Ойунским стоял у истоков зарождения науки в республике.
Репрессивная политика государства тех лет коснулась и А.Е. Мординова. В 1934 г. после ареста П.А. Ойунского Авксентия Егоровича сняли с должности учёного секретаря НИИ ИЯЛИ. В 1942 г. было предъявлено обвинение за то, что он редактировал книгу Г.П. Башарина «Три якутских реалиста-просветителя».
В 1940 году он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Диктатура пролетариата и национальная культура». В 1952 г. А.Е. Мординов в Институте философии АН СССР успешно защищает докторскую диссертацию по проблеме «Социалистическое содержание и национальная форма советской культуры народов СССР».

В 1944-1948 гг. был заместителем директора Педагогического института.
В 1956 г. был открыт Якутский государственный университет, ректором которого стал А.Е. Мординов. Он писал в статье: «Якутский государственный университет призван готовить национальные кадры инженеров-геологоразведчиков, горных инженеров, инженеров-строителей, научных работников, учителей для средних школ …, врачей, ветеринарных врачей, зоотехников».
За два с половиной года А.Е. Мординов заложил крепкую основу для дальнейшего развития университета, в учебно-воспитательной, научно-исследовательской, сплочённого вокруг одной идеи коллектива и особенно материальной базы.

Мординов А.Е. перевёл многие труды основоположников марксизма-ленинизма. Как автор фундаментальных научных трудов по проблемам теории наций и культуры, сторонник дружбы народов, А.Е. Мординов способствовал формированию мировоззрения многих поколений многонациональной республики.
Авксентий Егорович также занимался переводом художественной и педагогической литературы. Он познакомил якутских читателей с произведениями А.П. Чехова, В.Г. Короленко, М.А. Шолохова, им были переведены школьные учебники по истории, географии и природоведению.
Был талантливым журналистом. В 1930-е годы он исполнял обязанности редактора республиканской газеты «Кыым». В 1944 г. А.Е. Мординов выпустил книгу «Якутия в Великой Отечественной войне».
Автор около 400 работ.

Участник в международных, всесоюзных конференциях, член Советского комитета организации солидарности народов Азии и Африки. Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР, неоднократно избирался в состав Якутского горкома.
А.Е. Мординов снискал славу выдающейся личности как учёный-философ, формировавший общественную мысль, организатор образования, высшей школы, духовный лидер народа.
Умер А.Е. Мординов 1 ноября 1993 года.

НАГРАДЫ
Орден Трудового Красного Знамени (дважды), орден «Знак Почёта», медали, звание «Заслуженный деятель науки РСФСР», лауреат Государственной премии РС(Я) им. П. Ойунского.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Родной брат Авксентия Егоровича – народный писатель Якутии Амма Аччыгыйа (Николай Мординов)
В 1999 г. алмазу весом 73,57 присвоено имя «Профессор Авксентий Мординов»
В 2011 г. в Якутске установлен памятник профессору А.Е. Мординову
Его именем названа Таттинская гимназия
По воспоминаниям внука А.Е. Мординова, директора музея – исторического парка «Россия – Моя история» Д. Соловьёва: «Он очень любил спорт, с упоением смотрел выступления якутских борцов и, на удивление, очень любил футбол».

Подборка включает труды А.Е. Мординова, публикации в периодических изданиях, переводы на якутский язык произведений классиков марксизма-ленинизма и советских писателей, литературу о его жизни и деятельности.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Издания подборки 1 - 10 из 123
2.

Издательство: Сайдам

Год выпуска: 2010

Серия, номер выпуска: Философское наследие

Количество страниц: 256 с.

В данный сборник вошли тезисы докладов участников научно-практической конференции "Философские проблемы этнонационального развития современного общества", состоявшейся 18-19 марта 2010 г. в г. Якутске. Конференция была организована Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с Философским обществом РФ и посвящена 100-летию со дня рождения одного из выдающихся представителей национальной интеллигенции России, замечательного сына якутского народа, философа, профессора А. Е. Мординова
5.

Количество страниц: 10 с.

Статья посвящена актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания молодых людей в современном мире. Рассмотрены актуальные проблемы формирования информационно-образовательной среды современной школы и роль педагога и наставника в формировании духовно-нравственных ценностей. Целью данного исследования является изучение проблем воспитания, образования и актуализация роли педагога и наставника в информационную эпоху. Рассмотрены актуальные проблемы формирования философского мировоззрения в трудах А.Е. Мординова. В условиях трансформации образовательного пространства необходима соответствующая модель поведения, связанная с самореализацией и формированием духовно-нравственных ценностей молодого поколения. Духовно-нравственные ценности способствуют самосовершенствованию, самореализации, осмысленности бытия и развитию личности молодого человека. В данных объективных условиях роль педагога и наставника в формировании информационно-образовательной среды современной школы и духовно-нравственных ценностей необычайно важна. Источниковедческую базу данного исследования составили труды философа А.Е. Мординова в области философии культуры и педагогики. Область применения результатов: - может быть использован при разработке региональных программ реализации социальной защиты молодежи; - изучение наследия выдающихся ученых и философов народа саха: - выявление, подготовка и поддержка талантливых и одаренных школьников в области научных исследований, цифровых технологий для привлечения их в будущем в цифровую экономику; - реализация совместных научно-исследовательских проектов с социальными партнерами; - разработка концепции, прототипа для решения актуальных проблем социально-экономического развития республики. В результате исследования мы приходим к выводу, что в данных объективных условиях роль педагога и наставника в формировании информационно-образовательной среды современной школы, университета и духовно-нравственных ценностей необычайно важна. Авторы убеждены, что философские труды доктора философских наук, профессора А.Е. Мординова, посвященные разработке теоретических и методологических проблем культуры имеют важное значение в современных условиях. The article is devoted to the relevant issue of spiritual and moral education of young people in the modern world. The topical issues dealing with forming the information and educational environment of a modern school and the role of a teacher and mentor in the formation of spiritual and moral values are considered. The purpose of this research is to study the problems of upbringing, education and actualization of the role of a teacher and mentor in the information age. The actual problems of the formation of a philosophical worldview in the works of A. E. Mordinov are considered. In the conditions of transformation of the educational space, an appropriate model of behavior is necessary, associated with self-realization and the formation of spiritual and moral values of the younger generation. Spiritual and moral values contribute to self-improvement, self-realization, meaningfulness of being and the development of a young person’s personality. In these objective conditions, the role of a teacher and mentor in the formation of the information and educational environment of a modern school and spiritual and moral values is extremely important. The source base of this study was the works of the philosopher A. E. Mordinov in the field of philosophy of culture and pedagogy. Scope of the results: - can be used in the development of regional programs for the implementation of social protection of youth; - study of the heritage of outstanding scholars and philosophers of the Sakha people: - identification, training and support of talented and gifted students in the field of scientific research, digital technologies to attract them to the digital economy in the future; - implementation of joint research projects with social partners; - development of a concept, a prototype for solving urgent problems of socio-economic development of the republic. As a result of the research, we come to the conclusion that in these objective conditions, the role of a teacher and mentor in the formation of the information and educational environment of a modern school, university and spiritual and moral values is extremely important. The authors are convinced that the philosophical works of the Doctor of Philosophical Sciences, Professor A. E. Mordinov, devoted to the development of theoretical and methodological problems of culture are of great importance in modern conditions.

Яковлева, Е. П. Философское осмысление культуры - творческий узел исканий А. Е. Мординова / Е. П. Яковлева, И. А. Сивцева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, МБОУ "Таттинский лицей им. А. Е. Мординова" // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2023. - 2 (30). - C. 96-105.

6.

Издательство: Госполитиздат

Год выпуска: 1959

Количество страниц: 296 с.

Автор книги - ректор Якутского государственного университета, доктор философских наук. В своем труде он исследует вопрос о содержании и формах многонациональной советской социалистической культуры, о предпосылках ее формирования и расцвета, раскрывает сущность культурной революции, происшедшей в Советской стране, благодаря которой достигнуты выдающиеся успехи в развитии культуры всех наций и народностей СССР. Автор освещает мало разработанный в нашей литературе вопрос об элементах национальной формы культуры. В книге приводится значительный фактический материал, показывающий огромные культурные преобразования в советских социалистических республиках, в том числе и в далеком, заснеженном крае - Якутии
7.

Издательство: ЯГУ

Год выпуска: 2004

Количество страниц: 204 с.

Книга доктора экономических наук, профессора И. Е. Томского представляет собой сборник его последних статей по истории общего и профессионального образования Якутии, в ней показаны достижения ЯГУ в 1956-2000 гг. В 1993-1999 гг. И. Е. Томский шефствовал над Авторской школой Н. А. Алексеевой (г. Якутск), учащиеся которой за 6 учебных лет успешно усваивают программы общеобразовательной средней школы. Научный анализ об уникальной школе - часть книги. Включены поучительные педагогические беседы для детей и юношества. В книге имеются оригинальные очерки о деятелях высшей школы Якутии (И. М. Романов, А. Е. Мординов, Ф. Г. Сафронов, А. И. Кузьмин, Алексей Томский), в которых раскрывается история науки и образования северной республики
8.

Издательство: "Таатта" хаһыат редакцията

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 96 с.

Книга освещает деятельность Таттинского лицея им. А. Е. Мординова, ее достижения, а также историю школы, воспоминания выпускников и учителей. Посвящается 25-летнему юбилею со дня основания Таттинского лицея им. А. Е. Мординова. Предназначена для широкого круга читателей
9.

Издательство: А. Е. Мординов аатынан Тааттатааҕы лиссиэй

Год выпуска: 2022

Количество страниц: 48 с.

В сборник, подготовленный к Году матери в Республике Саха (Якутия), вошли сведения о матерях - духовных лидерах народа саха, в частности Таттинского улуса