Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 54
1.

Источник: Известия Иркутского государственного университета. Серия "История". - 2014. - Т. 7. - С. 122-128

Количество страниц: 7 с.

В статье на основе анкетных данных, собранных в ходе экспедиции в Нижнюю Колыму в 2013 г., исторической литературы анализируется трансформация самосознания русских старожилов. Рассматриваются изменения их трудовой деятельности, традиционной культуре и говоре, семейных ценностях и религиозных воззрениях
2.

Количество страниц: 4 с.

Рассматриваются материалы ученых России, занимавшихся в разное время изучением истории и культуры эвенков Якутии. Благодаря этим исследованиям, сегодня современное поколение ученых продолжает работу в этом направлении, подтверждая уже имеющиеся выводы, вводя в научный оборот архивные материалы, собственные исследования и т.п., обогащая этнокультурную картину одного из северных народов Якутии – эвенков.
Materials of the scientists of Russia who were engaged at different times in studying of history and culture of the Evenks of Yakutia are considered. Thanks to these studies, today the modern generation of scientists continues work in this direction, confi rming already available conclusions, introducing into scientifi c circulation archival materials, own researches, etc., enriching an ethno-cultural picture of one of the Northern people of Yakutia – Evenks.

Белянская, М. Х. История и культура эвенков Якутии в исследовательских материалах ученых России / М. Х. Белянская // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 27-30.

3.

Количество страниц: 14 с.

Билюкина, А. А. Театральная жизнь г. Якутска в начале XX века / А. А. Билюкина // Якутск: история и современность (к 370-летию города) : [материалы конференции "Якутск в XXI веке", состоявшейся 26 апреля 2002 г.]. – 2002. – С. 169-181.

4.

Количество страниц: 12 с.

В статье представлен массив источников и исследований по истории распространения книги в Якутии. Эти исследования сгруппированы согласно трём основным периодам изучения этой темы: 1) дореволюционные работы (вторая половина XIX - начало XX в.); публикации советского периода (1917- 1991 гг.); новейшая литература (с начала 1991-х гг. до наших дней). Содержательно представлены российские, сибирские и региональные труды. Типологически сгруппирован весь комплекс источниковой базы, приведены наиболее ценные примеры опубликованных и неопубликованных документов
The article presents the set of studies on the history of the distribution of the book in Yakutia. Three main periods of studying the distribution of the book are revealed. Prior to the first period, pre-revolutionary works (the second half of the nineteenth and early twentieth centuries) were included. The second - reflects the Soviet period (1917-1990). The latest literature (from the beginning of the 1990's to the present day) is attributed to the third period. The Russian, Siberian and regional works on distribution of books in Yakutia are represented in content. Typologically, the entire complex of the source research base is grouped, the main sources of the studied published and unpublished documents are listed

Распространение книги в Якутии (1638-1917): источники изучения и историография = Distribution of the book in Yakutia (1638-1917): sources of study and historiography / С. И. Бойтунова // Библиография. - 2018. - N 4. - С. 76-87

5.

Количество страниц: 7 с.

В статье представлена история проникновения книги в Якутию, дан краткий обзор источников по теме, выявлены первые сведения и факты о бытовании книги в крае. В поле внимания автора находится перечень богослужебных книг, отправленных в Ленский острог в 1638 г., отразивший наиболее ранние свидетельства появления книги, факты зарождения купли-продажи и владения частными книгами, круг их владельцев и др. Подробно рассмотрены механизмы формирования книжных собраний духовного ведомства, проанализированы реестры книг, обязательные к выписке по указу Духовной консистории и предписания по открытию походных церквей с книгами для населения кочевого образа жизни. Автор характеризует храмы Якутии как просветительские и духовные центры целенаправленного распространения и рассылки книг, отмечает особенности их обязательной рассылки в церкви Якутии и истоки формирования книжных заказов духовным ведомством у частных книгопродавцов. Значительное место в статье отводится анализу учебных заведений Якутии рассматриваемого периода: их видам, типам, формам владения, территориальному размещению, а также перечню книготорговых фирм, сотрудничавших как с духовными, так и со светскими учебными заведениями. Вызывают интерес география заказов, организация, количественный и качественный состав фондов учебных и учительских библиотек; профили комплектования по печатным каталогам книжных магазинов и циркулярам, а также способы формирования книжных собраний учебных заведений Якутии
The article presents the history of book occurrence in Yakutia, gives a brief review of the literature on this subject, and reveals the first information and facts on the existence of books in this region. The author analyzes the list of service books, sent to the Lensky Ostrog in 1638, which reflects the earliest evidence of book emergence, the facts of origination of private books sale-purchase and possession, the circle of owners, etc. The article reviews the mechanisms of book collections formation of the Religious Department, analyzes the registers of the books obligatory for ordering by the decree of the Ecclesiastical Consistory and the regulations for opening field churches with books for the people with a nomadic way of life. The author characterizes the churches of Yakutia as educational and spiritual centers of targeted dissemination and distribution of books, notes the features of mandatory distribution in the churches of Yakutia and the origins of formation of book orders from private booksellers by the Religious Department. A significant place in the article is given to the educational institutions of Yakutia of the period under review: their sorts, types, forms of ownership, geographic location, and a list of the bookselling firms that collaborated with both spiritual and secular educational institutions. The geography of orders, the organization and the quantitative and qualitative composition of the collections of educational and teachers’ libraries, the acquisition profiles via the printed catalogs of bookstores and the circulars, as well as the formation of book collections of the educational institutions of Yakutia are of great interest

Бойтунова, С. И. Распространение и бытование книги в духовном ведомстве и учебных заведениях Якутии (1638-1917 гг.) = Distribution and Existence of Books in the Religious Department and Educational Institutions of Yakutia (1638—1917) / С. И. Бойтунова // Библиотековедение. – 2017. – Т. 66, N 6. – С. 659-665.
DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-6-659-665

6.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена обзору результатов работы сектора археологии ИГИиПМНС СО РАН за последние пять лет. Рассматриваются основные итоги полевых работ и комплексных исследований в изучении древних и средневековых культур Якутии.
The article reviews the results of the Archaeological Department, Institute of Humanities Research and Indigenous- jdies of the North, Russian Academy of Science, Siberian Branch, over the last five years and presents the main reҮsets of the field works and comprehensive researches in the study of ancient and medieval cultures of Yakutia.

Бравина, Р. И. Археологические исследования древних культур Якутии / Р. И. Бравина // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 3 (12). — С. 15-19.

7.

Количество страниц: 4 с.

Готовя умершего к погребению, якуты как будто собирали его в дальнюю поездку. На это указывает одевание покойного в походную одежду, снабжение его запасом пищи, сменной одеждой и т. д. Влиятельные умершие отправлялись в последний путь в сопровождении лошади и слуги. Мир мертвых был где-то на Западе и был устроен так же, как социокультурное устройство земной жизни живых.
Yakuts served the deceased as for a distant journey: dressed in road clothes, supplied with a food reserve, changing clothes, etc. The influential deceased went to a final journey accompanied by a horse and the servant. The world of the dead was somewhere in the West and was arranged in the same way as the sociocultural arrangement of earthly life of the living.

Бравина, Р. И. Представления якутов о загробном мире : (по фольклорным, этнографическим и археологическим источникам) / Р. И. Бравина // Интеграция археологических и этнографических исследований. — Иркутск : Иркутский государственный технический университет ; Омск : Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, 2013. — Т. 2. — С. 163-166.

8.

Количество страниц: 6 с.

В статье обобщен материал, полученный в результате изучения раннеякутских погребений XIV–XVII вв. Рассмотрены элементный состав и ритуальная сфера погребального обряда. Приведены возможные интерпретации специфики зафиксированных традиций и их связь с археологическими памятниками сопредельных территорий.
This paper aims to reconstruct the funeral rites of the early Yakut culture before arrival of Russians. It is based on the analysis of the burial composition and the ritual sphere of the funerary monuments of XIV–XVII centuries. The distinguishing feature of the burial composition of this time is a small depth of the burial pit, which on average is 0,48 cm deep. Box coffins are more common, and their parameters and structure are similar to those of the Hun coffins, with a similar external camera - grobovina, a special section for grave goods, and a lengthwise dividing wall in joint burials. The western orientation of the dead is associated with the traditional worldview about the geography of the world of the dead. The dead were buried horizontally lying on their back or in a crouched position lying on their side, sometimes with the head of the deceased resting on the saddle. The accompanying grave goods consist of household items, horse equipment, weapons and hunting tools, clothing and jewellery, as well as food for the journey in the form of lumps of a young horse. In At Dabaan III burial, there was discovered a pit with a dismembered horse next to the burial of the boy. The early Yakut burials are genetically related to the whole layer of ancient and medieval cultures of the Eurasian steppes in many respects. Their origin can be traced in archaeological complexes of Central Asia, Siberia and the Far East, where the funeral traditions of the medieval tribes of Baikal region and the Amur region are their nearest equivalents.

Бравина, Р. И. Погребальная обрядность раннеякутской культуры XIV-XVII вв.=Funeral rites of early Yakut culture of XVI–XVII centuries / Р. И. Бравина // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая : материалы VII международной научной конференции, Красноярск, 3-7 октября 2016 г. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. — Т. 2. — С. 160-165.

9.

Количество страниц: 7 с.

В статье вниманию читателей предлагаются полузабытые слова из лексики шаманизма народа саха. Эти термины, вводимые нами в научный оборот, важны в том смысле, что могут внести некоторую ясность в вопросы о времени возникновения шаманов и их культовых практик. Известно, что архаичные символы лежат в основе многих современных ритуалов, сакральный смысл которых иногда теряется. Для восстановления забытых религиозных терминов нужно применять всесторонний анализ, объединяющий материалы этнографии, лингвистики, семиотики и фольклора. Этимологические и семантические параллели терминов дают повод утверждать, что шаманизм имеет общие истоки у всех народов алтайской языковой семьи. Здесь мы приводим термины, которые в совокупности объединены архаичным культом богинь-магерей и плодородия, четко прослеживаемым в шаманстве народов Сибири и Центральной Азии.
In this article, the readers are offered half-forgotten words from the vocabulary of shamanism of the Sakha people. These terms, introduced by us into scientific use. arc important in the sense that they can bring some clarity to the questions about the time of shamans and their religious practices. It is known that archaic symbols are the basis of many modem rituals, the sacred meaning of which is sometimes lost. In order to restore the forgotten religious terms, it is necessary to apply a comprehensive analysis that combines the materials of Ethnography, linguistics, semiotics and folklore. Etymological and semantic parallels of terms give reason to assert that shamanism has common origins among all peoples of the Altai language family. Here we give the terms, which together arc united by the archaic cult of goddesses-mothers and fertility, clearly traced in the shamanism of the peoples of Siberia and Central Asia.

Васильев, В. Е. Термины шаманизма, не вошедшие в "Толковый словарь якутского языка" (к проблеме мифо-религиозных и семантико-этимологических параллелей) / В. Е. Васильев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 134-140.
DOI: 10.25693IGI2218-1644.2018.04.015

10.

Количество страниц: 4 с.

Винокурова, У. А. Культура в зоне вечной мерзлоты / Ульяна Винокурова // Илин. — 2003. — N 3-4 (34-35). — С. 10-13.