Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 20
1.
Автор:
Неизвестный мастер

Количество страниц: 1 с.

Воронка для кумысного бидона - приспособление для переливания кумыса через узкое отверстие. Имеет форму полого конуса. Верхняя часть воронки украшена якутским орнаментом. Предположительная дата изготовления - вторая половина XIX века. Автор неизвестен. Экспонат принадлежит Национальному художественному музею РС(Я)
2.

Год: 1982

В грампластинку вошли произведения писателей Якутии Степана Дадаскинова, Вениамина Миронова, Саввы Тарасова, Болот Боотура, Николая Габышева, Улуро Адо, Софрона Данилова и Алексея Михайлова
4.
Заглавие: Маллаах иһит

Год выпуска: 2013

В самобытной и сложной, неоднородной по своей истории культуре якутов - народа Саха разнообразные художественные ремесла издавна занимали видное место. Художественно оформленные предметы быта, одежды различные украшения составляли значительную часть якутского народного творчества.

В наиболее компактном виде представления о традиционных народных промыслах якутов дает период, охватывающий XIX и начало XX века. Руками мастеров и мастериц создавались разного рода изделия не только удобные для практического использования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору. Сырьем для мастеров служили природные материалы, природа же подсказывала и необходимые краски и ритмы, арсенал образно-выразительных средств. В женской половине балаҕан преобладали изделия из кожи, меха и конского волоса контрастных цветов, а также берестяные короба (маллаах иһит) круглой или четырехугольной формы для принадлежностей рукоделия – иголок, ниток, наперстков, разных лоскутов.

Маллаах иhит – это деревянные, берестяные короба с крышками и без, цилиндрические и конусообразной формы для принадлежностей рукоделия и хранения мелких предметов. Шкатулка является одним из прекрасных творений человечества. Такое творение требует много времени, терпения, поэтому ими занимались мастерицы искусного дела. Именно они знают толк в вышивании и украшении берестяных посуд. Немало берестяных посудных экземпляров осталось с нами, которые были вышиты и изготовлены сто лет назад, являются экспонатами музеев. Многие хранят эти произведения искусства у себя дома. Шкатулка имеет много разных предназначений и размеров в зависимости для чего она используется. Например, для мелких и маленьких вещей используется маленькая шкатулка, для вышивальных принадлежностей используется средняя шкатулка, для хранения ткани использовалась большая шкатулка. В стародавние времена, если девушка из знатной и богатой семьи выходила замуж, то мастерицам заранее делали заказ берестяной шкатулки, которая должна быть большой, красиво украшенной. Шкатулки для невест "Маллаах иhит" с давних времён в день свадьбы родители мужа дарили в подарок невестке шкатулку с разными принадлежностями для рукоделия в знак того, чтобы невестка была хорошей хранительницей домашнего очага. Украшение шкатулки зависело от ее предназначения. Поэтому края и крышку украшали разными орнаментами и узорами. Маллаах иһит также делали и из дерева. Крышка такого короба по окружности имела бортик, который охватывал снаружи верхнюю и нижнюю части предмета. Вся поверхность окрашивалась в черный цвет, и на нее насечкой или контурной резьбой наносился растительный или геометрический узор. Помимо уже известных мотивов можно видеть кружки, спирали, крестообразные фигуры.

По материалам: Семенова С. И. Изготовление якутской сувенирной шкатулки из картона. 2018. https://infourok.ru/izgotovlenie-yakutskoy-suvenirnoy-shkatulki-iz-kartona-2963495.html
5.
Заглавие: Нож якутский

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Якутский нож из стали и дерева. Рукоять ножа из капа, покрыт лаком. На клинке изображение деревьев, дикого оленя и гравировка "Саха сирэ". Ножны из дерева с декоративной отделкой. Автор народный мастер РС(Я) из с. Ытык-Кюель Таттинского улуса Васильев Леонид Степанович. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
6.

Год: 1968

В хрестоматию по литературе вошли произведения якутских писателей для 1 класса якутской школы. На грампластинке записано: "Луч света во мгле" Суорун Омоллоона, "Мама дорогая" и "Жаворонок" Абагинского, "На смерть вождя" Платона Ойунского, "Над Якутском" Чаҕылҕана, "Кукушка" и "Песня школьника" Кюннюк Урастырова, "Песня Марфы" Таллан Бүрэ
7.

Год: 1968

В хрестоматию по литературе вошли произведения якутских писателей для 2 класса якутской школы. На грампластинке записаны стихи С. Кулачикова-Эллэя: "Советская армия", "Олень", "Да здравствует мир!", Г. Вешникова -Баал Хабырыыс "За мир, за счастье" , С. Тимофеева "Якутия наша" , В. Башарина, "Весною в поле", "Звезды елки" А. Абагинского, "Береза", "Славик и Кэнчэри" Д. Сивцева -С. Омоллона, "Лето" К. Урастырова, "Сказка про кота" Т. Сметанина, якутские песни и русская народная сказка "Колобок"
8.

Год: 1968

В хрестоматию по литературе вошли произведения якутских писателей для 2 класса якутской школы. На грампластинке записано: "Дождик", "Молодежь" и "Творцы Октября" Эллээ. "Осень" Баал Хабырыыса, "Стрекоза и муравей" Ивана Крылова, "Что мы не так сделали?" Амма Аччыгыйа, "Скажешь неправду - самому будет плохо" и "Москва" Суорун Омоллоона, "Владимир Ильич Ленин" Н. Крупской, "Мать" Я. Тайнц, "Алмазный город" Николая Якутского
9.

Год: 1968

В хрестоматию по литературе вошли произведения якутских писателей для 3 класса якутской школы. На грампластинке записано: "Спор" Платона Ойунского, "Советские дети", "Мать" Амма Аччыгыйа, "Песня о дружбе" Степана Тимофеева, "Гордись, моя мать родная" Сергея Васильева, "Долгунча" Кюннюк Урастырова, "Весенняя песня" Архипа Абагинского
10.

Год: 1968

В хрестоматию по литературе вошли произведения якутских писателей для 3 класса якутской школы. На грампластинке записано: "Серебряная картина" Моисея Ефимова, "Пороша" Николая Якутского, "Старушка" Софрона Данилова, "Ленин в Разливе", "Северная ночь" и "Кукушка" Алампа, "Уход в Кумаланы" Эрилик Эристиина, "Скороговорка" Суорун Омоллоона и "Якутский торжественный марш" Д. Салимана-Владимирова