Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 20
1.

Количество страниц: 12 с.

Анализируются в сравнительном плане юкагирский и древнекитайский мифы о создании человека. Обнаруживается структурное и семантическое сходство; рассматриваются фольклорно-мифологические образы первопредков юкагиров по женской и мужской линии, претерпевшие под влиянием христианизации и затем, в конце XX в., существенные трансформации. Особое внимание обращено на реконструирование древнего растительнозооантропоморфного образа прародительницы по женской линии. Объясняется присутствие в древнекитайском мифе единоличного образа матери-прародительницы, богини Нюйвы, а в юкагирском – двух мужских демиургов-антагонистов: Христа и его антипода из арсенала юкагирского пантеона – чёрта Острая Голова.
Analyzed in comparative terms are the Yukagir and ancient Chinese myths about the creation of man. There is a structural and semantic similarity. The folklore and mythological images of the Yukagir ancestors are considered along the female and the male lines, under the influence of Christianization and then, at the end of the XX century, significant transformations. Special attention is paid to the reconstruction of the ancient plant-zoo-anthropomorphic image of the ancestress in the female line. It explains the presence in the ancient Chinese myth of the sole image of the mother ancestor, the goddess Nyuva, and in the Yukagir - the two male demiurgic antagonists: Christ and his antipode from the arsenal of the Yukagir pantheon - a feature Sharp Head.

Жукова, Л. Н. Древнекитайский и юкагирский мифы о сотворении человека: сюжетное и структурное сходство / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 28-39.

2.

Количество страниц: 7 с.

Образ каннибала уходит своими корнями в древние слои фольклора; каннибализм находится в тесной зависимости от малопродуктивного хозяйства древних полубродячих охотников. Борьба с людоедством и поиск эффективности средств защиты от него являются одной из главных тем сказочного фольклора одулов.
The cannibal type has its roots in the archaic layers of folklore; cannibalism is in close dependence on a lowyielding husbandry of ancient semi-vagrant hunters. Struggling with cannibalism and searching for the effective means of protection from it is one of main topics of the Odul fairytale folklore.

Жукова, Л. Н. Каннибализм и мечта о счастливой жизни в сказочном фольклоре одулов : (лесных юкагиров верхней Колымы) / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2010. - N 1 (1). - С. 77-82.

3.

Количество страниц: 6 с.

Рассматриваются вопросы общих этнических корней праюкагиров и прачукчей, предположительно берущие начало в сумнагинской раннеголоценовой археологической культуре Якутии. Обобщены результаты исследований по одежде, технике изготовления орудий из камня, сведения из юкагирского фольклора. Предполагается, что пришлые южные предки чукчей ассимилировали аборигенных праюкагиров и заселили арктическую тундру. Позднее пришли в соприкосновение с ними прибывшие из южной Якутии южноюкагирские группы. Привлекаются данные палеоэтнографии, фольклора, архивные материалы.

Жукова, Л. Н. Древние юкагирско-чукотские кросс-культурные контакты / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 201-206

4.

Количество страниц: 8 с.

Статья раскрывает роль юкагирских старейшин в сохранении родного языка и традиционной культуры. Показаны различные аспекты и результаты их подвижнической деятельности - вклад информантов в сбор языковых и фольклорных материалов, общественная работа, издание учебной и художественной литературы, творчество, направленное на возрождение наследия предков.

Прокопьева, Е. П. Роль старейшин в сохранении и развитии языка и культуры юкагирского народа / Е. П. Прокопьева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 143-149

5.

Количество страниц: 10 с.

Ушницкий, В. В. Исторический ландшафт формирования юкагиров в свете "миграционной" теории / В. В. Ушницкий, Г. Н. Варабина // Известия лаборатории древних технологий. — 2018. — Т. 14, Вып. 1 (26). — С. 108-117. — DOI: 10.21285/2415-8739-2018-1-108-117.
DOI: 10.21285/2415-8739-2018-1-108-117

6.

Количество страниц: 16 с.

Романова, Е. Н. Антропология болезни. По следам эпидемий полярного круга: полевые материалы И. С. Гурвича / Е. Н. Романова, Л. Б. Степанова // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2021. – N 3 (54). – С. 218-230. — DOI: 10.20874/2071-0437-2021-54-3-18.
DOI: 10.20874/2071-0437-2021-54-3-18

7.

Количество страниц: 8 с.

Сулейманов А. А. Экспедиции Ленинградского отделения Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР в арктические районы Якутии (70-е – нач. 90-х гг. ХХ в.) / А. А. Сулейманов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2019. - N 4 (29). - С. 70-77. – DOI: 10.25693/SVGV.2019.04.29.08.
DOI: 10.25693/SVGV.2019.04.29.08

8.

Количество страниц: 10 с.

Жукова, Л. Н. Кормящая функция воды в традиционной культуре верхнеколымских юкагиров: орудия и средства рыболовного промысла = Feeding Function of Water in the Traditional Culture of the Upper Kolyma Yukagirs: Tools and Means of Fishing / Л. Н. Жукова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2020. — N 4 (33). — C. 31-39. — DOI: 10.25693/SVGV.2020.33.4.003.
DOI: 10.25693/SVGV.2020.33.4.003