Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 67
1.

Количество страниц: 6 с.

В настоящее время с развитием информационных технологий и переходом школьников на дистанционное обучение из-за распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также загрязнением воздуха в связи с лесными пожарами в Республике Саха (Якутия) актуальной становится проблема сохранения здоровья населения, особенно детей и подростков, для раннего выявления неблагоприятных тенденций и оздоровления через образование и воспитание. В статье анализируется текущее состояние уроков физической культуры в школе, а также проведен сравнительный анализ физического развития, двигательной активности, особенностей режима дня и питания школьников 10—13 лет сельской и городской местности. Выбор данной возрастной категории обусловлен началом переходного периода и особой восприимчивостью к внешним факторам, в этот период дети активно набирают мышечную силу, которая достигает своего пика в 15 лет. Проведен сравнительный анализ питания школьников с традиционным питанием народа саха, анализ двигательной активности в период пандемии COVID-19 (с 2019 г. по настоящее время) и ежегодных лесных пожаров (2020—2021 гг.), который показал низкий уровень физической активности детей: он ниже рекомендуемого уровня ВОЗ (не менее одного часа в день). Таким образом, актуальность данного исследования заключается в рассмотрении проблем повышения двигательной активности детей 10—13 лет и приобщения к физической культуре и спорту для сохранения здоровья подрастающего поколения в современных условиях Республики Саха (Якутия). В статье поднимается проблема совершенствования современных уроков физической культуры в школе, которые требуют иного подхода, освоения новых технологий и методов для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом. Физическая культура в школе должна следовать современным условиям жизни общества, и ее главной целью должно быть оздоровление молодежи, обучение ответственному отношению к своему здоровью.
Currently, with the development of information technology and the transition of schoolchildren to distance learning due to the spread of the new coronavirus infection COVID-19, as well as air pollution in connection with forest fires in the Republic of Sakha (Yakutia), the problem of preserving the health of the population, especially children and adolescents, is becoming acute for early detection of unfavorable tendencies and their recovery through education and upbringing. The article analyzes the current state of physical culture lessons at school, and also provides a comparative analysis of physical development, physical activity, the peculiarities of the daily routine and nutrition of 10—13 year old schoolchildren in rural and urban areas. The choice of this age category is due to the beginning of the transition period and a special susceptibility to external factors; during this period children are actively gaining muscle strength, which reaches its peak at the age of 15. A comparative analysis of the nutrition of schoolchildren with the traditional diet of the Sakha people is carried out, ananalysis of physical activity during the COVID-19 pandemic (from 2019 to the present) and annual forest fires (2020—2021) shows a low level of physical activity of children, which is below the level recommended by the WHO (at least 1 hour a day). Thus, the relevance of this study lies in considering the problems of increasing the physical activity of 10—13 year old children and familiarizing them with physical culture and sports to preserve the health of the younger generation in the modern conditions of the Republic of Sakha (Yakutia). The article raises the problem of improving modern physical culture lessons at school, which requires a different approach, mastering new technologies and methods to in crease interest in physical culture and sports. Physical culture at school should follow the modern conditions of society, and the main goal should be to improve the health of young people, to teach them a responsible attitude to their health.

Физическое развитие школьников 10-13 лет городской и сельской местности Республики Саха (Якутия) в период пандемии COVID-19 и смога / В. А. Бессонова, П. П. Бессонов, Н. Г. Бессонова [и др.] ; Арктический государственный агротехнологический университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - N 4 (57). - С. 430—435. - DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.467
DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.467

2.

Количество страниц: 5 с.

В данной работе рассмотрена методическая часть тренировочного процесса спортсменов по стрельбе из лука в предсоревновательный период. Дается описание общая методика тренировочного процесса во время подготовительного периода основной "упор" направлен на улучшение физических данных и большого количества выстрелов, предсоревновательного периода уменьшение физических подготовок (только уменьшение) и увеличением качества выполняемых технических действий.
In this paper, the methodological part of the training process of athletes in archery in the pre-competition period is considered. The general methodology of the training process is described during the preparatory period, the main "emphasis" is aimed at improving physical data and a large number of shots, the pre-competition period is a decrease in physical training (only a decrease) and an increase in the quality of technical actions performed.

Алексеев, М. А. Особенности подготовки спортсменов по стрельбе из лука в соревновательных условиях / М. А. Алексеев ; научный руководитель О. Е. Винокурова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2024. - N 3-3 (90). - C. 129-133. - DOI: 10.24412/2500-1000-2024-3-3-129-133
DOI: 10.24412/2500-1000-2024-3-3-129-133

3.

Количество страниц: 8 с.

Статья посвящена проблемам осмысления культурной памяти народа на примере изучения документального фильма "100 лет мечты: путь к государственности". Автор опирался на современные теоретико-методологические определения понятия "культурной памяти" как свода символических представлений, выраженных в образно-символических интерпретациях. Впервые автор применил концепт культурной памяти в изучении подобной тематики в интерпретации М. Хальбвакса, П. Нора, Я. Ассмана и др., выделяя важнейшие из этих представлений. Анализу подвергся вышедший в 2022 г. к 100-летию образования Якутской АССР историко-документальный фильм "100 лет мечты: путь к якутской государственности" режиссера Никиты Аржакова по сценарию драматурга В.Е. Васильева-Харысхала и историка А.А. Борисова. Он стал первым в истории якутской документалистики фильмом, снятом в жанре историко-документального фильма с применением элементов игрового кино. В Якутии на протяжении нескольких десятилетий снимались различные кинохроники, но в фильме Никиты Аржакова предстает первый опыт подобного рода. Рассмотрена система представлений, на основе которых формировалась на протяжении века культурная память якутян о событиях образования Якутской АССР - первой национальной государственности в Якутии. Сценарий фильма отразил эту устойчивую систему в ее основных составляющих от образов лидеров основателей якутской автономии до конкретных зримых символов вплоть до традиционного ежегодного праздника, посвященного дате образования Якутской АССР на республиканском уровне. Этот фильм рассматривается как институциональный слепок с этой системы представлений, который становится историческим источником, связывающим прошлое с настоящим.
The article is devoted to understanding the cultural memory of the people using the example of studying the historical documentary film “100 Years of Dreams: The Path to Statehood.” The author relied on modern theoretical and methodological definitions of the concept of “cultural memory” as symbolic representations expressed in figurative and symbolic interpretations. For the first time, the author applied the concept of cultural memory in the study of similar topics in the interpretation of M. Halbwachs, P. Nohr, J. Assmann and others, highlighting the most important of these ideas. The historical and documentary film “100 Years of Dreams: The Path to Statehood”, released in 2022 on the occasion of the 100th anniversary of the formation of the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic, and written by playwright V.E. Vasiliev-Kharyskhal and historian A.A. Borisov. It became the first in the history of Yakut documentary filmed in the genre of historical documentary using elements of a feature film. Various newsreels have been filmed in Yakutia for several decades, but the Nikita Arzhakov’s film is the first experience of this kind. The system of ideas laying the base for the cultural memory of the Yakut people about the events of the formation of the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic - the first national statehood in Yakutia - was formed over the course of a century. The film’s script reflected this stable system in all its main components, from the images of the founding leaders of the Yakut autonomy to its specific visible symbols, right down to the tradition of the annual holiday dedicated to the date of formation of the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic at the republic’s level. This film is seen as an institutional copy of this system of ideas, which becomes a historical source linking the past with the present.

Павлова-Борисова, Т. В. Формирование культурной памяти средствами киноискусства (на примере документального фильма "100 лет мечты: путь якутской государственности") / Т. В. Павлова-Борисова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Экономика. Социология. Культурология". - 2024. - N 2 (34). - C. 29-36. - DOI: 10.25587/2587-8778-2024-2-29-36
DOI: 10.25587/2587-8778-2024-2-29-36

4.

Количество страниц: 8 с.

Новизна исследования состоит в литературоведческом анализе спектаклей Саха театра, определении эпического контента в современных сценических работах. Впервые обобщен материал творческого переосмысления западноевропейской, русской и якутской драматургий на путях формирования эстетического манифеста национального театра. Цель исследования заключается в выявлении эпического кода как ключа, раскрывающего роль-миссию Саха театра в духовной культуре народа. В задачи исследования входит: 1) раскрыть функциональность локального контента западноевропейской драматургии У. Шекспира и Б. Брехта, пьесы которых позволили творчески расшифровать код эпического наследия народа саха; 2) рассмотреть взаимодействие театра и прозы в опыте режиссерской инсценизации. В исследовании использованы методы историко-литературного, компаративистского и контекстуального анализов. В ходе исследования выявлен процесс движения театра к синтезу классического и эпического театрального искусства. Оценена значимость работы с прозаическими произведениями П. Ойунского, С. Курилова, Ч. Айтматова как концептуальной части манифеста якутского театра.
The novelty of the research lies in the literary analysis of the performances of the Sakha theater, the definition of epic content in modern stage works. For the first time, the material of the creative rethinking of Western European, Russian and Yakut drama on the ways of forming an aesthetic manifesto of the national theater is summarized. The purpose of the study is to identify the epic code as a key that reveals the role and mission of the Sakha theater in the spiritual culture of the people. The objectives of the research include: 1) to reveal the functionality of the local content of Western European drama by W. Shakespeare, E. T. A. Hoffmann and B. Brecht, whose plays made it possible to creatively decipher the code of the epic heritage of the Sakha people; 2) consider the interaction of theater and prose in the experience of director's staging. The research used methods of historical, literary, comparative and contextual analysis. The study revealed the process of theater's movement towards a synthesis of classical and epic theatrical art. The significance of working with the prose works of P. Oyunsky,S. Kurilov, Ch. Aitmatov as a conceptual part of the manifesto of the Yakut theater is assessed.

Желобцова, С. Ф. О генезисе эпического кода в эстетике Саха театра / С. Ф. Желобцова, С. Н. Барашкова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024. - N 1 (13). - С. 75–82. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-1-75-82
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-1-75-82

5.

Издательство: Советская Россия

Год выпуска: 1972

Количество страниц: 24 с.

7.

Количество страниц: 6 с.

Целью данной работы является исследование этнографических и иных документов по якутской исконной борьбе в период с середины XVIII века до середины XX века. Для этого провели литературный обзор работ этнографов указанного промежутка времени, а также поиск документов по данному направлению в национальном архиве Республики Саха (Якутия). В статье опубликованы работы исследователей и специалистов по якутской исконной борьбе указанного временного отрезка, некоторые из них в полном объеме публикуются впервые. Данный материал можно использовать в исследовании формы и содержания якутской исконной борьбы с начала и до середины XX века, для сохранения самобытности якутского народа как части многонациональной Российской Федерации.
The purpose of this paper is to study ethnographic and other documents on the Yakut primordial struggle in the period from the mid-18th century to the mid-20th century. To do this, we conducted a literary review of the works of ethnographers of the specified period of time, as well as a search for documents in this area in the national archive of the Republic of Sakha (Yakutia). The article mentions the works of researchers and specialists in the Yakut ancestral wrestling of the specified time period, some of them, in full, are published for the first time. This material can be used in a study of the form and content of the Yakut ancestral struggle from the beginning to the middle of the 20th century, to preserve the identity of the Yakut people as part of the multinational Russian Federation.

Этнографическое описание и правила якутской борьбы разных авторов в период с начала и до середины XX века / Яковлев Я. И., Борохин М. И., Татаринов В. В. [и др.] ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Арктический государственный агротехнологический университет // Глобальный научный потенциал. - 2023. - N 1 (154). - С. 111-114.

8.

Количество страниц: 3 с.

Целью исследования является выявление особенностей и недостатков играющего тренера в футбольной команде. Задачи исследования: рассмотреть роль играющего тренера в футболе; дать определение понятию "играющий тренер"; показать возможности играющего тренера в футболе; указать сложности, возникающие при работе с данным тренером. Гипотеза исследования: играющий тренер обладает мощным потенциалом, способствующим развитию и достижению футбольной командой высоких результатов. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: аналитический обзор; анализ; сравнение; обобщение. Результаты исследования: проведенное исследование позволило актуализировать вопросы, связанные с изучением понятия "играющий тренер", кроме того, выявило, что играющий тренер обладает мощным потенциалом, способствующим развитию и достижению футбольной командой высоких результатов, а также показало особенности и недостатки данного тренера и их влияние на футбольную команду.
The purpose of the study is to identify the features and disadvantages of a playing coach in a football team. Research objectives: to consider the role of a playing coach in football; to define the concept of "playing coach"; to show the capabilities of a playing coach in football; to indicate the difficulties that arise when working with this coach. Research hypothesis: a playing coach has a powerful potential that contributes to the development and achievement of high results by a football team. The following methods were used to solve the tasks: analytical review; analysis; comparison; generalization. The results of the study are as follows: the conducted research made it possible to update the issues related to the study of the concept of "playing coach", in addition, it revealed that the playing coach has a powerful potential that contributes to the development and achievement of high results by the football team, and also showed the features and disadvantages of this coach and their impact on the football team.

Охлопков, П. П. Играющий тренер в футбольной команде: особенности и недостатки / Охлопков П. П., Барцайкин А. В., Нечаев А. П. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, Детско-юношеская спортивная школа N 1 // Глобальный научный потенциал. - 2023. - N 11 (152). - С. 174-176.

9.

Количество страниц: 4 с.

В данной статье рассматривается обучение игре в русские шашки детей дошкольного возраста в сельской местности Республики Саха (Якутия). Целью исследования является обучение детей дошкольного возраста игре в русские шашки. Гипотеза исследования: обучение игре в русские шашки для дошкольников проходит намного лучше и быстрее, если применять вместо шашек фигурки персонажей мультфильма. Это, на наш взгляд, увеличит интерес к игре в шашки и сделает увлекательным сам процесс обучения. Методы и организация исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования, наблюдение, опрос, беседа, педагогический эксперимент, анкетирование, результаты обработаны методом математической статистики. В эксперименте участвовали дети из ҺЦентра развития ребенка - детского сада ө 11 ‘‘Сулусчаан’’һ села Намцы Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Были сформированы две группы - экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа занималась русскими шашками с персонажами из мультфильма, а контрольная - обычными круглыми белыми и черными фигурами шашек. Применение персонажей мультфильмов вместо шашечных фигур показало очень хорошие результаты. Дети с большим интересом играли, и стало легче объяснять комбинации, ходы. Проведенный статистический анализ показал, что по результатам викторины (тестирования) и соревнований применение мультипликационных фигур оказалось эффективным в обучении. Дошкольники экспериментальной группы показали более высокие результаты по сравнению с дошкольниками контрольной группы на соревнованиях.
This article reflects on the teaching of Russian checkers in preschool children in rural areas of the Republic of Sakha (Yakutia). The purpose of the study is to teach preschool children the game of Russian checkers. The research hypothesis is that learning to play Russian checkers for preschoolers will be much better and faster if they use figurines of cartoon characters instead of checkers. What we see will increase interest in checkers and make the learning process fun. Methods and organization of the study were as follows: a theoretical analysis of literary sources on the topic of research, observations, a survey, a conversation, a pedagogical experiment, and questionnaires; the results were processed by the method of mathematical statistics. The children from the Child Development Center - kindergarten No. 11 "Suluschaan" in the village of Namtsy, Namsky ulus (district) of the Republic of Sakha (Yakutia) participated in the experiment. Two groups were developed: an experimental group and a control group. The experimental group practiced Russian checkers with cartoon characters, and the control group practiced regular round white and black checker pieces. It is concluded that the use of cartoon characters instead of checkers pieces showed very good results. The children played with great interest and it became easier to explain combinations and moves. The statistical analysis showed that according to the results of the quiz (testing) and competitions, the use of cartoon figures turned out to be effective in teaching; they showed better results compared to preschoolers in the control group at competitions. The result of the research at this stage has been achieved.

Методика обучения русским шашкам в дошкольном возрасте / Борохин М. И., Попова С. И., Логинов В. Н. [и др.] ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Центр развития ребенка - детский сад N 11 "Сулусчаан", Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Арктический государственный агротехнологический университет // Глобальный научный потенциал. - 2023. - N 11 (152). - С. 72-75.

10.

Количество страниц: 5 с.

В данной статье проводятся исследование и анализ выступления сборной Китайской Народной Республики по легкой атлетике на Олимпийских играх. Цель исследования - анализ выступлений сборной Китайской Народной Республики по легкой атлетике на Олимпийских играх с 1984 по 2020 год. Применялся метод анализа научной литературы, полученные результаты обработаны методом математической статистики. Анализ результатов исследования показывает, что сборная Китая по легкой атлетике с 1984 по 2020 год завоевала 33 награды, из них: десять золотых медалей, десять серебряных медалей, тринадцать бронзовых медалей. Самым успешным видом по медалям в легкой атлетике является спортивная ходьба на 20 км среди женщин, где было выиграно 6 олимпийских наград (2 золота, 1 серебро, 3 бронзы). Однако следует отметить, что в Америке, в Лос-Анджелесе в 1984 году сборная Китая по легкой атлетике заняла 22 место (1 бронзовая медаль) из 39 стран мира. И в последних играх в 2020 году в Токио сборная Китая заняла тоже 22 место с 2 золотыми, 2 серебряными и 1 бронзовой наградами. В заключение хочется сказать, что качество выступления сборной Китая по легкой атлетике прогрессирует, что подтверждают завоеванные медали, но факт остается фактом - в мире в данное время она занимает 22 место. Но мы верим, что сборная Китая докажет свою силу в этом виде спорта.
This article reflects research and analysis of the performance of the People's Republic of China athletics team at the Olympic Games. The purpose is to study the performance of the People's Republic of China athletics team in the Olympic Games from 1984 to 2020. The method of analyzing scientific literature was used; the results obtained were processed by the method of mathematical statistics. Analysis of the research results gives us reason to say that the Chinese athletics team from 1984 to 2020 won 33 awards, of which: ten gold medals; ten silver medals; thirteen bronze medals. The most successful event in terms of medals in athletics is the 20 km race walking among women, where 6 Olympic medals were won (2 gold medals, 1 silver medal, and 3 bronze medals). However, it should be noted that in America in Los Angeles in 1984, the Chinese athletics team took 22nd place (1 bronze medal) out of 39 countries. And in the last games in 2020 in Tokyo, the Chinese team also takes 22nd place with 2 gold medals, 2 silver medals and 1 bronze medal. It is concluded that the quality of the performance of the Chinese athletics team was progressing, which is confirmed by the medals won, but the fact remains that they currently occupy 22nd place in the world. The Chinese team has repeatedly shown its strength and will prove its strength in this sport.

Исследование выступления сборной Китайской Народной Республики по легкой атлетике / Борохин М. И., Хэ С., Алексеева Г. Г. [и др.] ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Арктический государственный агротехнологический университет // Глобальный научный потенциал. - 2023. - N 10 (151). - С. 78-82.