Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 82
1.

Количество страниц: 9 с.

Статья посвящена изучению диалектизмов, включённых в "Якутско-русский тематический словарь", созданный коллективом авторов и изданный в 2024 году. Основной целью исследования является анализ вхождения диалектных слов в словарь и их классификация по способам словообразования на основе фундаментального монографического труда Спиридона Алексеевича Иванова, увидевшего свет в 2017 году. В статье показано, что существительные и глаголы, которые помечены как диалектизмы, распределены по тематическим группам, отражающим важнейшие аспекты жизни якутского народа, такие как охота, рыболовство, бытовые предметы и пищевые продукты. Всего в словаре выявлено 139 диалектизмов. В статье представлены примеры слов с указанием их этимологии и способов образования, таких как заимствования из русского и эвенкийского языков, а также слова, образованные метафорическим переносом.

Винокурова, Н. И. Диалектизмы в "якутско-русском тематическом словаре: имя существительное, глагол" / Винокурова Н. И. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Диалекты в языке и культуре : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения доктора филологических наук М. С. Воронкина, 95-летию со дня рождения доктора филологических наук С. А. Иванова, 95-летию со дня рождения кандидата филологических наук П. С. Афанасьева / [редакционная коллегия: Ю. М. Борисова, Н. А. Сивцева, А. А. Скрябина, Е. Р. Николаев ; рецензенты: И. Е. Алексеев, Л. М. Готовцева]. - Якутск : ИГИиПМНС, 2024. - С. 64-72.

2.

Количество страниц: 3 с.

Петрова, С. М. III-я международная научно-практическая конференция СВФУ "Русский мир Азии" в г. Ханой (СРВ) / С. М. Петрова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 215-217. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-215-217
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-215-217

6.

Количество страниц: 15 с.

Предпринята попытка рассмотреть в социолингвистическом аспекте функциональные особенности якутского и русского языков в семейном общении в динамике, проблемы трансляции якутского языка от поколения к поколению, влияние различных факторов на процесс внутрисемейной коммуникации, а также языковые установки в межнациональной семье.
The article attempts to examine, in the sociolinguistic aspect, the functional features of the Sakha and Russian languages in the context of family communication in their dynamics, the problems of the Sakha language transfer from generation to generation, the influence of various factors on the process of family−internal communication as well as language settings in an international family.

Иванова, Н. И. Динамика функций якутского и русского языков в сфере семейного общении / Н. И. Иванова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2013, N 2 (7). - С. 94-101.

7.
Автор:
Монастырева Дария Павловна

Количество страниц: 3 с.

Как и в любом языке мира, для объяснения и обозначения реалий и явлений в составе языка имеются так называемые фразеологические единицы (фразеологизмы). Мы их изучаем, но до сих пор не можем понять их значения или контекст без использования фразеологических словарей. И это неудивительно. В нашей повседневной речи не фигурируют сложные выражения; мы не стараемся усложнить наши высказывания из-за стремления к краткости и простоте нашей речи. Вдвойне сложно с фразеологизмами в национальных школах, где помимо русского преподается и родной язык, в нашем случае — якутский,в довесок еще идет третий язык — английский. Учащиеся-билингвы испытывают сложности из-за различных культур языков, их несостыковок в контексте (коннотации) при совпадении денотативного значения слов

Монастырева, Д. П. Сравнительно-сопоставительное изучение русской, английской и якутской фразеологии на основе составления иллюстрированного словаря / Д. П. Монастырева // Образование: пути решения актуальных проблем : сборник научно-методических статей педагогов, участников республиканских Педагогических чтений работников образовательных организаций (учреждений) / Таттинский лицей им. А. Е. Мординова ; составитель, научный редактор С. И. Огоюкина ; ответственный редактор И. А. Сивцева ; [вступительные статьи: И. А. Сивцева, О. М. Слепцова]. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - С. 295-297

8.

Количество страниц: 11 с.

Иванова, С. В. Двуязычные вывески государственных и муниципальных учреждений (на примере Центрального округа г. Якутска) / С. В. Иванова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2024. - N 2 (13). - C. 68-78. - DOI: 10.25587/2782-6627-2024-2-68-78
DOI: 10.25587/2782-6627-2024-2-68-78

9.
Авторы:
Олесова Антонина Петровна, Иванова Саргылана Спартаковна

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматриваются вопросы формирования лингвокультурологической компетенции языковой личности школьника в процессе обучения русскому языку. В центре внимания - разработка комплекса лингвокультурологических задач для изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 9-м классе якутской школы. Определены основные теоретические положения из области лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, методической лингвоконцептологии, важные для создания такого комплекса задач. Также установлено, что в учебниках русского языка для 9-х классов представлены упражнения с традиционными заданиями, творческие задания единичны, необходимы лингвокультурологические задачи на углубление, расширение концептосферы школьника, осознание национально-культурной специфики русских фразеологизмов. Это подтверждается и результатами констатирующего среза, который выявил проблемы в усвоении русских фразеологизмов обучающимися якутской школы. Комплекс лингвокультурологических задач, предложенный в данной статье, учитывает эти затруднения обучающихся и опирается на инновационный опыт, имеющийся в теории и практике обучения русскому языку. Комплекс включает четыре группы лингвокультурологических задач, условно соотнесенных с уровнями языкового менталитета и активизирующих их. При этом важными методическими условиями являются моделирование посредством таких задач диалога культур, сопоставление фактов русского и родного языков, что позволяет обучающимся постичь национально-культурную специфику и ценностные смыслы, заключенные во фразеологизмах. Эффективность данного комплекса задач в формировании лингвокультурологической компетенции школьников подтверждена результатами методического эксперимента.

Олесова, А. П. Комплекс лингвокультурологических задач для изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 9-м классе якутской школы / Олесова А. П., Иванова С. С. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - N 6-1. - С. 17. - DOI: 10.17513/spno.32180
DOI: 10.17513/spno.32180

10.

Количество страниц: 2 с.

В статье освещен опыт учителей методического объединения гуманитарного цикла МБОУ "Тюнгюлюнская средняя общеобразовательная школа им. А. С. Шахурдина с углубленным изучением отдельных предметов" по разработке сборника заданий по формированию читательской грамотности для обучающихся 7 классов.
The article highlights the experience ofteachers of the methodological association of the humanitarian cycle of Tyungyulyu Secondary School on the development of tasks for the formation of reading literacy forstudents in grade 7.

Сотникова, О. Н. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в основной школе / О. Н. Сотникова ; МБОУ "Тюнгюлюнская средняя общеобразовательная школа им. А. С. Шахурдина с углубленным изучением отдельных предметов // Народное образование Якутии. -2023. - N 2 (127). - С. 68-69.