Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 336
1.

Ответственность: Пинигина Ольга Николаевна

Количество страниц: 4 с.

Проведение фестиваля "Kant Fest" позволит привлечь внимание населения всей республики и в дальнейшем туристов со всего мира, что поможет решить социально значимые проблемы и повышения благосостояния населения республики, также привлечет молодежь к занятию сноубордом и горнолыжным спортом.
Realization of the "Kant Fest" festival will attract attention of the entire republic and in the future, tourists from all over the world, which will help solve socially significant problems and improve the well-being of the population of the republic. It will also attract young people to snowboarding and skiing.

Цыренова, М. М. Разработка проекта "Фестиваль "Кант-фест" в Оймяконском районе" / М. М. Цыренова ; научный руководитель О. Н. Пинигина ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 683-686.

2.

Ответственность: Баторов Афанасий Раднаевич (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

В данной статье рассмотрено влияние искусственного интеллекта (ИИ) на популяризацию эпоса "Олонхо" - древнего эпического произведения, представляющего ценное культурное наследие народа Саха. С использованием данных из открытых источников, включая сайты cyberleninka.ru и elibrary.ru, анализируется роль ИИ в распространении, изучении и сохранении этого уникального произведения. Рассмотрены методы автоматического перевода и адаптации текста эпоса, создание интерактивных образовательных ресурсов, а также цифровизация и архивирование культурного наследия с применением ИИ. Данный анализ позволяет выявить потенциал ИИ в сохранении и продвижении эпоса "Олонхо" как внутри страны, так и за ее пределами, а также предлагает пути дальнейшего исследования и развития в этой области.
The influence of artificial intelligence (AI) on the popularization of the epic "Olonkho" - an ancient epic work representing the valuable cultural heritage of the Sakha people - is considered. Using data from open sources, including the websites cyberleninka. ru and elibrary.ru, the role of AI in the dissemination, study and preservation of this unique work is analyzed. Methods of automatic translation and adaptation of the text of the epic, the creation of in tractive educational resources, as well as digitalization and archiving of cultural heritage using AI are considered. This analysis allows us to identify the potential of AI in preserving and promoting the Olonkho epic both within the country and abroad, and also suggests ways for further research and development in this area.

Гуляев, Э. Н. Искусственный интеллект в популяризации эпоса в олонхо / Э. Н.Гуляев, М. Р. Наумов ; научный руководитель Р. Б. Афанасий ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 673-675.

3.

Ответственность: Винокурова Ульяна Алексеевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

У народов севера Камчатки существует комплекс обрядов, направленных на гармонизацию отношения человека со средой обитания и ее обитателями. Мировоззрение чукчей и коряков отличается оригинальностью отношения Человек-Вселенная. В данной статье выделены обряды поклонения Земле, и ее творящей силе благополучия оленеводов и рыбаков, а также при преодолении геокультурного пограничья.
The peoples of northern Kamchatka have a set of rituals aimed at harmonizing a person’s relationship with the environment and its inhabitants. The worldview of the Chukchi and Koryaks is distinguished by the originality of the Man-Universe relationship. This article highlights the rituals of worshiping the Earth and its creative power for the well-being of reindeer herders and fishermen, as well as when overcoming geocultural borderlands.

Аслапова, Л. А. Обряды поколения земле у чукчей и коряков Камчатки / Л. А. Аслапова ; научный руководитель У. А. Винокурова ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 624-627.

4.

Ответственность: Неустроева Екатерина Николаевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

Данная статья посвящена проблеме нравственного развития младших школьников в условиях забывания и не знания якутских традиций, Олонхо и родного языка. В статье представлен опыт использования этнокультурной технологии СЭДИП в качестве образовательной технологии педагогики Олонхо для нравственного развития через этнокультурные методы. Также описывается процесс применения этой технологии на уроках Олонхо в начальной школе и результаты ее использования. Авторы выделяют преимущества использования этнокультурных технологий в нравственном развитии младших школьников и рекомендуют внедрение этой технологии в практику образовательных учреждений. В статье представлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию этнокультурной технологии СЭДИП для эффективного развития нравственности младших школьников.
This article is devoted to the problem of moral development of younger schoolchildren in conditions of forgetting and not knowing Yakut traditions, Olonkho and their native language. The article presents the experience of using the ethno-cultural technology of SADIP as an educational technology of Olonkho pedagogy for moral development through ethno-cultural methods. It also describes the process of using this technology in Olonkho lessons in primary school and the results of its use. The authors highlight the advantages of using ethno-cultural technologies in the moral development of younger schoolchildren and recommend the introduction of this technology into the practice of educational institutions. The article presents recommendations for further improvement of the ethno-cultural technology of SADIP for the effective development of the morality of younger schoolchildren.

Петрова, А. Ф. Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности посредством этнокультурной технологии СЭДИП / А. Ф. Петрова ; научный руководитель Е. Н. Неустроева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Педагогический институт // Аргуновские чтения - 2024. -Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 450-453.

5.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

В наши дни заново начинается формироваться понятие роли о традициях, культуре. Причиной можно назвать приход людей к пробуждению интереса исторической и культурной памяти. Открытость выражать свое отношение к традициям в прошлом и столкновение традиционной культуры уже в повседневной жизни. Саха тюсюлгэ в современности же не теряет свой феномен.
Nowadays, the concept of a role about traditions and culture is beginning to form anew. The reason can be called the arrival of people to awaken interest in historical and cultural memory. Openness to express one’s attitude towards traditions in the past and the clash of traditional culture in everyday life. Sakha tyusulge does not lose its phenomenon in modern times.

Алексеева, В. Т. Тюсюлгэ в XXI веке: традиции и современность / В. Т. Алексеева ; научный руководитель К. М. Яковлева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова,Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 347-349.

6.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

Традиционная одежда может иметь большое социальное значение и статусное значение в различных культурах. Ношение традиционной одежды может выражать членство в определенной культуре или социальной группе, подчеркивать индивидуальность и уникальность, а также отражать общественное положение и статус носителя. Традиционная одежда также может использоваться для выражения и поддержания идентичности и культурного наследия.
Traditional clothing can have great social and status significance in different cultures. Wearing traditional clothing can express membership in a particular culture or social group, emphasize individuality and uniqueness, and reflect the social position and status of the wearer. Traditional clothing can also be used to express and maintain identity and cultural heritage.

Потапова, И. С. Социально-статусная функция женского якутского костюма: традиции и современность / И. С. Потапова ; научный руководитель К. М. Яковлева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 374-376.

7.

Количество страниц: 5 с.

Раскрывается опыт исследования и изучения биографии крупного ученого-тунгусоведа Глафиры Василевич, чья коллекция хранится в фондах Национальной библиотеки РС(Я). Автор делится промежуточными результатами проектной деятельности Медиацентра Национальной библиотеки РС(Я), проведенной в рамках съемок документальных фильмов об ученом. Приводятся ранее неизвестные широкому кругу факты из биографии Глафиры Василевич.
The experience of researching and studying the biography of a prominent Tungus scholar Glafira Vasilevich, whose collection iskept in the collections of the National Library of the Republic of Sakha (Yakutia), is revealed. The author shares the intermediate results of the project activities of the Media Center of the National Library of the Republic of Sakha (Yakutia) carried out as part of the filming of documentaries about the scientist. Previously unknown to a wide range of facts from the biography of Glafira Vasilevich are given

Прибылых, А. И. Восполняя "белые пятна" в биографии выдающегося ученого-тунгусоведа Глафиры Василевич / Айна Ивановна Прибылых ; ГКУ РС(Я) "Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)" // Грибановские чтения - 2022 : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции смеждународным участием, 14–16 декабря 2022 года. - 2023. - 1 файл (565 с. ; 3,50 Мб) : ил. - С. 448-452.

8.

Количество страниц: 12 с.

Научная новизна. Впервые в сравнительном аспекте с эпическим наследием тюрко-монгольских народов рассмотрены внутренние медиальные формулы чудесного быстрого роста героя в якутских сказках и олонхо. Целью исследования является выявление разновидностей формул чудесного роста героя в якутских сказках и олонхо в сравнении с героическим эпосом и сказками тюрко-монгольских народов. В процессе исследовательской работы применены методы систематизации и сравнительно-сопоставительного анализа. В результате исследования обозначены следующие типологически устойчивые внутренние медиальные формулы, описывающие в эпосе и сказке быстрый рост героя: - обозначающие время роста героя: один день равен году; один день равен месяцу, месяц равен году; один час равен году; герой растет не по дням, а по часам и минутам; - описывающие сверхчеловеческие способности героя: герой не вмещается в шкуру крупных животных; умеет разговаривать сразу после рождения (обращается с речью к родителям); проявляет свою силу и убегает от родителей; гиперболические формулы-сравнения. Из указанных устойчивых медиальных формул чудесного роста героя в текстах якутских олонхо выявлено четыре, в якутской волшебной сказке - три. По всем типам в статье приведены не только примеры из текстов сказок и эпоса тюрко-монгольских народов на языке оригинала с переводом на русский язык. Определен компонентный состав устойчивых словесных выражений на наличие художественных средств.
Scientific novelty. For the first time in a comparative aspect with the epic heritage of the Turkic-Mongolian peoples the internal media formulas of the miraculous rapid growth of the hero in the Yakut fairy tales and olonkho are considered. The aim of the study is to identify varieties of formulas for the miraculous growth of a hero in Yakut fairy tales and olonkho in comparison with the heroic epos and fairy tales of the Turkic-Mongolian peoples. In the process of research work were applied methods of systematization and comparative analysis. As a result of the study, the following typologically stable internal medial formulas are identified that describe the rapid growth of the hero in the epic and fairy tale: - indicating the time of growth of the hero: one day is equal to a year; one day is equal to month, a month is equal to a year; one hour is equal to a year; a hero grows by leaps and bounds; - describing the superhuman abilities of the hero: a hero does not fit into the skin of large animals; a hero knows how to talk immediately after birth (speaks to parents); a hero shows his strength and runs away from his parents; hyperbolic comparison formulas. Of these stable medial formulas of the hero’s miraculous growth, four were identified in the texts of the Yakut olonkho, and three in the Yakut fairy tale. For all types, the article provides not only examples from the texts of fairy tales and epics of the Turkic-Mongolian peoples in the original language with translation into Russian. The component composition of stable verbal expressions for the presence of artistic means is determined.

Павлова, Н. В. Особенности формул чудесного роста героя в якутской сказке и олонхо в сравнительном аспекте с тюрко-монгольским эпосом / Н. В. Павлова ; ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН" // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - N 4 (41). - С. 110-121. - DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.010
DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.010

9.

Количество страниц: 4 с.

Шишигина, Ф. В. XVI ысыах олонхо на Полюсе Холода / Ф. В. Шишигина ; Ассоциация Олонхо // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К.Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2023. - N 3 (31). - С. 111-114.
DOI: 10.25587/2782-4861-2023-3-99-107

10.

Количество страниц: 10 с.

Актуальность исследования русского фольклора обусловлена тем, что до сих пор он в полном объеме не институализирован в литературу, кино, театр. В русской литературе нет, например, романов о Кощее Бессмертном, Иване царевиче, героях славянской языческой культуры и многих других персонажах этого жанра. Между тем это глубокие колоритные образы, органически вписанные в не менее яркий контекст. О подобных пробелах писали многие великие писатели, например, Томас Манн. Целью является выявление основных типологических характеристик русского былинного эпоса, который на наш взгляд исследован в этом смысле весьма односторонне. Методологией является компаративистский анализ различных подходов (мифологических, исторических, структурных и т. п.), тесно взаимосвязанный с характерными чертами и структурой былин. При этом значительное внимание уделено гармоничному сочетанию различных мотивов эпоса: героев, калик-перехожих, эпического времени, языческих влияний, гиперболизации и т. д. Сделана попытка не принять, но учесть различные влияния на подобные исследования (дореволюционные, послереволюционные, навеянные марксистским походом, структурным анализом, который начал использоваться в исследовании русского эпоса начина с 70-х годов прошлого столетия). Русский эпос благодаря огромному количеству исторических, социальных, культурных связей естественным образом взаимодействует с эпосами республик (союзных и автономных), входивших в бывший СССР, что открывает широкие возможности для компаративистских исследований различных типов. Намечены пути для сравнительного анализа русского эпоса с эпосами восточнославянских народов, а также с якутским героическим эпосом олонхо. Дальнейшие планы авторов предполагают продолжение исследования русского фольклора в жанре сказки и области культуры славянского язычества. Первый из них исследован достаточно полно, но структурный и системный подходы исследований необходимо развивать дальше. Культура же славянского язычества представляет собой малоисследованную область, где до сих пор нет устоявшихся подходов, а по многим вопросам существуют различные точки зрения. Здесь можно применить методологические подходы, изложенные в нашей монографии "Философия Олонхо".
The investigation of Russian folklore has not yet been fully institutionalized in literature, cinema, and theater. In Russian literature, for example, there are no novels about Koshchei the Immortal, Ivan the Prince, heroes of Slavic pagan culture and many other characters of this genre. Meanwhile, these are deep, colorful images organically integrated into an equally vivid context. Many great writers, such as Thomas Mann, have written about such gaps. The goal is to identify the main typological characteristics of the Russian epic, which, in our opinion, has been studied in this sense very one-sidedly. The methodology is a comparative analysis of various approaches (mythological, historical, structural, etc.) closely interconnected with the characteristic features and structure of epics. At the same time, considerable attention is the harmonious combination of various motifs of the epic: heroes, Kalik-passers-by, epic time, pagan influences, hyperbolization, etc. An attempt is made not to accept, but to take into account various influences on such studies (pre-revolutionary, post-revolutionary, inspired by the Marxist approach, structural analysis, which began to be used in the study of Russian epic since the 1970s). The Russian epic, thanks to a huge number of historical, social, and cultural connections, naturally interacts with the epics of the republics (union and autonomous) that were part of the former USSR, which opens up wide opportunities for comparative studies of various types. Paths are outlined for a comparative analysis of the Russian epic with the epics of the East Slavic peoples, as well as with the Yakut heroic epic Olonkho. The authors' further plans involve continuing the study of Russian folklore in the genre of fairy tales and the field of culture of Slavic paganism. The first of them has been studied quite fully, but the structural and systemic approaches to research need to be further developed. The culture of Slavic paganism is a little-studied area where there are still no established approaches, and there are different points of view on many issues. Here you can apply the methodological approaches outlined in our monograph “Philosophy of Olonkho”.

Кожевников, Н. Н. Основания и компаративистский анализ русского эпоса / Кожевников Н. Н., Данилова В. С. ; Северо-Восточный федеральный университетим. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2024. - N 2 (34). - С. 67-76. - DOI: 10.25587/2782-4861-2024-2-67-76
DOI: 10.25587/2782-4861-2024-2-67-76