Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 8146
1.
Автор:
Наталья Ивановна Харлампьева

Издательство: НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Серия, номер выпуска: Вып. 5

В 1956 году прошел 20-й съезд, который разоблачил культ Сталина. Относительная свобода для людей культуры и искусства была как горный ветер, которая "обняла" всех и возродила некоторые надежды. Далее рассказывает народный поэт Якутии Наталья Харлампьева
2.
Автор:
Наталья Ивановна Харлампьева

Издательство: НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Серия, номер выпуска: Вып. 4

Во все периоды истории не всегда можно было говорить напрямую то, о чем хочет сказать писатель, автор. Иносказание стало особенно востребовано в те времена репрессий в Советском Союзе. Об иносказаниях в поэзии рассказывает народный поэт Якутии Наталья Харлампьева
3.

Количество страниц: 12 с.

Рассматривается языковая и культурная семантика якутского слова буруо ‘дым’, порождающего систему метафорических моделей в лексике, фразеологии и фольклоре. Как свидетельствует материал, метафоре дыма присущи смысло- и текстообразующие функции, в якутской лингвокультуре она не только образует парадигму языковых единиц с общей семантикой ‘потомки, продолжение рода’, но и служит источником порождения текста загадок, пословиц, благопожеланий, заклинаний, эвфемизмов и т. д. Анализируемая метафора отражает фрагмент фольклорной картины мира народа саха, связанный с патриархальной семьей, социальной ролью сына и дочери в продолжении рода.
The paper examines the linguistic and cultural semantics of the Yakut word buruo (smoke) by exploring its metaphorical manifestations in vocabulary, phraseology, and folklore. The folklore text is analyzed using a structural-semiotic approach to examine language as a cultural verbal code. For the first time, the smoke metaphor is recognized as a source of riddles, proverbs, good wishes, incantations, euphemisms, and others. Otherwise, the metaphor is found to have meaning- and text-forming functions. In the Yakut linguoculture, the smoke metaphor creates a micro paradigm of linguistic units with the general semantics of “descendants, a continuation of the family.” The metaphor under study is suggested to be a cultural element of the Sakha people’s folklore, specifically related to the patriarchal family structure and the roles of sons and daughters in procreation. The smoke metaphor, a tool for creating new concepts and pictorial means in language and culture, proves to be an element of the informational structures of oral collective memory. It preserves the principle of patrilineage, gender stereotypes, and traditional ideas of the Sakha people about the succession of generations and procreation, understood as “development, advancement through stages of development.” A significant finding is that a polysemous word, phraseology, paremy, epithet, folklore formula, symbol, and others can preserve considerable information in a coiled form and serve as an optimal way of its oral transmission in time and space. To conclude, folklore text meta-phors are not only emotionally rich but also involve “condensed” meaning, with a symbol representing the information compression.

Габышева, Л. Л. Метафора дыма: реконструкция культурных смыслов (на материале якутской лингвокультуры) / Л. Л. Габышева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Сибирский филологический журнал. - 2024. - N 1. - С. 236-247. - DOI: 10.17223/18137083/86/17
DOI: 10.17223/18137083/86/17

4.
Заглавие: Үрүҥ үөдүйээн

Издательство: ХИФУ издательскай дьиэтэ

Год выпуска: 2013

Серия, номер выпуска: Саха олоҥхото

Количество страниц: 368 с.

В книгу вошло ранее не публиковавшееся олонхо одного из известных фольклористов Мегино-Кангаласского улуса А. С. Порядина, которая было написано в 1941 г. Издание снабжено примечаниями, текстологическими комментариями и указателями. Предназначено для специалистов, студентов и учащихся, а также для всех интересующихся якутским фольклором
5.
Автор:
Алексеев Афанасий Николаевич

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2014

Серия, номер выпуска: Саха олоҥхото

Количество страниц: 328 с.

В книгу вошло ранее не публиковавшееся олонхо сказителя из Хангаласского улуса А. Н. Алексеева "Хаҥалас Боотур", по своему основному содержанию и образу главного героя относящееся к типу олонхо о родоначальниках племени ураанхай саха. Издание снабжено примечаниями и текстологическими комментариями
6.

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 352 с.

В книгу вошло ранее не опубликовавшееся олонхо выдающегося сказателя из Вилюйского улуса В. О. Каратева "Дьирибинэ Боотур", по своему основному содержанию и образу главного героя относящееся к типу олонхо о защитниках племени ураангхай саха. Издание снабжено примечаниями и текстологическими комментариями
7.

Издательство: Писатель Якутии

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 68 с.

Сборник стихов, легенд, поэм
8.

Количество страниц: 12 с.

Статья посвящена исследованию концепта УРЭ ‘гора’ в языковой картине мира эвенков. Основной целью исследования является анализ языковых репрезентаций указанного ментального образования в эвенкийском языке. Анализ данного концепта показал, что для эвенкийской лингвокультуры гора является объектом поклонения. Для эвенков гора - благополучное место для содержания оленей в летнее время и охоты. Автор пришел к выводу, что концепт УРЭ ‘гора’ сформировался под влиянием охотничье-кочевого образа жизни эвенков в сочетании с анимистическими воззрениями на природу и входит в структуру концепта БУГА ‘мир’.
The main purpose of the study was to analyze the lexical units involved in the representation of the URE ‘mountain’ concept in the language picture of the world of the Evenks. The identification of word meanings involved the examination of bilingual dictionaries of the Evenk language and field records of authentic texts narrated by informants who knew the Evenk and Russian languages well. According to the source study, the lexemes ure , a , and are the most commonly used representations of the concept URE in the Evenks’ world picture. The analysis revealed the meaning of lexemes ure , a , and allowed their semes to be identified. The ure lexeme was found to have the semes: ‘overgrown with trees,’ ‘low hill,’ ‘inhabited by moose, bears, and other wild animals,’ and ‘master spirit of the mountain.’ The following semes were found for the lexeme : ‘stony,’ ‘covered with grass or reindeer moss,’ ‘inhabited by wild deer,’ ‘suitable for residence in summer,’ suitable for roaming,’ ‘suitable for deer grazing in summer,’ and ‘a good place for hiding deers from wolves.’ The lexeme is characterized by the semes: ‘rocky,’ ‘high,’ ‘made of stones,’ ‘cool place,’ and ‘inhabited by bighorn sheep, tarbagans, and musk deer.’ A conclusion is made that the URE ‘mountain’ concept formation was influenced by Evenks’ hunting and nomadic lifestyle combined with their animistic views on nature. The URE ‘mountain’ concept is a part of the BUGA ‘world’ concept structure.

Ушницкая, Н. Ю. Репрезентация концепта УРЭ ‘гора’ в языковой картине мира эвенков / Н. Ю. Ушницкая ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Сибирский филологический журнал. - 2023. - N 4. - С. 287-298. - DOI: 10.17223/18137083/85/21
DOI: 10.17223/18137083/85/21

9.

Количество страниц: 14 с.

Представлено описание структуры терминологических словосочетаний, относящихся к тематической группе "Части тела скота", в якутском и бурятском языках. Данные сочетания образованы способом аналитического словообразования и занимают особое место в лексике исследуемых языков как действенный путь создания терминов соответствующего тематического поля. Часть данной группы лексики в обоих языках составляют парные слова. Активным путем образования наименований сложной структуры в якутском языке является способ примыкания и изафета. Бурятские сложные имена, обозначающие части тела скота, образуются способом примыкания и сочетанием, в котором определитель в его составе стоит в родительном падеже. Анализ показал необходимость сравнительного исследования вторичных номинаций лексики указанной тематической группы в якутском и бурятском языках.
The paper presents a structural description of the terminological phrases relating to the thematic group “Livestock body parts” in the Yakut and Buryat languages. These lexical units refer to the folk terms reflecting the features of the material and spiritual culture of an ethnic group and are widely used in languages of very different typologies. Such phrases are formed analytically, representing non-single-word nominative units denoting one specific concept or real object. Their lexical meaning can be realized at the denotative and/or connotative levels. The terminological phrases under study occupy a special place in the lexicon of the languages in question as an effective way of creating terms. Word pairs are a part of this vocabulary group. An active way of compound word formation in Yakut and Buryat is the method of adjunction used to form attributive phrases with an adjective or a participle as an attribute. Both languages feature terminological phrases formed morphologically. Such phrases have an attributive function, designating a part of a whole object or a type of a generic concept, with the determining component occupying the preposition. In Yakut, these phrases have their components connected by the possessive affix of the third person. Buryat terms denoting animal body parts are formed by a combination with the determining component in the genitive case. It is noteworthy that in Yakut nominal constructions, the indicator of the connection between the components is attached to the component being determined, while in Buryat, it is attached to the determining one.

Данилова, Н. И. Терминологические словосочетания, обозначающие части тела скота, в якутском языке (в сопоставлении с бурятским) / Н. И. Данилова, Ф. Н. Дьячковский ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Сибирский филологический журнал. - 2023. - N 4. - С. 197-210. - DOI: 10.17223/18137083/85/15
DOI: 10.17223/18137083/85/15

10.
Автор:
Горелов Анатолий Ефимович

Издательство: Советский писатель, Ленинградское отделение

Год выпуска: 1980

Количество страниц: 632 с.

Книга Анатолия Горелова "Три судьбы" является как бы продолжением его "Очерков о русских писателях", в которых даны были портреты корифеев русской литературы XIX — начала XX столетия. В книге Анатолия Горелова речь идет о писателях, без которых трудно представить реальное богатство, противоречивость и сложность русской литературной истории Это - Ф. И. Тютчев, А. В. Сухово-Кобылин, И. А. Бунин. Судьбы этих писателей, столь не похожих друг на друга, объединены "духом трагизма", пронизывающим их творчество. Это побудило критика к психологическому проникновению в личность каждого писателя, в драматические коллизии его судьбы. В этой книге, как и в книге "Гроза над соловьиным садом" (о поэзии А. Блока), сказалось умение автора в свободной манере воссоздавать личность писателя в ее психологической сложности, в ее драматических связях с эпохой