Дидактический потенциал региональных текстов в обучении русскому языку в школах Республики Саха (Якутия)
Didactic potential of regional texts in teaching russian language in schools of the Republic of Sakha (Yakutia)
Обложка

Дидактический потенциал региональных текстов в обучении русскому языку в школах Республики Саха (Якутия)
Didactic potential of regional texts in teaching russian language in schools of the Republic of Sakha (Yakutia)

Статья в журнале

Русский

373.5.016:811.161.1(571.56)

10.17513/spno.33046

обучение русскому языку ; текстоориентированный подход ; региональный компонент; региональный текст; Russian language teaching; text-oriented approach; regional component; regional text

Народное образование. Педагогика / Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы / Методика преподавания учебных дисциплин в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются вопросы использования региональных текстов на уроках русского языка в школах Якутии. В результате проведенного анализа специальной литературы, изучения педагогического опыта выявлены различные подходы к трактовке регионального текста, сформулировано рабочее определение этого понятия для данного исследования. Определены критерии отбора региональных текстов: соответствие требованиям текстуальности, доступности, задачам патриотического и духовно-нравственного воспитания, познавательная ценность, представленность изучаемых языковых явлений, эстетичность формы, оптимальный объем. Приведены конкретные примеры включения региональных текстов в содержание уроков русского языка. Рекомендуются методические приемы, которые помогут школьникам осмыслить культурно-языковые и другие особенности региона, отраженные в тексте: справка об источнике, авторе, чтение текста, анализ его содержания, историко-культурологическое комментирование, выявление культурно-маркированных слов, отражающих региональную специфику, словарно-семантическая работа с ними, этимологический комментарий, обсуждение приведенных в тексте фактов и др. Таким образом, региональный текст становится средством познания культурно-языковых особенностей функционирования русского языка на территории Якутии, отражающих взаимовлияние языков и культур: якутские заимствования в русскоязычной речевой коммуникации, своеобразный говор арктических старожилов, уникальный двуязычный фольклор потомков государевых ямщиков. Утверждается, что использование регионального текста на уроках русского языка заключает в себе большой дидактический потенциал для формирования языковой личности, ее духовно-нравственного развития.

Олесова, А. П. Дидактический потенциал региональных текстов в обучении русскому языку в школах Республики Саха (Якутия) / Олесова А. П. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Современные проблемы науки иобразования. - 2023. - N 6. - С. 6. - DOI: 10.17513/spno.33046
DOI: 10.17513/spno.33046

Чтение документа возможно  в помещении библиотеки

Вам будет интересно